Сущность управленческой деятельности. Министерство образование и науки Украины

Оглавление

Министерство образование и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Кафедра Океанотехники и кораблестроения

Менеджмент судостроительной промышленности

Конспект лекций

лектор д.т.н. профессор А.И. Раков

Севастополь

Глава 1 Сущность и задачи менеджмента…………………………………………… 6

1.1 Сущность управленческой деятельности 6

1.2 Цели и задачи менеджмента 8

1.3 Менеджер - как руководитель предприятия 11

1.4 Методы и функции менеджмента 17

Глава 2 Понятие и формы организаций…………………………………………… 28

2.1 Понятие организаций 28

2.2 Внешняя среда в бизнесе 33

2.3 Коммерческие организации (предприятия) 39

2.4 Государственные предприятия и некоммерческие организации 45

2.5 Объединение предприятий 49

Глава 3. Этапы развития и школы менеджмента………………………………… 52

3.1 Классическая школа научного управления 52

3.2 Классическая административная школа управления 55

3.3 Школа психологии и человеческих отношений 58

3.4 Количественная школа менеджмента (управленческая) 60

3.5 Государственное управление экономикой 66

3.6 Управленческое консультирование 71

Глава 4. Управленческие решения………………………………………………….. 79

4.1 Процесс принятия управленческих решений 79

4.2 Управленческие решения и деловой риск 82

4.3 Теория принятия управленческих решений 88

4.4 Механизм принятия управленческих решений 95

4.5 Бизнес-план – как обоснование принятия особо важного решения 97

Глава 5. Планирование деятельности предприятия…………………………….. 107

5.1 Сущность, назначение и преимущества стратегического планирования 107

5.2 Планирование реализации стратегии 116

5.3 Управление реализацией стратегического плана и контроль его исполнения. 117

5.4 Задачи разработки тактических планов деятельности предприятия 120

5.5 Оперативно – производственное планирование на предприятии 123

Глава 6. Организационные структуры менеджмента…………………………… 130

6.1 Функциональная департаментализация 130

6.2 Виды структур управления предприятием 132

6.3 Производственная структура предприятия 138

6.4 Производственная структура цеха (отдела) 142

Глава 7. Мотивация деятельности………………………………………………… 147

7.1 Основные теории мотивации труда 148

7.2 Теория потребностей Мак Клелланда 150

7.3 Теория ожиданий 151

7.4 Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию 152

Глава 8. Руководство: власть и лидерство………………………………………... 155

8. 1 Понятие власти и авторитета 155

8.2 Делегирование, ответственность и полномочия 158

8.3 Имидж и стиль руководства менеджера 159

8.4 Возникновение и разрешение конфликтов 163

Глава 9 Процесс управления предприятием, его информационное и техническое обеспечение……………………………………………………………. 169

9.1 Организация управления предприятием 169

9.2 Функции и процесс управления предприятием 174

9.3 Назначение и состав службы оперативного управления производством 183

9.4 Организация информационного и технического обеспечения системы управления предприятием 189

9.5 Процесс контроля, как заключительный этап управления предприятием 194

Глава. 10 Организация труда менеджера………………………………………… 201

10.1 Функции менеджера в процессе организации труда 201

10.2 Планирование рабочего времени менеджера 205

10.3 Организация и проведение деловых переговоров 208

10.4 Организация и проведение деловых совещаний 213

Краткий деловой словарь менеджера 218


Глава 1 Сущность и задачи менеджмента

Менеджмент представляет собой процесс управления предприятием (организацией), а в более широком смысле – это системное управление всеми производственными процессами на предприятиях при создании и реализации самой разнообразной продукции и услуг.

Обычно, на промышленных предприятиях деятельность по созданию различных видов продукции бывает понятна, но на предприятиях, не производящих готовую продукцию, производственные функции часто бывают менее понятны. Например, это деятельность, которая осуществляется в банках, магазинах, парикмахерских, учебных заведениях и т. п.. Продукция которая производится на этих предприятиях, может иметь необычные операционные формы, такие как парикмахерские услуги, продажа билетов, обслуживание покупателей или клиентов, преподавание и др. Производственную или операционную деятельность таких предприятий обычно называют сервисом (сервисным обслуживанием).

Менеджмент состоит из совокупности принципов, методов, средств и форм управления производственными (операционными) процессами на предприятии с целью повышения экономической и социальной эффективности. Сущность менеджмента, при этом, заключается в понятии управления предприятиями как сложными социально-техническими системами, на которые оказывают влияние многочисленные факторы как внутренней так и внешней среды.

Менеджмент коммерческого предприятия – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение запланированной предприятием прибыли, путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики, что означает:

- ориентацию предприятия на запросы потребителей, организацию производства тех видов товаров, которые пользуются спросом на рынке и могут принести предприятию плановую прибыль;

- хозяйственную самостоятельность, дающую возможность принимать самостоятельные решение тем, кто непосредственно несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия;

- систематическую корректировку целей и задач в зависимости от изменения требований рынка;

- постоянное стремление к осуществлению главной стратегической цели предприятия –получению плановой прибыли.

Менеджмент бюджетных учреждений (государственной и муниципальной собственности) существенным образом отличается от управления коммерческими предприятиями. Так перед предприятиями государственного и муниципального (местного) секторов народного хозяйства, часто получение прибыли не является главной задачей их деятельности. Особенно сильно отличаются цели деятельности государственных и муниципальных учреждений административного управления, налоговых инспекций и т.п. и, соответственно, требуют отдельного рассмотрения. Поэтому дальнейшее изложение особенностей управления предприятиями будет рассматриваться нами с позиции деятельности коммерческих предприятий, работающих в условиях рынка.

Понятие управление вообще и государственного управления в частности, намного шире приведенных выше определений “Менеджмента”. Система государственного управления страной имеет дело с социально-экономическими процессами, происходящими в многоукладной экономике государства и, следовательно, решает также целую серию задач непосредственно не связанных с системой рыночных отношений.

Таким образом, менеджмент есть специальная область знаний, объединяющая в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других отраслей знаний, опирающаяся на опыт управленческого искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: