double arrow

Комплекс профилактических мероприятий по снижению ущерба от чрезвычайных ситуаций

Таблица 8

Виды возможных разрушений зданий под действием волны прорыва

Наименование зданий Вид возможных разрушений
Сильные Средние Слабые
h, м v, м/с h, м v,м/с h, м v, м/с
Деревянные жилые дома 3,5 2,0 2,5 1,5 1,0 1,0
Кирпичные здания 6,0 3,0 4,0 2,5 2,5 1,5
  Промышленные здания: - с легким каркасом; -с тяжелым каркасом   5,0   2,5   3,5   2,0   2,0   1,5
  6,0   4,0   6,0   3,0   3,0   1,5

При прогнозировании масштаба и последствий химического заражения используют типовую методику, основные положения которой описаны ниже.

Прогнозирование масштаба химического заражения - это определение размеров зоны возможного химического заражения и изображение зоны в масштабе на топографической карте или схеме местности, на которой произошла авария или катастрофа с выбросом в окружающую среду вредных веществ. Внешние границы возможного химического заражения территории устанавливают по пороговой токсодозе при ингаляционном воздействии паров вредного вещества на организм человека.

Оценка последствий химического заражения заключается в определении продолжительности поражающего действия паров вредного вещества в зоне заражения, времени подхода паров вредного вещества к интересующим рубежам (объектам), а также в оценке возможных потерь людей в очагах химического поражения.

Очаг химического поражения - это территория хозяйственных объектов, учреждений, организаций или жилых массивов, которая находится в пределах зоны химического заражения. Продолжительность поражающего действия паров вредного вещества (tпд) определяет временные рамки существования зоны химического заражения, то есть промежуток времени, в течение которого сохраняется опасность для жизни и здоровья людей, находящихся в зоне заражения. Время подхода вредных паров к заданному рубежу (tх) определяется для того, чтобы обеспечить своевременное оповещение рабочих, служащих и населения об опасности химического заражения и проведение эффективных мероприятий по их защите. Оценка возможных потерь людей (П, %) позволяет определить необходимый объем работ по оказанию медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации, а также характеризует надежность защиты людей в зоне химического зараже­ния.

Масштаб химического заражения зависит от следующих факторов:

- физико-химических свойств вещества, образующего зону заражения;

- количества вредного вещества, распространившегося в результате чрезвычайной ситуации;

- условий хранения вредного вещества;

- состояния атмосферы в приземном слое воздуха (на расстоянии от поверхности земли до высоты 10 метров);

- характера разлива вредных веществ на поверхности земли (в поддон, обваловку или открытый разлив);

- метеорологических условий (скорости ветра в приземном слое атмосферы, наличия облачности и температуры воздуха);

- времени суток на момент аварии, катастрофы, стихийного бедствия (ночь, утро, день, вечер);

- времени, прошедшего после выброса вредного вещества в окружающую среду.

Физико-химические свойства и агрегатное состояние вредного вещества оказываютсущественное влияние на масштаб химического заражения. Газообразные и сжиженные вредные вещества в случае выброса их из технологических аппаратов, хранилищ и трубопрово­дов образуют только первичное облако, которое формируется прак­тически мгновенно (за несколько минут). Большинство жидкостей, в случае их выброса на поверхность земли, образуют сначала первич­ное, а затем и вторичное облако, которое формируется в результа­те испарения жидкого вредного вещества с подстилающей поверхнос­ти. Жидкости, кипящие выше температуры окружающей среды, образуют только вторичное облако паров. Размеры зоны химического заражения и скорость ее образования в определяющей степени зави­сят от количества вещества, перешедшего в первичное (Q1) и вторичное (Q2) облако паров вредного вещества. Если вокруг поврежденного аппара­та, емкости или трубопровода нет обвалования или поддона, то вредное вещество разливается свободно на большой площади, что приводит к увеличению объема облака вредных паров и масштаба химического заражения.

Состояние атмосферы в приземном слое воздуха оценивают тремя сте­пенями вертикальной устойчивости воздуха в приземном слое атмосферы: инверсия, изотермия и конвекция. Зона хими­ческого заражения наибольших размеров возникает при максимальной устойчивости воздуха в нижних слоях атмосферы, когда нижние слои воздуха холоднее верхних и практически отсутствует перемешивание воздуха, что приводит к распространению паров вредного вещества на большие расстояния. Такое состояние воздуха в нижних слоях атмосферы называется инверсией. При изотермии вертикальная устой­чивость воздуха снижается, т.к. происходит выравнивание его тем­пературы, а при возникновении конвекции наблюдается интенсивное перемешивание воздушных масс и рассеивание паров вредного вещества. Таким образом, глубина распространения вредных паров и газов от источника химического заражения при всех прочих равных условиях минимальна при конвекции, имеет промежуточное значение при изотермии и максимальна при инверсии.

Степень вертикальной устойчивости воздуха определяют по справочным данным, зная скорость ветра в приземном слое воздуха, характеристику облачности, а также время возникновения аварии (чрезвычайной ситуации), в результате которой произошел разлив или выброс вредного вещества.

Инверсия наблюдается ночью или под утро при небольшой скорости ветра (до четырех метров в секунду), а конвекция - днем при скорости ветра менее двух метров в секунду.

Размеры зоны химического заражения зависят также и от вре­мени, прошедшего после аварии, катастрофы, поэтому прогнозирование масштаба химического заражения осуществляют на один, два, три или четыре часа, прошедших после выброса или разлива вредного вещества.

Руководящие органы единой государственной системы предуп­реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (РСЧС) всех уровней (на хозяйственных объектах, в учреждениях, организациях, населенных пунктах, городах и районах) при наличии угрозы химического заражения обязаны организовывать оперативное и за­благовременное прогнозирование масштабов и последствий химическо­го заражения.

Оперативное прогнозирование должно осуществляться в крат­чайшие сроки сразу после выброса или разлива большого количества вредного вещества на территории хозяйственного объекта или насе­ленного пункта. При этом в качестве исходных данных для прогно­зирования необходимо получить следующие сведения:

1) место расположения источника химического заражения на местности и наименование разлитого вещества;

2) дата и время аварии;

3) метеорологические данные (скорость и направление ветра в приземном слое воздуха, наличие снегового покрова, температура воздуха, характеристика облачности) на момент аварии;

4) фактические или расчетные данные о количестве разлитого или выброшенного в атмосферу вредного вещества;

5) данные о наличии и высоте поддона или обвалования вокруг аппарата, емкости или другого оборудования, в котором содержа­лось вредное вещество.

Затем определяют возможную глубину зоны химического зараже­ния. Для этого рассчитывают количество вредного вещества, пере­ходящее в первичное (Q1) и вторичное(Q2) облако, и по справочным данным находят глубину заражения при расп­ространении первичного и вторичного облака. После этого определяют суммарную глубину зоны возможного заражения. Кроме того, в зависимости от скорости приземного ветра определяют ве­личину центрального угла зоны возможного химического заражения.

Получив эти данные, на топографических картах (схемах) местности изображают в масштабе зону возможного химического заражения в виде окружности, полуокружности или сектора с радиусом, равным глубине зоны возможного химического заражения, и центром, соответст­вующим месту расположения источника химического заражения.

Если в момент аварии, катастрофы или стихийного бедствия наблюдалось безветрие (скорость движения воздуха менее 0,5 м/с), то зону возможного химического заражения изображают в виде окружности. При скорости ветра 0,6-1,0 м/с зону изобра­жают в виде полуокружности по направлению ветра. При скорости ветра более 1,0 м/с зону возможного хими­ческого заражения изображают по направлению ветра в виде сектора с центральным углом, равным 90 или 45 градусов плоского угла.

После изображения зоны возможного химического заражения оценивают возможные последствия химического заражения. Сначала оп­ределяют продолжительность поражающего действия паров вредного вещества в зоне заражения, которая принимается равной длительности испарения вредного вещества с поверхности разлива: tпд= Т (ч). Затем рассчитывают время подхода зараженного воздуха к интересующим рубежам или объектам. Кроме того, по справочным дан­ным определяют возможные потери людей, находящихся в зоне химического заражения. Для этого необходимо знать количество людей, находящихся в зданиях, сооружениях или на открытой местности, а также обеспеченность их средствами защиты органов дыхания.

Оперативное прогнозирование масштаба и последствий химического заражения необходимо выполнять в кратчайшие сроки. Для этого разрабатывают прикладные программы, позволяющие выполнять расчеты с использованием компьютерной техники. Результаты прогнозирования используют для проведения экстренных мероприятий по защите людей, находящихся в зоне химического заражения, а также при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Заблаговременное прогнозирование масштабов и последствий химического заражения осуществляют до возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом и выбросом вредных веществ. Причем используется вышеописанная методика, только принимают количество разлитого вещества равным максимальному, степень вертикальной устойчивости воздуха и другие данные – на самый неблагоприятный случай развития обстановки.

Крупномасштабное радиоактивное заражение происходит в двух случаях: при авариях с разрушением ядерных реакторов и при наземных и низких воздушных ядерных взрывах.

Прогнозирование в каждом случае ведется с использованием специально разработанной методики, учитывающей вид радиоактивного заражения.

Прогнозирование последствий после аварий с разрушением ядерных реакторов ведется по типовой методике, которая включает выполнение следующих этапов:

1) сбор исходных данных;

2) определение размеров зоны радиоактивного заражения и изображение её на топографической карте местности;

3) определение возможных доз облучения людей, находящихся в зоне возможного радиоактивного заражения;

4) оценка тяжести возможных радиационных поражений людей.

Сразу после аварии определяют место, время аварии, тип разрушенного реактора, его мощность, метеоусловия на ближайшие 10 часов и собирают другие исходные данные, необходимые для прогнозирования.

Размеры зоны радиоактивного заражения определяют по справочным данным, зная тип разрушенного реактора, его мощность, время аварии и т.д. При этом получают данные о длине и ширине двух зон: чрезвычайно опасного и опасного радиоактивного заражения. Затем эти зоны изображают на топографической карте местности в масштабе по направлению ветра в виде вытянутых эллипсов.

Зону радиоактивного заражения изображают в описанном выше порядке только в том случае, когда по прогнозам местной гидрометеослужбы направление ветра не изменится в ближайшие десять часов.

Определение возможных доз облучения людей, находящихся в зоне радиоактивного заражения, выполняют в следующей последовательности:

1) выявление населенных пунктов и хозяйственных объектов, находящихся в зоне радиоактивного заражения;

2) определение расстояния от источника радиоактивного заражения до каждого из этих объектов и населенных пунктов;

3) определение по справочным данным величины возможных доз облучения людей, находящихся во всех населенных пунктах в зоне радиоактивного заражения (отдельно для детей и взрослых);

4) оценка тяжести возможных радиационных поражений отдельно для детей и взрослых, проживающих во всех населенных пунктах (степень лучевой болезни и другие последствия).

При прогнозировании масштаба радиоактивного заражения используется типовая методика, которая позволяет определить размеры возможного следа радиоактивного заражения и изобразить его на топографической карте местности.

След радиоактивного заражения делится на пять зон, характеристика которых приведена в табл. 9.

Размеры зон М, А, Б, В, Г определяют по справочным данным, зная мощность и тип ядерного взрыва, а также среднюю скорость ветра на данной местности в ближайшие часы после ядерного взрыва.

Длина следа при ядерном взрыве боеприпасов средней мощности достигает несколько сотен километров, а ширина – несколько десятков километров.

Таблица 9

Характеристика зон радиоактивного заражения после ядерных взрывов

Обозначе- ние зоны Наименование зоны Эталонная мощность дозы гамма-излучения Р1, Р/ч
М Зона радиационной опасности 0,005 – 8
А Зона умеренного радиоактивного загрязнения 8 – 80
Б Зона сильного радиоактивного загрязнения 80 – 240
В Зона опасного радиоактивного загрязнения 240 – 800
Г Зона чрезвычайно опасного радиоактивного загрязнения > 800

Р1 – мощность дозы гамма-излучения в зоне радиоактивного заражения на один час после ядерного взрыва.

Изобразив на топографической карте след радиоактивного заражения, приступают к определению возможных доз внешнего облучения людей, которые могут находиться на зараженной территории, а также возможных доз облучения при пересечении на транспорте или пешком следа радиоактивного заражения. Кроме того, определяют допустимую продолжительность пребывания людей в зоне радиоактивного заражения и решают другие задачи по обеспечению безопасности проведения спасательных, аварийных и других работ.

В результате возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в крупных городах и сельской местности могут возникать зоны бактериологического заражения – это районы земной поверхности или области воздушного пространства, зараженные биологическими возбудителями заболеваний в опасных пределах для населения, сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных растений. Зона заражения характеризуется следующими параметрами:

1) виды распространившихся бактериологических средств;

2) размеры и расположение зоны относительно хозяйственных объектов и населенных пунктов;

3) время образования зоны и изменчивость границ распределения возбудителей болезни.

В зонах биологического заражения на территории населенных пунктов, хозяйственных объектов, на фермах, на территории сельскохозяйственных угодий образуются очаги бактериологического поражения – это территория, на которой произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных растений.

Органы РСЧС, анализируя исходные данные, на топографических картах изображают границы зон биологического заражения и очагов поражения. При этом используются данные медицинских служб и служб защиты животных и растений РСЧС, которые получают данные от санитарно-эпидемиологических станций, разведывательных формирований и наблюдательных постов, развернутых в зоне биологического заражения. До полной ликвидации зон биологического заражения продолжается контроль и наблюдение за развитием ЧС, эти данные учитываются при проведении работ по ликвидации последствий заражения.

Для предотвращения распространения инфекционных заболеваний, локализации и ликвидации очагов биологического поражения по решению КЧС (комиссий по чрезвычайным ситуациям) города, района, республики, края, области устанавливаются специальные режимы жизнедеятельности: карантин или обсервация.

Карантин – это система противоэпидемических и режимно-ограничительных мероприятий, направленных на полную изоляцию всего очага поражения и ликвидацию в нем инфекционных заболеваний. На внешних границах зоны карантина устанавливают вооруженную охрану, а в самой зоне организуется комендантская служба и патрулирование. Запрещается выход людей, вывод животных, вывоз материалов и имущества из зоны карантина до его снятия. Важные хозяйственные объекты, оказавшиеся в зоне карантина, продолжают свою работу или деятельность в особом режиме. Прекращается работа всех учебных заведений, зрелищных учреждений, рынков, базаров.

Обсервация – это комплекс изоляционно-ограничительных и лечебно-профилактических мероприятий, которые включают: ограничение въезда и выезда людей, а также вывоза из очага биологического поражения имущества без специальной обработки (обеззараживания), усиление медицинского контроля за водоснабжением и питанием, ограничение общения между людьми.

3.5.3.1.Контроль и прогнозирование опасных природных явлений и негативных последствий хозяйственной деятельности людей.

Для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения ущерба от них на территории Российской Федерации организован постоянный мониторинг природной среды и работы потенциально опасных хозяйственных объектов. Его задачами являются наблюдение и оценка состояния природной и техногенной среды с целью обнаружения возможной опасности для населения и хозяйственных объектов.

Решение этих задач возложено на учреждения министерств и ведомств Российской Федерации, входящих в функциональную подсистему РСЧС (Минэкологии, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Минздрава, Минсвязи, Российской академии наук и др.). Для координации действий министерств и ведомств на федеральном уровне создана межведомственная автономная сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). В неё входят учреждения гидрометеослужбы (метеостанции, лаборатории), службы здравоохранения (санэпидемстанции), службы охраны окружающей среды (научно-исследовательские подразделения, лаборатории, станции), которые контролируют химическое, радиоактивное и биологическое заражение, а также сельскохозяйственные учреждения (ветеринарные, агрономические лаборатории и станции, научно-исследовательские организации), организации и учреждения мелиорации и водного хозяйства, пищевой и молочной промышленности, министерства путей сообщения, морского и речного флота.

На всей территории Российской Федерации осуществляется спутниковый мониторинг, который позволяет:

-контролировать состояние водных объектов с целью обнаружения зон затопления;

-контролировать степень загрязнения атмосферного воздуха над городами;

-обнаруживать пожары и отслеживать их распространение;

-контролировать состояние почвы, растительных покровов и посевов.

Во всех субъектах Федерации действуют подсистемы спутникового мониторинга, которые позволяют решать не только задачи обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, но и многие хозяйственные проблемы.

Контроль за обстановкой на хозяйственных объектах организован следующим образом. На территории всех потенциально опасных объектов и прилегающей к ним территории ведется повседневный контроль за обстановкой. К потенциально опасным хозяйственным объектам относятся химически, радиационно-, биологически, гидродинамически опасные объекты и пожаро- и взрывоопасные объекты. Контроль осуществляют службы и подразделения потенциально опасных объектов, оснащенные необходимыми техническими средствами, приборами, материалами и обученным квалифицированным персоналом. На хозяйственных объектах, не отнесенных к категории потенциально опасных, контроль за обстановкой осуществляется только при непосредственной угрозе заражения, затопления объекта и прилегающей к нему территории. Для этого заблаговременно создают, оснащают и обучают необходимое количество формирований (звеньев, групп, постов специальной разведки, наблюдения и связи). Кроме того, создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения об опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами всех описанных выше органов контроля и наблюдения за опасными природными явлениями и негативными последствиями хозяйственной деятельности людей являются:

1) своевременное обнаружение химического, радиоактивного, биологического и других видов заражения, опасности затопления, возникновения пожаров и взрывов на территориях хозяйственных объектов и населенных пунктов;

2) оповещение руководящих органов РСЧС, рабочих, служащих и населения об опасности возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;

3) постоянный контроль за развитием чрезвычайной ситуации и получение необходимых данных для оценки размеров зон заражения, затопления и пожаров.

3.5.3.2. Оповещение населения и управление действиями в чрезвычайных ситуациях.

РСЧС использует следующие системы оповещения и управления:

1) общую систему оповещения и управления;

2)автоматизированную централизованную систему оповещения (АЦСО);

3)локальные системы оповещения.

Общая система оповещения и управления состоит из государственной и ведомственных сетей. Государственная сеть связи в свою очередь состоит из узлов связи, станций и линий связи. Государственная сеть связи действует на базе предприятий Минсвязи РФ и министерств связи субъектов Федерации. Она включает следующие виды связи: телефонную, телеграфную, радиосвязь, радиорелейную, факсимильную, спутниковую, тропосферную, оптическую, почтовую, которые имеют соответствующие станции, центры, узлы и линии связи. Ведомственные системы связи созданы и функционируют во всех ведомствах: в Минпутей сообщения РФ, Мингазпроме, Минэнерго, Миннефтепроме, Минавтотрансе, Минздраве и т.д. Виды сетей связи, используемые ведомственными системами, аналогичны рассмотренным выше.

Автоматизированная централизованная система оповещения (АЦСО) РСЧС создана на базе аппаратуры типа П-160, которая управляет системами оповещения всех республик, краев, областей и городов Российской Федерации по проводным и радиорелейным каналам. В состав АЦСО входят передатчики, приемники, выносные пульты, блоки низовых звеньев системы, устройства для переключения с канала на канал и линии связи. Блоки аппаратуры П-164 установлены в пунктах управления всех звеньев территориальных подсистем РСЧС (городских, районных, республиканских, областных, краевых). АЦСО обеспечивает:

1) передачу информации должностным лицам системы РСЧС как в открытом, так и в кодированном виде;

2) оповещение населения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации по радио, телевидению и радиотрансляционным сетям;

3) включение сигнала сирен на всей территории Российской Федерации или в отдельных республиках, краях, городах, областях, районах.

Локальные системы оповещения – это часть территориальных систем централизованного оповещения, созданных на базе телефонных и радиотрансляционных сетей АЦСО, а также на базе собственных систем оповещения хозяйственных объектов и ведомств. Локальные системы оповещения оборудуют на территории всех потенциально опасных хозяйственных объектов и в жилых кварталах, расположенных вблизи.

Министерства и ведомства, имеющие потенциально опасные хозяйственные объекты, несут ответственность за своевременное оповещение населения об опасности возникновения чрезвычайной ситуации. Хозяйственный объект обеспечивает оповещение на территории в радиусе от 2,5 до 6 км вокруг предприятия, а дальше – территориальные органы РСЧС.

Для оповещения населения об опасности используют предупредительный сигнал «Внимание всем!», за которым следует передача информации о чрезвычайной ситуации. Сигнал «Внимание всем!» передается в виде записи или голосом по радио, телевидению, радиотрансляционным сетям и через громкоговорящие устройства. Этот сигнал дублируется включением сирен, протяжными гудками транспорта или хозяйственных объектов, частыми ударами в колокол, рельс и другие звучащие предметы, сигнальными ракетами.

По этому сигналу население должно приготовиться к прослушиванию экстренного сообщения о чрезвычайной ситуации.

Вслед за сигналом «Внимание всем!» передается речевая информация о виде возможной или случившейся чрезвычайной ситуации, а также сообщение о порядке действия населения в сложившейся ситуации. Сигнал «Внимание всем!» и информация о порядке действий населения в чрезвычайной ситуации периодически повторяются. Причем, в повторных передачах учитывается изменение обстановки.

Оповещение и управление действиями населения в чрезвычайной ситуации продолжается до тех пор, пока не будут ликвидированы последствия стихийного бедствия или производственной аварии.

3.5.3.3.Планирование действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Своевременное и качественное планирование мероприятий по защите населения и территорий позволяет успешно решать серьезные проблемы, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях. Планирование действий в чрезвычайных ситуациях осуществляют отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций всех уровней (городские, районные, объектовые и т.д.). Планирование действий может осуществляться на перспективу (на год, 5, 10 лет), а также может быть оперативным (на определенный вид чрезвычайной ситуации).

На каждом предприятии, учреждении или в организации составляют следующую документацию:

1) план работы комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта, а при её отсутствии - план работы отдела, сектора или уполномоченного лица по делам ГО и ЧС на год;

2) план действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (оперативный);

3) план гражданской обороны (оперативный);

4) комплект документов планирования и учета обучения работников объекта по вопросам ГО и ЧС;

5) приказ председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта (руководителя предприятия или учреждения) о финансировании и материальном обеспечении мероприятий по ГО и ЧС, заложенных в планах действий в чрезвычайных ситуациях.

Исходными данными для составления планов являются директивные указания и информационные материалы вышестоящих органов РСЧС и органов управления, правовые и нормативные акты в области безопасности в чрезвычайных ситуациях, характеристика объекта, учреждения, организации, а также - достигнутый уровень решения вопросов, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций на предприятиях. Для обеспечения качества разработки планов и документов и повышения организованности работы руководитель объекта утверждает календарный план, состоящий из трех разделов. В первом разделе календарного плана определяют состав исполнителей и сроки изучения исходных данных. Во втором разделе указываются исполнители отдельных документов и сроки разработки документов, а в третьем – сроки согласования, рассмотрения, подготовки вариантов, доработки и сроки окончательного утверждения всех документов.

Разработанные перспективные планы действий в чрезвычайных ситуациях уточняются ежегодно, а также после проведения объектовых учений, тренировок, тактико-специальных занятий, в ходе которых выявляются недостатки в планировании.

3.5.3.4.Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях во многом определяется готовностью к действиям руководящих органов РСЧС, а также рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения.

Порядок обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 года.

Подготовке подлежат следующие категории обучаемых:

1) руководители органов исполнительной власти всех уровней, руководители местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности;

2) ответственные работники органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций;

3) население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся учебных заведений (от общеобразовательных до ВУЗов);

4) население, не занятое в сферах производства и обслуживания.

Основной задачей подготовки является практическое усвоение всеми категориями обучаемых их обязанностей при действии в чрезвычайных ситуациях. Каждая категория обучаемых имеет свою программу обучения, которая реализуется с помощью наиболее эффективных форм и методов подготовки.

Подготовка руководителей в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется следующим образом:

- руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обучаются на ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых Председателем Правительства Российской федерации;

- руководители и ответственные исполнители всех уровней обучаются в Академии гражданской защиты МЧС Российской Федерации, а также на сборах, учениях, тренировках;

- руководители и командно-начальствующий состав сил РСЧС постоян­ной готовности и специалисты органов местного самоуправления обучаются в учебно-методических центрах (территориальных, региональных, федеральных), а также в ходе учений и тренировок на хозяйственном объекте;

- ответственные исполнители и командно-начальственный состав сил постоянной готовности и работники предприятий, учреждений обучаются на курсах ГО и ЧС (районных, городских).

Работники предприятий и учреждений, входящие в состав сил РСЧС общего назначения, обучаются только по месту работы, а работники предприятий и учреждений, включенные в состав специализированных формирований сил РСЧС постоянной готовности, обучаются в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебно-тренировочных центрах или в центрах подготовки министерств и ведомств Российской Федерации.

Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслу­живания, но не входящего в состав сил РСЧС, осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного изучения ими действий в чрезвычайных ситуациях, согласно разработанным прог­раммам, с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется в учебное время по соответствующим образовательным программам.

В целях проверки подготовленности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций регулярно проводятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения, а также тренировки и собеседования.

Финансирование обучения населения осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств местного бюджета и средств предприятий и учреждений.

3.5.4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях

При организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях используют три основных способа:

1) эвакуация населения;

2) использование защитных сооружений;

3) применение средств индивидуальной защиты.

В планах действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций названные способы защиты используют как по отдельности, так и в различных сочетаниях.

3.5.4.1.Порядок организации и проведения эвакуации населения.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий, выполняемый территориальными и функциональными подсистемами РСЧС по органи­зованному вывозу и выводу населения из зон вероятных или случив­шихся чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечение эвакуиро­ванных в районах их размещения.

В зависимости от наличия данных о вероятности и характере чрезвычайной ситуации, масштаба распространения чрезвычайной ситуации, численности населения, подвергающегося опасности поражения, и срочности проведения эва­куационных мероприятий используют различные варианты эвакуации.

В зависимости от наличия достоверных данных о вероятности возникновения и характера чрезвычайной ситуации используют два варианта эвакуации: заблаговременную и экстренную. Заблаговременная (упреждающая) эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности чрезвычайной ситуации. Основанием для ее проведения являются прогноз возникновения запроектной аварии на потенциально опасных хозяйственных объектах, стихийного бедствия или военного конфликта. Прогноз должен быть выдан на период от нескольких суток до нескольких десятков минут до возникновения чрезвычайной ситуации. Экстренная эвакуация проводится в случае внезапного возникновения чрезвычайной ситуации.

В зависимости от масштаба распространения чрезвычайной ситуации и численности населения, подвергающегося опасности поражения, используют сле­дующие варианты эвакуации локальную, местную, зональную, общегосударственную.

Локальная эвакуация осуществляется из зон воз­действия поражающих факторов, ограниченных отдельными городскими микрорайонами или сельскими населенными пунктами, где численность населения составляет от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Местная эвакуация осуществляетсяв том случае, если в опасной зоне находятся средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от несколь­ких тысяч до сотен тысяч человек.

Зональная эвакуация осуществ­ляется при распространении воздействия поражающих факторов на территорию одной или нескольких областей республик, краев с высокой плотностью населения.

Общегосударственная эвакуация проводится в том случае, когда опасности нарушения жизнедеятельности подвергается вся территория государства.

В зависимости от срочности проведения эвакуационных мер используют общую или частичную эвакуацию.

Общая эвакуация обеспечивает вывоз и вывод всех категорий населения из возможных или образовавшихся очагов поражения, зон заражения, затопления, пожаров, когда промедление с выполнением эвакуационных мероприя­тий грозит тяжелыми последствиями.

Частичная эвакуация осущест­вляется при необходимости удаления из опасных зон только отдель­ных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов (дети, беременные женщины, больные и т.д.).

Планы проведения эвакуации в чрезвычайных ситуациях разрабатываются заблаговременно по различным вариантам и включаются в планы действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военно-политического характера.

В планах проведения эвакуации предусматривают использование следующих эвакуационных органов:

1) эвакуационная комиссия (ЭК)– постоянно действующий орган, обеспечивающий подготовку, прове­дение эвакуационных мероприятий и их обеспечение;

2) эвакоприемная комиссия (ЭПК) – создается в районе эвакуации и служит для приема и размещения эвакуированного населения;

3) сборно-эвакуационные пункты (СЭП) – создают для сбора и регистрации эвакуируемых, формирования и отправки пеших, авто­мобильных колонн, ж/д эшелонов и т.д.;

4) приемные эвакуационные пункты (ПЭП) – создают для встречи и отправки эвакуируемых в места их размещения;

5) пункты (станции, пристани) посадки (пересадки, высадки), эвакуируемых с одного вида транспорта на другой;

6) промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) - пункты для приема, обслуживания эвакуируемых и отправки их в район размещения (создают в тех случаях, когда эвакуируемые в течение первых суток не смогут достичь конечного пункта эвакуации).

В зависимости от ситуации в плане проведения эвакуации могут быть использованы все вышеперечисленные эвакуационные органы или только часть их них.

Планы эвакуации содержат комплекс мероприятий по надежному обеспечению эвакуируемых материаль­ными средствами (продовольствие, предметы первой необходимости для людей, ГСМ для транспорта), техническими средствами (транспорт, запчасти и др.), медицин­скими услугами, инженерными услугами (оборудование), коммунально-бытовыми услугами, а также мероприятия, которые должны обеспечивать охрану общественного порядка и регулирование дорожного движения.

Общее руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера осуществляют координирующие органы РСЧС всех уровней. Планирование эвакуационных ме­роприятий и разработку соответствующей документации организуют органы управления по делам ГО и ЧС всех уровней. Непосредственное руководство эвакуацией осущес­твляют эвакуационные комиссии соответствующих звеньев РСЧС.

Территориальные эвакуационные комиссии (республиканские, краевые, областные, город­ские, районные) созданы по решению соответствующих органов исполнительной власти и состоят из компетентных должностных лиц, обладающих необходимыми властными полномочиями.

Объектовые эвакуа­ционные комиссии имеются на всех хозяйственных объектах, учреждениях, предприятиях.

В зависимости от вида чрезвычайной ситуации, масштаба ее распространения и сложившейся обстановки разрабатывают несколько вариантов эвакуации: экстренную, заблаговременную и т.д.

Максимальная защита населения обеспечивается при заблаговременной эвакуации. Экстренная эвакуация проводится и планируется по территориальному принципу (когда сбор и отправка эвакуируемого населения происходит по месту жительства). Заблаговременная эвакуация планируется и проводится по территориально-производственному принципу, когда работающее население, учащаяся молодежь эвакуируется с территории хозяйственного объекта, учебных заведений, а неработающее – по месту жительства.

Вывод и вывоз населения в случае эвакуации осуществляется в населенные пункты, расположенные на безопасном удалении от очагов поражения, зон затопления и т.д.

Решение о начале эвакуации принимают:

- председатели КЧС всех уровней (о заблаговремен­ной эвакуации местного или зонального харак­тера);

- высшие должностные лица органов управления, районов, населенных пунктов, городов об экстренной эвакуации локального, местного и зонального характера;

- руководители хозяйственных объектов и учреждений - об экстренной эвакуации локального и местного характера;

- диспетчерские службы потенциально-опасных хозяйственных объ­ектов- об экстренной эвакуации локального характера.

Эвакуация населения при угрозе нападения противника планируется в виде заблаговременной, общегосударственной и общей эвакуации. При этом до нападения противника основная масса крупных городов и категорированных объектов должна быть вывезена или выведена в загородную зону.

Загородная зона – территория, в пределах административных границ республики, края, области, расположенная вне зон возможных разрушений, опасного заражения, катастрофического затопления и пригодная для жизни и деятельности населения.

Общее руководство эвакуацией в военное время осуществляет президент. Планирование эвакуации организует правительство. Непосредственное руководство эвакуацией осуществляют территориальные и объектовые эвакуационные комиссии. Эвакуация в этом случае осуществляется по территориально - производственному принципу.

3.5.4.2.Использование защитных сооружений в чрезвычайных ситуациях.

Защитными сооружениями называют инженерные сооружения, спроектированные и оборудованные для коллективной защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Основными видами современных защитных сооружений являются убежища, противорадиационные и простейшие укрытия.

Убежище - это сооружение, обеспечивающее надежную защиту укрываемых людей в те­чение двух и более суток от всех поражающих факторов, которые возникают в чрезвычайных ситуациях.

Убежища строят в зонах возможных сильных разрушений (где ожидается действие избыточного давления во фронте ударной волны более 30 кПа), а также в местах возможной опасности загазованности возду­ха продуктами горения, в зонах опасного химического, радиоактивного, биологического зараженияи возможного катастрофического затопления. Убежища для укры­тия населения обычно размещают в подвальных помещениях админи­стративных, хозяйственных и жилых зданий. В некоторых случаях убе­жища размещают в неиспользуемых ветках метрополитена, горных выработках и естествен­ных подземных помещениях. Убежища, используемые в чрезвычайных ситуациях для размещения пунктов управления, узлов связи государственных учреждений, строят отдельно от зданий, сооружений. Помещения убежища имеют прочные несущие стены, надежную гидроизоляцию и герметизацию.

Планировка помещений убежища включает:

1) помещения для укрываемых (может разделяться перегородками);

2) пункт управления;

3) медицинский пункт (или санитарные посты);

4) помещение для фильтровентиляционного оборудования;

5) помещение для дизельной электростанции;

6) санитарные узлы;

7) кладовая для продуктов питания;

8) входы-выходы (один с тамбур-шлюзом);

9) аварийный выход.

Помещение для укрываемых занимает основной объем убежища, и в нем установлены сиденья и полки для лежания с деревянной обшивкой. При двухъярусном расположении мест размещения людей количество мест для лежания составляет 20%, а при трехъярусном - 30% от общего количества мест. Общую площадь помещения для укрываемых рассчитывают из следующих норм: на одного человека должно приходиться 0,4-0,5 м2 площади пола и 1,5 м3 объема помещения.

Пункт управления оборудуют в отдельном помещении, в котором размещаются письменные столы и стулья, а также шкаф или сейф для хранения документов, телефон, радиоточка. Площадь помещения определяют исходя из нормы 2 м2 на каждого человека.

Медицинский пункт оборудуют в отдельном помещении площадью 9 м2, если число укрываемых более 900 человек. При меньшей численности укрываемых оборудуют санитарные посты. В пунктах и на постах устанавливают лежанки и тумбочки для медикаментов.

Помещение для фильтровентиляционного оборудования размещают вблизи входов-выходов. Размеры помещения зависят от габаритов устанавливаемых масляных фильтров.

Санитарные узлы в убежище - раздельные для мужчин и женщин (они оборудованы умывальниками и соответствующими санитарными приборами по жестким нормам). Например, один умывальник на 200 человек.

Помещение для размещения дизельной электростанции оборудуют только в одном из убежищ, расположенных друг от друга в радиусе 500 м на территории хозяйственного объекта (в остальные убежища подводят электрический кабель, связанный с дизельной электростанцией).

Кладовые могут устраиваться в отдельном помещении или в нишах, на стеллажах, размещенных в помещении для укрываемых.

В каждом убежище оборудуют не менее двух входов-выходов в про­тивоположных сторонах. Они имеют тамбур, оборудованный наружной защитной герметичной дверью и внутренней герметичной дверью или тамбур-шлюз, оборудованный двумя защитно-герметичными дверьми.

Аварийный выход имеется в каждом убежище и представляет собой тоннель, направленный от помещений для укрываемых за пределы зда­ния, под которым размещено убежище. Тоннель заканчивается верти­кальной шахтой с оголовком. На входе в тоннель устанавливается за­щитно-герметичная дверь. Выход из оголовка закрывается решетками, открываемыми изнутри.

Для того чтобы убежище обеспечивало защиту от всех поражающих факторов, оно имеет следующие системы жизнеобеспечения: вентиляцию, водоснабжение, канализацию, отопление, электроснабжение и связь.

Система вентиляции обеспечивает возможность использования трех режимов воздухоснабжения:

1) «чистая» вентиляция;

2) фильтровентиляция;

3) полная изоляция помещений убежища от атмосферы.

Режим "чистой" вентиляции обеспечивает подачу в помещения убежища наружного воздуха, очищенного от вредной пыли и аэ­розоля, и удаление тепловыделений и влаги. Норма подачи воздуха составляет 8-13 м3ч на одного человека. Оборудование позволяет поддерживать этот режим непрерывно в течение двух и более суток.

Режим фильтровентиляции обеспечивает дополнительно очистку наружного воздуха от вредных паров и газов с помощью масляных и других фильтров-поглотителей. Норма подачи очищенного воздуха 2-5 м3ч на одного человека. Продолжительность непрерывной работы не более 12 часов.

Режим полной изоляции обеспечивает поглощение углекислого газа, тепловыделений и восполнение кислорода в помещениях убежища при выключенной вентиляции, т.е. без забора наружного воздуха. При этом используют специальные фильтровентиляционные комплекты оборудования или регенерационные установки с кислородными баллонами. Нормы подачи воздуха очень жесткие. Продолжительность непрерывного использования режима полной изоляции – до шести часов.

При неясной обстановке или при возникновении пожаров и зон химического заражения на территории вблизи убежища используют режим полной изоляции. После выяснения обстановки или снижения интенсивности пожаров, уменьшения концентрации паров вредных веществ включают режим фильтровентиляции, а затем «чистой» вентиляции.

Водоснабжение осуществляют через отдельный ввод от водопро­водной сети хозяйственного объекта или населенного пункта. Кроме того, в убежище устанавливают проточные емкости с запасом пить­евой воды из расчета три литра в сутки на одного человека. Предусматривается также запас воды в резервуарах для воздухоохлаждающих установок, дизельных генераторов электростанции и туше­ния возгораний.

Канализация убежища осуществляется по самостоятельным выпус­кам самотеком в наружную канализационную сеть или в специальные резервуары.

Отопление убежища производят в зимнее время с помощью отводов от теплосети хозяйственного объекта или печей. Летом помещения убежища только проветривают. При заполнении убежища людьми отопление обязательно отключают.

Электроснабжение убежища до возникновения чрезвычайной ситуации осуществляют от общей электрической сети. В чрезвычайных си­туациях используют дизельную электростанцию или динамомашины с ручным, велосипедным и другими приводами, а при их неисправности - аккумуляторные светильники и электрические фонари. Свечи, кероси­новые лампы и открытый огонь в помещениях убежища использовать категорически запрещено.

В качестве средств связи в убежище используют как минимум телефон и радиотрансляционную точку. Могут использоваться также радиоприемники с наружной антенной и другие более совершенные средства связи.

Порядок содержания и использования убежищ следующий. Обслуживание убежищ возложено на звенья или группы по их обслуживанию, сформированные из работников предприятия, учреждения или городского района. Обслуживанием каждого убежища руководит комендант.

До возникновения чрезвычайной ситуации убежища могут использоваться в качестве учебных пунктов, классов и других хозяйствен­ных нужд, но время перевода на режим убежища должно быть не менее 12 часов.

В настоящее время достаточное количество убежищ построено только на территории крупных и важных хозяйственных объектов. Общее число укрываемых в них равно или более наибольшей числен­ности рабочей смены. На территории крупных городов (в жилых районах ) имеются только отдельные убежища, в которых может укрывать­ся незначительный процент населения.

3.5.4.3.Характеристика и использование укрытий в чрезвычайных ситуациях

Основными видами укрытий являются противорадиационные и простейшие укрытия.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) – это защитное сооружение, обеспечивающее надежную защиту людей от ионических излучений в случае радиоактивного заражения местности в течение 2-5 суток.

Состав помещений ПРУ:

1) помещения для укрываемых со скамейками, полками;

2) помещение для хранения верхней одежды (вблизи основного входа);

3) помещение для вентиляционного оборудования;

4) санитарный узел;

5) помещения для выносной тары и др.

В ПРУ оборудуют те же системы жизнеобеспечения, что и в убежищах: вентиляцию, водоснабжение, освещение, канализацию, отопление, связь. Однако эти системы упрощенные. Так, вентиляция обеспечивается толь­ко режимом "чистой" вентиляции, при котором наружный воздух, подаваемый в помещения ПРУ, очищается только от вредных аэрозолей и пыли. Вентиляторы используют с ручным или велосипедным приводом. Отдельные конструкции ПРУ имеют только естественную приточно-вытяжную вентиляцию с простейшими фильтрами из ветоши и других подручных материалов. Вода в помещениях ПРУ размещается в емкостях или бочках с крышками. Освещение осуществляется от электрической сети здания, в котором оборудовано ПРУ, а также с помощью аккуму­ляторных светильников, свечей и керосиновых ламп. Санитарный узел обычно совмещенный (общий для мужчин и женщин). Отопление и связь осуществляется так же, как и в убежище.

ПРУ относятся к быстро возводимым защитным сооружениям, т.к. до возникновения угрозы радиоактивного заражения их не строят. В настоящее время на территории хозяйственных объектов и населен­ных пунктов построено ограниченное количество ПРУ, используемых в учебных целях. Однако в планах защиты рабочих, служащих и насе­ления в случае радиоактивного заражения территории предприятий, учреждений и населенных пунктов предусматривают строительство ПРУ. В планах указывают место и сроки строительства (оборудова­ния в имеющихся помещениях), привлекаемые средства и силы и ответ­ственного за строительство ПРУ. Кроме того, на складах заранее накапливают необходимое для строительства ПРУ оборудование, материалы и конструкции (защитно-герметические двери и др.).

Простейшие укрытия предназначены для кратковременного исполь­зования в чрезвычайной ситуации и обеспечивают защиту людей от непосредственного воздействия воздушных ударных волн, тепловых и ионизирующих излучений, а также от действия высокой и низкой температуры. Основные виды простейших укрытий:

- щели (открытые и перекрытые);

- укрытия типа «фара»;

- укрытия типа «шалаш»;

- землянки.

Щели бывают открытые и перекрытые. Открытая щель - это траншея, вырытая в грунте (глубина - 1,8 м, ширина по верху - 1,2 м и по дну - 0,8 м) и оборудованная скамьей для укрываемых, нишами для размещения продуктов питания, воды и предметов первой необходи­мости. По возможности стены и пол щели обшиваются досками. Пере­крытая щель имеет дополнительно перекрытие из бревен, брусьев или железобетонных плит, обсыпанных слоем грунта не менее 30 см. В торцах перекрытой щели устанавливают вентиляционные короба или трубы с простейшими фильтрами. Входы в щели делают либо вертикаль­ные с наружным люком, либо наклонные, герметически закрывающиеся щитами или дверьми. Длина щели определяется числом укрывающихся в ней людей. Вместимость щели от 15 до 50 человек. Только для 20-30% укрываемых планируют места для лежания. Длину щели определяют из следующих норм. На каждое место для сидения планируют 0,5-0,6 м, а на место для лежания – 1,5-1,3 м. При вместимости щели более 10 человек ее открывают в виде зигзагообразной или ломаной траншеи (в плане). Расстояние между щелями не менее 10 м.

Укрытие типа "фара" - это траншея, перекрытая специально изго­товленными железобетонными плитами, которые при установке в тран­шее принимают в сечении "П"-образную форму.

Укрытия типа "шалаш" - это траншея, перекрытая срубом из бре­вен, в виде шалаша.

Укрытия типа «фара» и «шалаш» имеют такие размеры, чтобы можно было установить скамьи вдоль одной из стен с оставлением прохода. Вместимость этих простейших укрытий, размеры мест для сидения и лежания, система вентиляции, входы-выходы оборудуют так же, как и в щелях.

Землянки – это временные жилища, оборудованные всем минимально необходимым для проживания людей, которые не имеют жилья и не могут быть эвакуированы из зон стихийных бедствий, катастроф или военных действий.

Простейшие укрытия, так же, как и ПРУ, относятся к быстровозводимым защитным сооружениям, следовательно, до возникновения чрезвы­чайной ситуации их не строят. Ограниченное количество простейших укрытий строят в учебных городках и сельской местности в учебных целях (для обучения строительных подразделений и тренировки на­выков их использования рабочими, служащими и населением). Однако в планах действий при возникновении чрезвычайных ситуаций (хо­зяйственных объектов учреждений, районов, городов) на путях эва­куации, в конечных пунктах эвакуации и других случаях планируют строительство простейших укрытий в течение 12-24 часов. В планах указывают место и сроки строительства, привлекаемые силы и средства, а также назначает ответственных лиц за строительство. На скла­дах заранее накапливают строительные материалы, конструкции и обо­рудование простейших укрытий.

В качестве средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях используют:

1) средства защиты органов дыхания;

2) средства защиты кожи;

3) медицинские средства.

Названные средства защиты заблаговременно приобретают, накап­ливают и хранят до возникновения угрозы чрезвычайной ситуации. При угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации средства ин­дивидуальной защиты выдают рабочим и служащим по месту работы, а население должно обеспечивать себя средствами индивидуальной защиты самостоятельно, т.к. территориальные и ведомственные звенья РСЧС в настоящее время не располагают достаточными сред­ствами защиты, которые могут быть выданы своевременно населению.

Средства защиты органов дыхания по принципу действия разделя­ют на фильтрующие и изолирующие.

Фильтрующие средства защиты органов дыхания, в свою очередь, делятся на две группы: противопылевые и газопылезащитные.

Противопылевые средства - фильтрующие, предназначены для защи­ты органов дыхания людей от воздействия пыли и аэрозолей (воздушно-капельных субстанций). К ним относятся:

1) противопылевые респираторы, состоящие из лицевой части и фильтра (типа «Лепесток», «Кама», У-2К, «Астра», РПА-1, Ф-62Ш, ПРШ-741, РП-Км, “Снежок-П”);

2) фильтрующие шлемы (типа АПШ, ФПП-15-1,5);

3) простейшие фильтрующие средства (самодельные ватно-марлевые повязки и противопыльные тканевые маски).

Газопылезащитные фильтрующие средства предназначены для защиты органов дыхания людей не только от пыли и аэрозолей, но и вредных паров и газов. К ним относятся:

1) газопылезащитные респираторы (типа РПГ-67, РУ-60М, "СНЕЖОК-ГП", «Лепесток-Г (В)» и др.);

2)промышленные противогазы, состоящие из шлем-маски и фильтрующих коробок для различных вредных веществ: А, В, Г, КД, СО, М, БКФ (коробки выпускают большого и малого объема, с фильтром и без фильтра);

3) фильтрующие самоспасатели типа СПП (для защиты людей в шахтах и рудниках от пыли и дыма);

4) гражданские противогазы, состоящие из шлем-маски различных размеров и одной фильтрующей коробки для поглощения паров боевых отравляюших веществ (ГП-5, ГП-5м, ГП-7, ГП-7м, ГП-7п);

5) детские противогазы ДП-6, ДП-6м, ПДФ-7, ПДФ-Д, ПДФ-Ш, которые обеспечивают защиту от паров боевых отравляющих веществ;

6) камера защитная детская КЗД-4, КЗД-5 для защиты детей в возрасте до одного года от паров боевых отравляющих веществ.

Изолирующие средства органов дыхания служат для защиты людей при любом составе атмосферного воздуха. Они делятся на две боль­шие группы: шланговые (ПШ-1, ПШ-2, ППМ-1, ППМ-80, ЛИЗ-4, ЛИЗ-5, ПК-1, РМП-62, МИОТ-94) и автономные дыхательные аппараты (ШСМ-1, ШС-7м, РДА "Комфорт", Р-30, Р-12м, РВЛ-Л, "Урал-7", ИП-5, ИП-45, ИП-46, КИП-5, КИП-7, КИП-8). Самовсасывающие шланговые противогазы типа ПШ име­ют шлем-маску от промышленного противогаза, к которой крепится армированный шланг длиной 10 м с фильтрующей коробкой на наруж­ном конце. Пневмомаски типа ППМ, пневмошлемы (типа ЛИЗ, МИОТ) и пневмокуртки типа ПК-шланговые аппараты с подачей воздуха от воздуходувок. Изолирующие автономные дыхательные аппараты регенеративного типа (Р-З0, Р-12м, РВЛ-1, "Урал-7", ИП-5, ИП-45, ИП-46) обес­печивают очистку вдыхаемого человеком воздуха, удаление двуокиси углерода и пополнение дыхательной смеси кислородом.

Изолирующие аппараты с запасами химически связанного или сжатого кислорода (ШСМ-1, ШС-7м, ШРС-2, КИП-5, КИП-7, КИП-8) могут использо­ваться на только в воздушной, но и жидкой среде, т.к. не требуют при их использовании притока наружного воздуха.

Порядок использования в чрезвычайных ситуациях вышеописанных средств защиты органов дыхания следующий.

В зонах радиоактивного и биологического заражения для защиты органов дыхания людей обычно используют фильтрующие противопылевые средства защиты. Невоенизированные формирования сил РСЧС, ра­бочие и служащие используют респираторы и шлемы заводского изго­товления, которые до возникновения чрезвычайной ситуации хранятся на складах предприятий, учреждений, районов, городов. Население ис­пользует простейшие противопылевые средства (ватно-марлевые повязки, противопыльные тканевые маски или подручные средства).

В зонах химического заражения для защиты органов дыхания лю­дей необходимо использовать только фильтрующие газопылезащитные и изолирующие средства индивидуальной защиты. Специальные воени­зированные и невоенизированные формирования сил РСЧС (разведывательные, аварийные, противопожарные) действует в самых сложных ус­ловиях, поэтому используют изолирующие средства и только при их от­сутствии - фильтрующие газопылезащитные. Невоенизированные формирования сил РСЧС общего назначения, рабочие и служащие используют фильтрующие газопылезащитные средства (промышленные иди граж­данские противогазы, газопылезащитные респираторы), хранящиеся на складах вблизи рабочих мест. Население в зоне химического зараже­ния может использовать для защиты органов дыхания только граж­данские и детские противогазы, а также камеры защитные детские, в том случае, если эти средства защиты были заблаговременно при­обретены в торговой сети и хранились в квартирах. В некоторых случаях (при наличии излишков средств защиты органов дыхания на расположенных поблизости предприятиях, учреждениях, на районных складах) часть населения может быть обеспечена промышленными или гражданскими противогазами из этих источников.

Для того чтобы обеспечить эффективную защиту людей в зонах химического источников заражения, необходимо знать продолжительность защитного действия изолирующих средств защиты органов дыхания.

Шланговые изолирующие средства защиты в зависимости от температуры воздуха в рабочей зоне можно использовать от 0,2 до 6 часов, причем только в зоне заражения - ограниченной длиной шланга для компрессорной линии (10-20 м).

Автономные дыхательные аппараты в зависимости от условий ра­боты или пребывания в зоне заражения имеют время защитного дей­ствия от нескольких десятков минут до 5-6 часов.

Фильтрующие газопылезащитные средства органов дыхания в зонах с поражающими и смертельными концентрациями паров вредных веществ обычно имеют меньшее время защитного действия, чем изолирующие. Поэтому, прежде чем рекомендовать их к использованию, необходимо определить время защитного действия коробки промышленного или гражданского противогаза в конкретных условиях. Следует помнить также, что фильтрующие коробки гражданского и детского противогаза, камера защитная детская не обеспечивают защиту от паров всех вредных промышленных веществ, т.е. эти защитные средства не всегда можно использовать при авариях на химически опасных объектах.

Средства защиты кожных покровов людей по принципу действия делятся на две группы: фильтрующие и изолирующие.

Фильтрующие средства обеспечивают защиту кожи человека от воздействия высокой температуры и предотвращают непосредственный контакт с кожей токсичных и радиоактивных веществ, патогенных микроорганизмов. Фильтрующие средства защиты кожи делятся на три группы:

1) спецодежда и обувь (костюмы, комбинезоны, куртки, брюки, ха­латы, плащи, ватники, нижнее белье, головные уборы, рукавицы, перчатки);

2) армейские комплекты защитной фильтрующей одежды типа ЗФО (нижнее хлопчатобумажное белье, пропитанное специальными растворами, нейтрализующими действие боевых отравляющих веществ и боль­шинства промышленных вредных веществ);

3) простейшие фильтрующие средства защиты кожи (бытовая верхняя одежда, брюки, комбинезоны из газопроницаемых материалов, головные уборы, обувь и перчатки из тканей, кожи и других газопрони­цаемых материалов).

Изолирующие средства обеспечивают защиту человека от высокотоксичных вредных веществ и предотвращают непосредственный кон­такт с радиоактивными веществами, патогенными микроорганизмами в условиях особо опасной зараженности воздуха рабочих помещений, местности или оборудования. Изолирующие средства защиты кожи также делятся на три группы:

1) изолирующие костюмы с системами жизнеобеспечения (бывают шланговые типа ЛГ-4, ЛГ-5, ТЗПК и автономные типа МТС-3);

2) армейские защитные комплекты и костюмы (легкий костюм типа Л-1, общевойсковые защитные комплекты типа ОЗК, ОКЗК и КЗС);

3) простейшие изолирующие средства защиты кожи (бытовая вер­хняя одежда из прорезиненной ткани, хлорвинила и других воздухо­непроницаемых материалов, обувь, перчатки, рукавицы из резины и непроницаемого пластика).

Специальные военизированные и невоенизированныё формирования сил РСЧС (противопожарные разведывательные, аварийно-технические) используют только изолирующие средства защиты кожи, вместе с ЗФО, так как действуют в условиях высокой зараженности воздуха, мест­ности, рабочих помещениях. Невоенизированные формирования РСЧС общего назначения (спасательные, медицинские и др.), рабочие и служащие хозяйственных объектов для защиты кожи могут использовать в зонах химического, радиоактивного иди бактериологического за­ражения спецодежду и обувь, а также простейшие средства защиты кожи (изолирующие или фильтрующие). Население в зонах заражения может использовать для защиты кожи только простейшие средства (лучше изолирующие).

При использовании фильтрующих средств защиты кожи нет ограни­чений по времени пребывания в них. Продолжительность пребывания в изолирующих средствах защиты кожи зависит от температуры воз­духа и изменяется от нескольких десятков минут (при высокой по­ложительной или отрицательной температуре) до нескольких часов (при умеренной температуре воздуха).

На предприятиях, в учреждениях заблаговременно накапливаются, складируются, а при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации выдаются рабочим и служащим следующие медицинские средства:

1) перевязочные пакеты типа ППМ, бинты;

2) индивидуальные аптечки типа АИ-2;

3) индивидуальные противохимические пакеты типа ИПП-8;

4) защитные дерматологические средства (пасты ИЭР-1, ИЭР-2, ХИОТ-6, "Айро", "Церигель");

5) другие медикаменты и медицинские средства.

Бинты, перевязочные пакеты ППМ используют для наложения сте­рильных повязок на раны и ожоги.

Аптечки АИ-2 служат для профилактики и помощи при ранениях, ожогах, радиационном облучении, поражении отравляющими и биологи­ческими веществами.

Пакеты ИПП-8 служат для обеззараживания капельно-жидких боевых и вредных пром


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: