Масонство

Век

30.10.2012.

Пропущена одна

Радищев А.Н. Полн. собр. М.; Л., 1938-1952. Т. 1-3.

Новиков Н.И. Избранное. М., 1983.

Феофан Прокопович. Соч. М.;Л., 1961.

Малая серия

Большая серия

Новая библиотека поэта

Ломоносов М.В. Избранные произведения / Вступ. ст., сост. и примеч. А.А.Морозова. Л.: Советский писатель, 1986. 560 с.

Русская эпиграмма XVIII-XX века / Сост. и примеч. М.И.Гиллельсона и К.А.Кумпан; Подг. текста К.А.Кумпан. Л.: Советский писатель, 1988. 784 с.

Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII – начала XIX веков: Т. 1-2 / Вступ. ст., биогр. справки, сост., подг. текста и примеч. А.А.Гозенпуда. Л.: Советский писатель, 1990. 687 с.; 767с.

Русская элегия XVIII – начала XX века / Вступ. ст., сост., подг. текста, примеч. и биогр. справки Л.Г.Фризмана. Л.: Советский писатель, 1991. 640 с.

Русская стихотворная эпитафия / Вступ. ст., сост., подг. текста и примеч. С.И.Николаева, Т.С.Царьковой. СПб.: Академический проект, 1998. 720 с.

Державин Г.Р. Соч. / Вступ. ст., сост., подг. текста и примеч. Г.Н.Ионина. Спб.: Академический проект, 2002. 712 с.

Ломоносов М.В. Избранные произведения / Вступ. ст. и сост. А.А.Морозова; Примеч. М.П.Лепехина. Л.: Советский писатель, 1990. 463 с.

«Литературные памятники»

Об этой книжной серии см.: Литературные памятники: 1948-1998: Аннотированный каталог / Изд. подг. Т.Г. Анохина, М.Л. Гаспаров, А.Л. Гришунин, А.Д. Михайлов, И.Г. Птушкина. М., 1998.

Карамзин Н.М. Письма русского путешественника / Изд. подг. Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Н.А. Марченко; Отв. ред. Б.Ф. Егоров. М.: Изд-во «Наука», 1984. 717 с.; допечатка тиража: 1987.

Державин Г.Р. Анакреонтические песни / Изд. подг. Г.П. Макогоненко, Г.Н. Ионин, Е.Н. Петрова; Отв. ред. Г.П. Макогоненко. М.: Изд-во «Наука», 1987. 471, [1] с. Доп. тираж: 1987.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву; Вольность / Изд. подг. В.А. Западов; Отв. ред. А.М. Панченко. СПб.: «Наука»: С.-Петербургское отделение, 1992. 671, [1] с.

Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе: 1697-1699 / Изд. подг. Л.А. Ольшевская, С.Н.Травников; Отв. ред. А.М. Панченко. М.: «Наука», 1992. 382, [2] с.

Екатерина II и Г.А. Потёмкин: Личная переписка: 1769-1791 / Изд. подг. В.С. Лопатин; Отв. ред.С.Г. Десятсков. М.: «Наука», 1997. 990, [2] с.

Долгоруков И.М., князь. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни <…>. Т.1-2 / Изд. подг. Н.В. Кузнецова, М.О. Мельцин. СПб.: «Наука», 2004-2005. 816; 728 с.

Бобров Семен [С.] Рассвет полночи; Херсонида: Т. 1-2 / Изд. подг. В.Л. Коровин; Отв. ред. Д.П.Ивинский. М.: «Наука», 2008. 649, [5]; 622, [2] с.

***

Русские повести первой трети XVIII века. М.;Л., 1965.

Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2 тт. М.; Л., 1959.

Дмитриев И.И. Соч. М., 1986.

Крылов И.А. Соч.: В 2 тт. М., 1984.

Д.П. Ивинский


[1] Далее с списке литературы наиболее важные позиции выделяются графически.

1. Петровский

2. Екатерининский

3. Карамзинский.

Василий Треди(ья)аковский – основатель классической системы стихосложения, создатель силлабо-тонической системы (дактиль, анапест, антибрахий, ямб, хорей).

До силлабо-тоники существовала система стихосложения силлабическая, а до этого – песенно-тоническая. Церковь не приветствовала стихосложения, но влияние польского и католического стихотворного опыта подтолкнула к созданию силлабо-тоники.

Силлабическая система – слоговая система, количественная, а не качественная. (девятисложник, семисложник, одинацетисложник). Заменена была потому что она не была характерна для русского языка с его беглым ударением, она характерна для языка с постоянным ударением, например, польский, французский язык. Кантемир, Полоцкий писали силлабическими стихами. До Тредиаковского так писали.

Тредиаковский решился провести реформу. Учился в Сорбонне, изучал разные древние языки. Написал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».

Если бы не было бы открытия Тредиаковского, то не было бы Пушкина, и поэзии девятнадцатого века не был бы.

В православии долго считали что стихосложение – недостойное занятие. Подданный народ: Тредиаковский «заметил в наших подлых (подати, простой народ)песнях…», чем в поэзии специальной.

Он пиал не очень талантливо в этом стиле. Ломоносов подхватил идею Тредиаковского. Появилась теория ломоносова Тредиаковского. Которая нам дала классическую силлаба-тонику.

Тредиаковский из духовного сословия стал лингвистом, филологом, литератором, то есть он был разночинцем.

Культура – это в том числе и крестианска культура, из крестинской среды вышли замечательные великие люди, например, Ломоносов.

Ломоносов – энциклопедист, оставил свой след во всех сферах.. Он основал в 1755 году МГУ и положил в основу то, что в этот университет должны принимать вне зависимости от сословия. Окончив греко-римскую гимназию, был направлен в Европу учиться, вернувшись в Россию занимался всеми отраслями науки, и гумм, и техническими, везде было открыто что-то новое.

Стихотворству Ломоносов учился у Семиона Полоцкого(писал силлабическим).

Не хотели Ломоносова отпускать учиться: нужен был помощник отцу, в море рыбу ловить. Ломоносов убежил отца, тот согласился отпустить. Ломоносов сделал поддельный паспорт.

После учения он мог бы служить православию, попом. Но к тому времени открывалась Петербургский университет, как самый смышленый поступил туда. Затем он был послан в Германии., в центр науки. Но ему там спец. Недопреподавали с целью безопасности. И он сбежал.

В России он стал писателем – одописцем. Во времена Елизаветы Петровны. Познакомившись с трактатой Тредиаковского, он написал свой трактат о стихотворстве «Письмо о правилах российского стихотворства». трактата Тредиаковского и ломоносова – основа, «киты» сибаббо-тонической системы. Тредиаковский отдавал предпочтению хорею. А ломоносов – ямб, и победителем стал Ломоносов, он стал писать оды ямбическим стихом. Писал стихи. Доказывающие теорию Коперника о том. Что все планеты вертятся вокруг солнца, так же пишет стихи, прославляющие природу, мир. С Ломоносова начинается философская лирика. Затем пошли Державин, Пушкин, Лермонтов, Фет и т.д. эллигических (лирических) стихов мало, но есть одно «Кузнечик». Ломоносова называют Петром великим русской литературы, т.к он преобразователь в литературе, совершил скачок.

Лучшие биографии Ломоносова – Борис Ник. Меншуткин, Павел Ник. Шакулин.

Крупным современником Ломоносова был Александр Петрович Сумороков – драматург, самая известная трагедия «Дмитрий самозванец». Мы ему обязаны развитием театра. Шляхетский корпус(воспитание офицеров, только для дворян) закончил он. В то время дворянское сословие имело господствующую идеологию. Корпус учил военному делу, тактики и стратегии, гимнастике, европейские языки, верховой езде, танцам, учили писать стихи (словесность), они знали, что такое синегдоха, метафора, литота и т.д. Иван Бецкой составлял программы для образовательных учреждений. Херасков – писатель, писал во всех жанрах. Автор 86 стихотворных и прозаических произведений. Самые его знаменитые – «Веницианская монахиня, «Россияда».

Масонство – тайная организация с внутренней спаянностью, природа спаянности – духовные искания. Идея. Объединяющая масонов – самосовершенствование человека, познание его внутреннего мира.

Масон (прямой перевод) - каменщик, вольный каменщик, строитель. У каждого строителя есть своя тайна мастерства. Которое в секрете. Так и у масона. Не обязательно образованные люди, но знающие свой секрет мастера.

Высокая консперация – черта масонства. Состояли в ложе(молельный дом, церковь).

Иерархия:

1. Магистр

2. Мастер

3. Подмастерье

4. Учение.

Масон должен пройти все эти стадии. Но они друг о друге не должны знать, кто в какой должности, только магистр мог знать.

Старались по образу храма Соломонова (чудо мировой архитектуры) построить в душе храм.

Псалма – в библии -???

Порядок масонов (ритуал): можно представить по 2 произведениям Горький «Жизнь Клима Самгина» и Толстому «Война и мир». Ритуал: в затемненном помещении стоял стол на столе библия, рядом череп и две кости крест накрест. Нужно было противопоставить смерти жизни, наполненную добрыми делами, поэтому рядом с черепом клали символ жизни чистоты, доброты – белые перчатки.

Посвящение в масоны – испытание у мастера (Пьера Безухова посвящают в масоны у Толстого). Библия – здесь вся человеческая жизнь, по масонам. Утверждение равенства во всем. В дух. Жизни не может быть неравенства. Как символ орудие каменщика.

Великие открытия – Берингов пролив, открытие камчатки. Чукотки, Аляска – и в эту эпоху появилось такая система мышления, как масонство.

Но организация разделилась на группы(ордена – ячейка внутри масонской организации). Так же делились на пол. Ячейки: иллюминаты(внутреннее совершенствование) «можно разрушить храм но можно его воздвигнуть в душе), мартинисты (совершенствование мира с помощью власти).

Были армейские масоны – благотворное воздействие на военные конфликты, решение мирным образом войны (мартинисты).

Орден Розен Крейцера – чистые философии.

Но некоторые псевдомасоны шли в масонство ради карьерного роста. Делались масонами через других масонов.

Масонство и церковь – добрые отношения.

Интеллигентское движение, порожденное петровскими временами, в России – причина российского масонства. Театр – мощная система воздействия на создание человека. Пропагандировал театр масонство. Масонов в России боялись, т.к. это была международная организация. Слухи об открытии организаций масонства – профанация, у масонства все было в тайне. «масоны».

1 кто выступил против масонов – Екатерина2.

Помимо масонства было и вольтерианство во время Екатерины. Была переписка с атеистом Дидро.

«даже если бы Бога не было, его бы стоило выдумать» - Вольтер.

Масоны выступали за внутреннее раскрепощение человека.

Вольтер – символ новой породы людей. Выступал исповедником, но остроумно смеялся над укладом жизни, над своим временем.

Для толстого Руссо был идеалом, он был руссоистом (рациональные идеи внутренне изменить мир).

Итог масонства – оно выродилось, но идея универсальна, она живет в человечестве.

В Москве первым масоном был Г. НовикОв (из семьи барина). Был способным, большим поклонником Екатерины2, первым русским издателем книг (буквари, карты, учебники и т.д.), знатоком дворцовой жизни. Был секретарем Екатерины2, когда Она созвала улаженную комиссию (составляли законы). Там присутствовали представители всех сословий. С улаженной комиссии начинается история Конституции РФ. Новиков офицер, выполнял должность секретаря. «всякая всячина» - издание екатерины2. Новиков и литература: журнал «Трутень», ком. Журнал «Пустомеля», «Живописец» и «Кошелёк» - сатиры и критика язвительная. Первый издал журнал для детей. «Нападал» и на судей, и на воевод. Экономику государство, образование, даже журнал «Всякая всячина», - все иронизировал, высмеивал, эти журналы много сделали для России.В итоге она закрыла журнал и многое его (Он открывал соц больницы аптерки читальни, издавал книги и тр. Стал большим общественным деятелем) закрыла и судила за присваивание денег пайщиков, которые были отданы на книги. Хула на Бога новикОва, но митрополит спас, избавил он критики новикова, переубедив Екатерину2. Поэтому Екатерина не добилась того, чего хотела (казнить НовикОва).

Державин в своих стихах проявляет философию. Основной фопрос 18 века – к чему стремиться, где граница жизни. Жизнь река утекающая в вечность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: