Для бесперебойной работы предприятие должно создавать запасы ресурсов, используемых в производственном процессе.
Производственные запасы классифицируются:
по видам материальных ресурсов: запасы топлива, запасы основных и вспомогательных материалов, запасы запасных частей.
по функциональному назначению: текущий, страховой (гарантийный), подготовительный, сезонный, транспортный запас.
· Для ТЭС важнейшим является запас топлива, включающий:
Текущий запас – запас топлива, обеспечивающий бесперебойную работу в период между двумя очередными плановыми поставками топлива.
Втек.= Вср.сут* tнормтек, где tнормтек - норма текущего запаса топлива в сутках.
Страховой (гарантийный) запас создается на случай уменьшения размера поставки топлива или увеличения интервала поставки.
Встр. = Вср.сут*, где Вi – фактический объем поставки;
ti – фактический интервал поставки, – средний интервал поставки, n – число учитываемых поставок.
Встр.зап = Вср.сут *Δt
где Δt –время задержки поставок, определяемое на основе анализа истории поставок.
|
|
Подготовительный (технологический) запас – обеспечивает ТЭС топливом в период между началом приемки топлива на склад и подачей его в парогенератор.
Вподг. = kтехн*(Втек.зап + Встр.зап), где kтехн – коэффициент технологичности топлива, устанавливаемый комиссией.
Как правило, период времени между моментом поставки топлива на электростанцию и подачей его в парогенератор составляет несколько часов, поэтому подготовительный запас может определяться:
Вподг=Вчас*tподг , где Вчас - часовой расход топлива парогенератора, tподг – время на подготовку топлива (дробление, размол и пр.)
Сезонный запас создается для покрытия возрастающей потребности в топливе в осенне-зимний период, в соответствии с графиком заполнения складов топлива, разрабатываемым руководством компании.
Транспортный запас создается при значительной удаленности станции от точки поставки ресурса.
Совокупный запас топлива на станции включает:
Взап.= Втек.. + Встр. + Вподг. + Всезон. + Втрансп.. На величину совокупного запаса влияют: установленная мощность станции, выработка электроэнергии и отпуск тепла, режим эксплуатации, удельный нормативный расход топлива, вид топлива, емкость топливных складов, расстояние транспорта топлива.
· Запасы запасных частей. К моменту начала ремонта на площадке станции должен быть запас запчастей, определяемый регламентом проведения данного вида ремонта.
В общем случае обеспеченность компании определенным видом ресурса оценивается по коэффициенту обеспеченности:
Если >1 – налицо излишний запас, если <1 – дефицит запаса.
|
|
· Текущая дебиторская задолженность также подлежит нормированию.
Дебиторская задолженность (ДЗ) – задолженность за энергию, не оплаченная по договору энергоснабжения за данный период платежа до окончания следующего за ним периода платежа.
По истечении второго срока платежа текущая задолженность переходит в ранг просроченной.
Норма текущей ДЗ в сутках устанавливается для каждой категории потребителей и соответствует времени, необходимому для выписки платежных документов, отправки в банк и совершения банковских проводок.
Норматив текущей дебиторской задолженности равен произведению среднесуточной задолженности на норму текущей задолженности в сутках для каждой из категорий потребителя.