Инновационный потенциал менеджмента

Таблица профиля среды

Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания.

Процесс выбора стратегии включает следующие основные шаги: уяснение текущей стратегии; проведение анализа портфеля продукции; выбор стратегии организации и оценка выбранной стратегии.

А. Томпсон и А. Стрикланд предложили следующую матрицу выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка на продукцию (эквивалент росту отрасли) и конкурентной позиции фирмы (рис. 11.8)1.

Рис. 11.8. Матрица Томпсона-Стрикланда

Выполнение стратегии направлено на решение следующих трех задач:

1) определение приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовать организация;

2) установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами с тем, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной стратегии. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам организации, как ее структура, система мотивирования и стимулирования, нормы и правила поведения, разделенные ценности и верования, квалификация работников и менеджеров и т. п.;

3) выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией.

Все три задачи решаются посредством изменения.

В результате анализа по рассмотренным направлениям должны быть получены предложения о содержании комплекса мер по повышению эффективности менеджмента.

Рекомендация:

1 Стратегии выписаны в возможном порядке прочтения.

Нововведение как объект инновационного управления. Инновационный потенциал менеджмента заключается в систематическом определении конкретных путей достижения новых знаний, возможностей для инноваций. Именно вследствие сознательного сосредоточения на максимизации возможностей обеспечивается повышение эффективности деятельности организации. М. Портер подчеркивает, что инновации являются главным орудием в глобальной конкуренции. Превращение инноваций в стратегический ресурс организации привело к смыканию стратегического и инновационного менеджмента.

Инновация. Существуют различные определения, раскрывающие экономическое содержание понятия «инновация». Ученые экономисты и политики трактуют понятие «инновация» в зависимости от преследуемых целей, решаемых задач, объекта и предмета проводимых исследований. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (технологии, способа организации и управления), внедренного на рынке.

Описание инновационных процессов введено в экономическую науку Й. Шумпетером, который считал, что инновация ¾ это новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом.

С точки зрения потенциала менеджмента инновация ¾ это не изобретение и не открытие, хотя и то и другое может потребоваться. Она фокусируется не на знаниях, а на эффективности, а в бизнесе ¾ на экономической эффективности. Ее сущность носит скорее концептуальный характер, чем технический или научный. Признаком инноватора является способность объединить в системы то, что другим представляется несвязным набором разрозненных элементов. Качество инновации не зависит напрямую от ее размера, наоборот, чем она меньше, тем лучше. П. Друкер отмечает, что инновация ¾ это успешная попытка найти и включить в свой бизнес последнюю частичку, которой недостает, чтобы превратить уже существующие элементы ¾ знания, товары, покупательский спрос, рынки ¾ в новое и гораздо более продуктивное целое. Для того чтобы найти области, где инновация может создать максимальные возможности, следует выяснить:

· чего не хватает, чтобы сделать эффективным то, что уже существует;

· какой небольшой шаг следует сделать, чтобы изменить доходы;

· какое небольшое изменение могло бы значительно приумножить силу всех ресурсов.

П. Друкер подчеркивает, что понять, в чем состоит потребность, не значит удовлетворить ее. Однако это дает перечень желаемых результатов, а затем уже можно решить, будет ли существовать возможность для их достижения. Инновации можно применять для нахождения потенциала бизнеса и создания его будущего. В первую очередь они должны применяться в качестве стратегии для того, чтобы сделать максимально эффективным день сегодняшний и приблизить существующий бизнес как можно ближе к идеальному.

Нововведение. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций», или «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» ¾ в буквальном смысле «введение нового» ¾ означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество ¾ становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация». Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Анализ факторов и способов получения конкурентных преимуществ для укрепления позиций организации на рынке раскрывает взаимосвязь между рынком капитала (инвестиций) и рынком новшеств (новаций).

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Классификация инноваций. С содержанием понятия «инновация» сопряжена и их классификация. В зависимости от принципов группировки в экономической литературе приводятся разнообразные классификации инноваций. Российским научно-исследовательским институтом системных исследований субъектов рынка предложено подразделение инноваций на технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления с учетом сфер экономической деятельности.

Жизненный цикл инновации. Период от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. В процессе жизненного цикла инновация как результат взаимодействия основных факторов производства в своем движении от зарождения до использования, выступая в качестве общественного продукта, проходит стадии производства, распределения, обмена и потребления. Этим стадиям соответствуют следующие фазы: наука, исследование, разработка, производство, распространение и потребление. Распределение и обмен опосредуют связь производства инновации и ее потребления.

С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Инновационная сфера. Область деятельности производителей и потребителей нововведений на всех стадиях инновационного процесса представляет собой инновационную сферу. Ее основными составляющими являются: рынок новшеств, факторы и причины получения конкурентных преимуществ, а также новых способов конкуренции, рынок капитала (инвестиций).

С учетом изложенного, раскрывая содержание понятия «инновационная сфера», определим область инновационной деятельности как форму общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационного процесса. Он включает в себя три основные стадии:

1) проведение научно-исследовательских (в том числе фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских, технологических работ, работ по опытно-производственному освоению;

2) осуществление работы по постановке на серийное производство, развертыванию и освоению производственных мощностей в масштабах, достаточных для удовлетворения конкретных потребителей новшеств;

3) производство, распространение инноваций и их использование конечными потребителями.

Инновационная сфера является системой взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается. Распространению нововведений содействует инновационная инфраструктура, т. е. организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. К ним относятся инновационно-технологические центры, инкубаторы, парки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации.

Совокупность материальных и человеческих ресурсов, включая финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, время, пространство, которые обеспечивают государству, региону, отрасли, хозяйствующему субъекту, некоммерческой организации способность осуществить, воспроизвести, воспринять нововведение, характеризует инновационный потенциал менеджмента.

Инновационная деятельность. Одной из основных задач управления в организации является управление инновационной деятельностью. Инновационную деятельность можно рассматривать с двух точек зрения:

1) как средство обеспечения стратегического преимущества организаций, для которых собственно инновации не являются основным видом деятельности;

2) как вид деятельности, продуктом которой становятся конкретные научные, научно-технические и иные результаты, используемые как основа нововведений в других отраслях.

Раскрывая содержание инновационной деятельности, необходимо отметить следующее. Основным товаром рынка новшеств (новаций) является научный и научно-технический результат, продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.

В основе инноваций лежит творческая деятельность высококвалифицированных специалистов различных отраслей экономики, т. е. людей, обладающих редким видом человеческого капитала ¾ творческими способностями.

Инновационный процесс осуществляется с затратами ресурсов в пространстве и времени. Рынок инноваций выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство и борьбу противоположностей. В постиндустриальном обществе новации являются одновременно и факторами, и причинами получения конкурентных преимуществ, а также новых способов конкуренции. Имманентным свойством рынка свободной конкуренции является его стремление к монополизации. Полученный выигрыш за счет инноваций ведет к занятию промышленным предприятием лидирующего положения в отрасли, увеличению его рыночной доли с соответствующей экономией на масштабе производства. В таких условиях предприятие, занимающее прочное положение на конкретном товарном рынке, имеет надежные хозяйственные связи с поставщиками и потребителями своей продукции. В результате внедренное новшество выступает в качестве существенного барьера для внедрения последующих инноваций. Однако экономические функции конкуренции обеспечивают обновление в промышленности и экономический рост на основе научно-технического развития. Укрепившиеся на рынке хозяйствующие субъекты должны искать и внедрять новые способы обеспечения конкурентных преимуществ, чтобы сохранить полученные на основе внедренных новаций.

Инновации дифференцируют на реактивные и стратегические.

Реактивные инновации направлены на обеспечение сохранения структуры рынка и являются реакцией субъекта рынка на инновационную деятельность конкурентов. Стратегические инновации способствуют обеспечению сохранения лидера на рынке или его смене.

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в нововведения. Инвестиции выступают в качестве механизма инновационной деятельности. Основу этого механизма составляют валовые автономные и производные инвестиции. Валовые инвестиции ¾ это общее увеличение запаса капитала в экономике, т. е. сумма средств, идущих на замену изношенного основного капитала и прироста инвестиций. Экономическая теория различает автономные и производные инвестиции. Автономные инвестиции ¾ это капиталовложения, независимые от объема и динамики национального дохода. В реальной экономике имеет место взаимовлияние инвестиций и дохода. Автономные инвестиции вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту национального дохода, влекущему за собой повышение склонности к инвестированию у различных общественных групп. Эти инвестиции принято называть производными.

Финансирование инновационной деятельности является основой развития и функционирования любой экономической системы. Стержнем инвестиционного механизма инновационной деятельности является перераспределение финансовых ресурсов от тех, кто ими располагает, к тем, кто в них нуждается. Финансирование в инновационной сфере осуществляется на основе гибкого сочетания бюджетных источников и средств предприятий и организаций.

Существует множество аспектов капитала как категории. Экономисты отождествляют его прежде всего со средствами производства. Раскрывая содержание понятия «капитал» как экономического ресурса, его можно определить как инвестиционные ресурсы. С позиций инновационного потенциала менеджмента под рынком капитала понимаются инвестиции.

Инвестиции (от лат. investio ¾ обладаю) ¾ это собственность, вкладываемая в средства производства. Целями вложения капитала является получение прибыли и положительного социального эффекта. В перечень собственности, раскрывающей понятие инвестиций, включаются следующие материальные и нематериальные блага:

а) денежные средства;

б) целевые банковские вклады;

в) ценные бумаги всех видов;

г) технологии;

д) машины, оборудование, здания, сооружения и другое имущество, относящееся к основному капиталу;

е) лицензии на патенты, товарные знаки;

ж) кредиты;

з) интеллектуальные ценности и другое имущество или имущественные права.

Вложение собственности в воспроизводство основных средств предприятия осуществляется в форме капитальных вложений.

Финансовая база инноваций. В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет. Концепцией государственной промышленной политики России предусматриваются основные нормы инвестиционной политики.

1. На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности.

2. Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе.

3. Преимущественной формой предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

Функционирование инвестиционного механизма в инновационной сфере неразрывно связано с разработкой инвестиционной стратегии, которая представляет собой совокупность целей и задач, достигаемых и решаемых за счет вкладываемых средств и направленных на получение конкурентных преимуществ. Выбор оптимальной инвестиционной стратегии осуществляется на основе прогнозов социально-экономического развития. Важнейшими этапами разработки инвестиционной стратегии являются прогнозы научно-технического прогресса конъюнктуры товарных и финансовых рынков. При этом учитывают возможные варианты решения научно-технических проблем, оценивают уровни расходов на варианты.

Основными источниками инвестиций являются собственные средства хозяйствующих субъектов (взносы в уставный капитал, амортизационный фонд, другие резервные фонды, фонд накопления, нераспределяемая прибыль предприятия).

Наиболее дешевым источником финансирования инвестиций является реинвестируемая прибыль предприятия. Ее применение позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с выплатой процентов по заемным средствам, или расходов на выпуск ценных бумаг. Реинвестирование прибыли сохраняет сложившуюся систему контроля над деятельностью предприятия, поскольку число акционеров предприятия не меняется (в отличие от их неизбежного увеличения в случае дополнительной эмиссии ценных бумаг).

Инвестиционная деятельность осуществляется преимущественно в условиях неопределенности. Если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, то инвестиционное решение может быть принято достаточно просто, поскольку руководство предприятия ясно представляет объем и характеристики необходимых новых основных средств (машин, станков, оборудования и т. п.). Если же стоит вопрос о расширении основной деятельности или ее диверсификации, то фактор риска начинает играть существенную роль.

Проблема совершенствования механизма управления инновационно-инвестиционной деятельностью в промышленности региона многогранна. Она включает в себя множество аспектов, например правовые, экономические, социологические, экономико-мотивационные, аспекты теории человеческого капитала и др.

Основные этапы создания и реализации инновационного проекта. Понятие «инновационный проект» имеет два значения:

1) дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

2) система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Выделяют пять этапов инновационного изменения: подготовку (планирование), «размораживание» (подготовку фирмы к изменениям), непосредственное осуществление изменения, «замораживание» (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации.

1. На этапе подготовки:

· определяют основное содержание и уровень изменения;

· составляют предварительный план изменения, направленного на достижение определенных улучшений;

· проводят анализ движущих и сдерживающих сил и возможного потенциала поддержки изменения;

· определяют, на кого конкретно повлияют изменения, каковы причины возможного сопротивления;

· решают, кого еще необходимо привлечь к планированию процесса изменения;

· выбирают стратегию изменения и методы преодоления сопротивления;

· выделяют и анализируют проблемы, которые, вероятно, могут быть вызваны инновацией;

· составляют реалистичный план осуществления изменения и выявляют критерии, по которым будут осуществляться контроль и оценка изменения;

· определяют необходимые ресурсы (кадровые, временные, финансовые, материальные и др.), включая внешних консультантов.

2. На этапе «размораживания»:

· определяют время для снятия психологического напряжения в организации;

· выбирают методы подготовки и информирования сотрудников, соответствующие стратегии изменения;

· контролируют прогресс в подготовке изменения, а в случае необходимости корректируют подходы и планы.

3. На этапе изменения:

· меняют только то, что необходимо для достижения желаемого улучшения;

· формируют достаточные резервы времени и других ресурсов на случай неожиданных затруднений;

· создают условия для изменения стратегии, в случае если, как подсказывает опыт (ваш, сотрудников или консультантов), это будет способствовать успеху инновации;

· информируют сотрудников фирмы об успехах преобразований.

4. На этапе «замораживания»:

· выделяют необходимые ресурсы для закрепления, «сохранения» проведенных на этапе изменения действий;

· рассматривают вопросы последующего обучения сотрудников (для работы в новых условиях);

· осуществляют планы (по использованию результатов инновации) с учетом ситуации.

5. На этапе оценки:

· проводят последующие исследования;

· поддерживают обратную связь с теми, на кого влияют изменения;

· информируют (сотрудников, руководство фирмы, внешнее окружение и др.) о результатах проведенной инновации.

Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные стадии: от состояния, когда «проекта еще нет», до положения, когда «проекта уже нет». Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами или этапами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи. Процесс разработки и реализации проекта состоит из следующих этапов:

1) формирование инновационного замысла (идеи);

2) исследование инвестиционных возможностей;

3) подготовка контрактной документации;

4) подготовка проектной документации;

5) строительно-монтажные работы;

6) эксплуатация объекта;

7) мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инновационного проекта, в том числе инвестиционного замысла (идеи), понимается задуманный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инвестиций могут быть отнесены:

· строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

· комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа ¾ производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

На этапе исследования инвестиционных возможностей осуществляется:

· предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

· оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

· подготовка предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;

· оценка предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительный анализ их коммерческой эффективности;

· оформление исходно-разрешительной документации;

· подготовка предварительных оценок по разделам технико-экономического обоснования, в частности оценки эффективности проекта;

· утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;

· составление контрактной документации на проектно-изыскательские работы.

Целью исследования инвестиционных возможностей является подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет и все работы производятся за счет собственных средств, принимается решение о финансировании работ по подготовке технико-экономического обоснования проекта.

Этап технико-экономического обоснования проекта в полном объеме предусматривает:

· проведение полномасштабного маркетингового исследования;

· подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг);

· составление исходно-разрешительной документации;

· разработку технических решений, в том числе генерального плана;

· градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;

· инженерное обеспечение;

· мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;

· описание организации строительства;

· данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

· описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

· формирование сметно-финансовой документации ¾ оценка издержек производства, расчет капитальных издержек, годовых поступлений от деятельности предприятий, потребности в оборотном капитале, проектируемых и рекомендуемых источников финансирования проекта, определение предполагаемых потребностей в иностранной валюте, условий инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;

· оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

· планирование сроков осуществления проекта;

· оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

· формирование условий прекращения реализации проекта.

Принятие решений по инвестированию осложняется следующими факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, риск и т. п. Решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Какого-то универсального метода, пригодного для всех ситуаций, нет.

Существует значительный ряд методов оценки инвестиционных проектов (рис. 11.9).

Рис. 11.9. Классификация основных методов оценки
инвестиционных проектов

Вся деятельность организации, особенно ее инновационная составляющая, связана с ситуацией неопределенности, которая в конечном счете характеризует случайное на рынке и в деятельности организации. Риск инновационного проектирования многогранен в своих проявлениях и представляет собой сложную систему факторов, проявляющуюся в виде комплексов рисков, индивидуальных для каждого участника проекта в количественном и качественном отношении.

Инновационные стратегии обусловливают способы конкуренции, обеспечивающие получение конкурентных преимуществ. В то же время эффективность управления инновациями и инвестиционной деятельностью определяется государственной научно-технической и инновационной политикой. Ключевую роль в развитии инновационного предпринимательства играет государство.

Анализ проблем управления инновационной деятельностью способствует созданию оптимального механизма повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей, организаций, товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: