Финансирование охраны окружающей среды

Одним из важнейших методов экономического управления является финансирование, т.е. представление денежных средств на какие-либо строго определенные мероприятия, в данном случае природоохранные.

В основе современной системы финансирования природоохранной деятельности лежит плановая система охраны окружающей среды, которая опиралась на систему централизованного планирования экономики. На практике это находило отражение в заданиях по осуществлению природоохранных мероприятий в планах социально-экономического развития наряду с показателями производственной деятельности. Такие задания формулировались на уровне государства в целом, отрасли, отдельных регионов и конкретных предприятий. На основе планов-заданий определялась потребность в финансовых и материально-технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования – централизованного распределения материально-технических ресурсов.

Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла и о других источниках финансирования: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятия. Однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования.

Эта система была неэффективной, поскольку средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как они не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.

Введение в 1989-1990 гг. таких экономических методов регулиро-вания охраны окружающей среды и природопользования, как платежи за использование природных ресурсов и платы за загрязнение позволило сформировать базу новой системы финансирования природоохранной деятельности.

Согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) финансирование природоохранных мероприя-тий и экологических программ производилось за счет следующих источников:

- бюджеты всех уровней;

- средства предприятий, учреждений и организаций;

- внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;

- фонды экологического страхования;

- кредиты банков;

- займы в инвалюте;

- средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан).

Отметим значение и некоторые особенности формирования отдельных источников финансирования.

В доходную часть бюджетов всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Законодательством РФ установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности.

Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятия.

Внебюджетные целевые поресурсные фонды были созданы для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов.

Внебюджетные экологические фонды были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др.

Основным источником формирования экологических фондов стали платежи за загрязнение окружающей природной среды. Внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за загрязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (от 1991 г.) была создана единая трехуровневая система внебюджетных государственных экологических фондов. На верхнем уровне – Федеральный экологический фонд, на среднем – фонды субъектов Федерации, на нижнем – районные и городские фонды.

Главная цель создания внебюджетных экофондов: формирование автономной, независимой от госбюджета, структуры для централизованного финансирования природоохранной деятельности. При этом важно подчеркнуть, что средства экофондов дополняли бюджетные средства и средства предприятий-природопользователей (собственные и заемные).

В настоящее время вместо внебюджетных экологических фондов все средства аккумулируются в Консолидированном фонде.

Источником формирования экологических фондов согласно Закону об охране окружающей среды было следующее:

1. Платежи предприятий, объединений и организаций за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

2. Штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное (некомплексное) использование (потери) природных ресурсов;

3. Средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий;

4. Средства от реализации конфискованных средств охоты и рыболовства, а также продукции, незаконно добытой посредством их применения;

5. Добровольные взносы предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан.

Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность – только на цели, связанные с природоохранной деятельностью.

Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном банке, обслуживающем предприятие. Прежде всего, он формируется на экологически опасных предприятиях.

Источниками формирования ЭФП являются:

– амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям;

– платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм;

– штрафные платежи за превышение норм загрязнения;

– платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуемых природных ресурсов, вносимых предприятием, когда они восстанавливают эти ресурсы за счет собственных средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геолого-разведочных работ);

– целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду;

– кредиты государственных и коммерческих банков;

– доходы (депозитный процент) от хранения в банке;

– прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.

Основные направления расходования средств ЭФП:

1. Различные природоохранные нужды (строительство или реконструкция пылегазоочистных установок и т.д.);

2. Осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также с юридическими лицами и гражданами;

3. Финансирование технологической реконструкции основных производственных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование приводит к снижению «экологической нагрузки» на окружающую среду).

Общественные фонды охраны окружающей среды «образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Эти фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и использования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды».

Использование собранных средств на финансирование природоохранной деятельности характеризуется целевой направленностью на проведение природоохранных мероприятий. Так, в бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.

Объемы капиталовложений природоохранного значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны. При этом наблюдаются значительные колебания доли основных источников финансирования в общем объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях природно-климатических, социаль-но-экономических, экологических условий.

В условиях дефицита государственного бюджета и сложной экономической обстановки в России Федеральный экофонд и территориальные экофонды РФ являются одним из важных источников финансирования природоохранительной деятельности в стране. В то же время консолидация территориальных экофондов в бюджеты разных уровней в отдельных регионах РФ привела к значительному сокращению финансирования природоохранных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: