Нормирование производственных запасов и дебиторской задолженности

Для бесперебойной работы предприятие должно создавать запасы ресурсов, используемых в производственном процессе.

Производственные запасы классифицируются:

по видам материальных ресурсов: запасы топлива, запасы основных и вспомогательных материалов, запасы запасных частей.

по функциональному назначению: текущий, страховой (гарантийный), подготовительный, сезонный, транспортный запас.

· Для ТЭС важнейшим является запас топлива, включающий:

Текущий запас – запас топлива, обеспечивающий бесперебойную работу в период между двумя очередными плановыми поставками топлива.

Втек.= Вср.сут* tнормтек, где tнормтек - норма текущего запаса топлива в сутках.

Страховой (гарантийный) запас создается на случай уменьшения размера поставки топлива или увеличения интервала поставки.

Встр. = Вср.сут*, где Вi – фактический объем поставки;

ti – фактический интервал поставки, – средний интервал поставки, n – число учитываемых поставок.

Встр.зап = Вср.сут *Δt

где Δt –время задержки поставок, определяемое на основе анализа истории поставок.

Подготовительный (технологический) запас – обеспечивает ТЭС топливом в период между началом приемки топлива на склад и подачей его в парогенератор.

Вподг. = kтехн*(Втек.зап + Встр.зап), где kтехн – коэффициент технологичности топлива, устанавливаемый комиссией.

Как правило, период времени между моментом поставки топлива на электростанцию и подачей его в парогенератор составляет несколько часов, поэтому подготовительный запас может определяться:

Вподгчас*tподг , где Вчас - часовой расход топлива парогенератора, tподг – время на подготовку топлива (дробление, размол и пр.)

Сезонный запас создается для покрытия возрастающей потребности в топливе в осенне-зимний период, в соответствии с графиком заполнения складов топлива, разрабатываемым руководством компании.

Транспортный запас создается при значительной удаленности станции от точки поставки ресурса.

Совокупный запас топлива на станции включает:

Взап.= Втек.. + Встр. + Вподг. + Всезон. + Втрансп.. На величину совокупного запаса влияют: установленная мощность станции, выработка электроэнергии и отпуск тепла, режим эксплуатации, удельный нормативный расход топлива, вид топлива, емкость топливных складов, расстояние транспорта топлива.

· Запасы запасных частей. К моменту начала ремонта на площадке станции должен быть запас запчастей, определяемый регламентом проведения данного вида ремонта.

В общем случае обеспеченность компании определенным видом ресурса оценивается по коэффициенту обеспеченности:

Если >1 – налицо излишний запас, если <1 – дефицит запаса.

· Текущая дебиторская задолженность также подлежит нормированию.

Дебиторская задолженность (ДЗ) – задолженность за энергию, не оплаченная по договору энергоснабжения за данный период платежа до окончания следующего за ним периода платежа.

По истечении второго срока платежа текущая задолженность переходит в ранг просроченной.

Норма текущей ДЗ в сутках устанавливается для каждой категории потребителей и соответствует времени, необходимому для выписки платежных документов, отправки в банк и совершения банковских проводок.

Норматив текущей дебиторской задолженности равен произведению среднесуточной задолженности на норму текущей задолженности в сутках для каждой из категорий потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: