Матрица БКГ

Стратегия хозяйственного портфеля

Хозяйственный портфель (business portfolio) — совокупность отдельных направлений деятельности и продуктов организации. Применительно к отдельным стратегическим хозяйственным единицам характеризует совокупность продуктов, предлагаемых ими потребителям. В данном смысле понятие «хозяйственный портфель» аналогично понятию «продуктовая номенклатура».

Портфельные стратегии - это совокупный портфель, включающий планово-управленческие решения по перераспределению корпоративных ресурсов между структурными подразделениями фирмы для обоснования выгодных сегментов рынка и потенциальных возможностей для каждой хозяйственной единицы.

В основе разработки портфельных стратегий лежит целевой подход:

научные разработки - производство - реализация - сервисное обслуживание.

Для разработки портфельных стратегий используется матричный метод с включением анализа хозяйственного портфеля крупной фирмы, имеющей самостоятельные стратегические хозяйственные единицы (СХЕ), несущие полную ответственность за свою деятельность перед руководством. Управление ресурсами осуществляют с использованием матриц БКГ и Джи -И-Маккензи.

Анализ матрицы БКГ позволят выявить планово-управленческие решения по увеличению доли на рынке и получению конкурентных преимуществ для каждой стратегической единицы (СХЕ) компании.

Темпы роста спроса высокие Трудный ребенок Звезды
низкие Собаки Дойные коровы
  высокая низкая
Доля фирмы на рынке

Квадрант «звезда» отражает лидирующее положение СХЕ с высоким темпом роста и рыночной долей. СХЕ в квадранте «дойная корова» выступает в роли донора и обеспечивает ресурсами «звезду» и «трудный ребенок». Зона «трудный ребенок», если получит инвестиции, может перейти в «звезду».

1. Лучшее применение для поступающей наличности (мы, конечно, согласимся с этим) поддержка “денежных дойных коров”. Они требуют не так много “сена”, но если необходимо строительство новой фабрики или наступило время модернизации технологии, такого рода инвестиции должны иметь наивысший приоритет.

2. Также мы можем согласиться с тем, что следующими в очереди стоят “звезды”. А каждая “звезда” испытывает большую потребность в “горючем” (денежных средствах), для того чтобы она могла “светить” нам и дальше, поддерживая и увеличивая свою ОДР.

3. Проблемы начинаются, когда “надоенные” деньги инвестируются в “вопросительные знаки”. В некоторых “пиратских” интерпретациях теории БКГ особое внимание уделялось обоснованию целесообразности именно этих инвестиций. БКГ ответила на такие вольности тем, что подчеркнула: инвестирование в “вопросительные знаки” должно быть строго избирательным, необходимо ограничиться поддержкой только тех направлений, которые имеют реальный шанс завоевать лидерство на рынке. С таким подходом к инвестициям в “вопросительные знаки” можно вполне согласиться.

4. Наименьшим приоритетом пользуются “собаки”, которых БКГ советует посадить на голодный паек. Возможно, данный рецепт и научно обоснован, но проблема заключается в том, что в “конуре” живут “собаки” самых разных пород, требующие дифференцированного подхода при формировании инвестиционной стратегии компании.

Результатом портфельного анализа является правильное перераспределение корпоративных ресурсов и генерация перспективных стратегий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: