Правовой охраны

Интеллектуальная собственность как объект

Авторское право

Лекция 8

Под авторским правом в объективном смысле слова понимают совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в результате создания произведения (научного, художественного, в области искусства и др.).

Произведения науки, литературы и искусства в соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) являются интеллектуальной собственностью. В Российской Федерации, так же как и в других государствах, термин "интеллектуальная собственность" является собирательным.

Как отмечает А.П. Сергеев, право интеллектуальной собственности исторически возникло как специфическое средство правовой охраны интересов инвесторов (издателей, книготорговцев, владельцев мануфактур и др.), которые в условиях рыночной экономики всегда оставались главными партнерами создателей художественных произведений и технических решений. Он также отмечает, что происхождение термина "интеллектуальная собственность" связано с французским законодательством конца XVIII в. <1>.

--------------------------------

<1> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2001. С. 10.

Что касается международных документов, то впервые упоминание об интеллектуальной собственности встречается в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) (Стокгольм, 14 июля 1967 г.), которая определяла целый перечень прав, подлежащих включению в это понятие, в том числе и права на литературные, художественные и научные произведения.

В России долгое время термин "интеллектуальная собственность" не использовался, а в научных трудах часто высказывались мнения о том, что права авторов на результаты интеллектуальной деятельности необходимо относить к праву собственности. Чаще всего можно было встретить термин "исключительное право", который, по сути, отождествлялся с термином "интеллектуальная собственность". Однако впоследствии вышеуказанный термин все-таки стал использоваться в российском законодательстве. Впервые он появился в российском законодательстве в 1990 г. с принятием Закона "О собственности в СССР", а впоследствии - в одноименном Законе РСФСР, которые содержали положения об объектах интеллектуальной собственности. Затем термин "интеллектуальная собственность" появился в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. После этого произошло включение вышеуказанного термина в ГК РФ.

В частности, в ст. 128 ГК РФ, которая в качестве объектов гражданских прав, т.е. материальных или духовных благ, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения, указываются и результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность).

В настоящее время произошло уточнение термина "интеллектуальная собственность", который в соответствии со ст. 1225 ГК РФ включает в себя:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронно-вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименование мест происхождения товара;

16) коммерческие обозначения.

Кроме того, новеллой является ст. 1226 ГК РФ, которая вводит определение "интеллектуальные права", ранее неизвестное гражданскому законодательству. Так, интеллектуальные права включают в себя:

1) исключительное право, являющееся имущественным правом;

2) личные неимущественные права;

3) иные права (право следования, право доступа и др.).

Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен результат интеллектуальной деятельности (ст. 1227 ГК РФ). Если право собственности на вещь переходит другому лицу, это не влечет переход или предоставление этому лицу интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженный в этой вещи.

Исключением является случай, предусмотренный п. 2 ст. 1291 ГК РФ. Речь идет об оригинале произведения, который отчуждает его собственник, обладающий исключительным правом на произведение, но не являющийся автором произведения. В этом случае исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не установлено иное.

Необходимо отметить, что к объектам авторских прав относят также производные и составные произведения. Составные произведения - это произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (ст. 1259 ГК РФ). Производное произведение представляет собой переработку другого произведения.

На охрану произведения не влияет факт того, было обнародовано произведение или нет. Главным условием охраноспособности является творческий характер произведения и выражение его в какой-либо объективной форме. Например, письменной, устной, в форме изображения, звуко- или видеозаписи и т.п.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения в каких-либо органах или соблюдения каких-либо формальностей.

Субъекты авторских прав

Автором произведения считается гражданин, творческим трудом которого было создано данное произведение. Согласно положениям ГК РФ в качестве субъектов можно выделить граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Закон не ограничивает создателей произведений какими-то возрастными рамками. Поэтому правовой охраной пользуются не только произведения совершеннолетних граждан, но также малолетних и несовершеннолетних лиц.

За малолетних в соответствии со ст. 28 ГК РФ авторские права осуществляют их законные представители (родители или лица, их заменяющие). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свое авторское право самостоятельно (ст. 26 ГК РФ). В отношении недееспособных или ограниченно дееспособных граждан права осуществляются опекунами и попечителями.

Юридические лица не могут быть авторами произведений, но могут являться приобретателями имущественного авторского права. Однако личные неимущественные права даже в случае передачи имущественного права всегда сохраняются за автором произведения.

В качестве субъекта авторского права могут выступать издатели, под которыми в соответствии со ст. 1287 ГК РФ понимают лицо, на которое согласно договору возлагается обязанность издать произведение. Однако правовое положение издательств недостаточно четко определено в гражданском законодательстве.

В качестве субъектов авторского права могут выступать и такие коллективные образования, как государство, государственные органы, субъекты РФ. Например, в отношениях, связанных с выморочным имуществом, переходящим по наследству, в качестве субъектов авторского права выступают и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами (например, РАО).

История развития авторского права

Историю развития авторского права применительно к российскому государству можно вести с начала XIX в. Развитие данного института в столь поздний период было связано с тем, что длительное время в России издание печатных произведений было исключительной монополией государства. Кроме того, неразвитость частного бизнеса в области книгопечатания и полное отсутствие конкуренции в данной сфере тормозили развитие института авторского права.

В начале XIX в. были предприняты попытки на законодательном уровне урегулировать отношения в книгоиздательском бизнесе. Это было вызвано участившимися случаями обмана издателями произведений своих читателей относительно того, кто является автором опубликованных текстов.

Министерством народного просвещения было издано распоряжение относительно рукописей произведений, поступающих на цензуру. Распоряжение министерства обязывало издателей при передаче рукописей на цензуру представлять доказательства права писателя на подачу рукописи к напечатанию.

И лишь к концу XIX в. была признана необходимость в принятии специального документа, регулирующего вопросы в области авторского права. Такой документ, получивший название "Положение об авторском праве", появился в 1911 г. Однако был отменен после событий Октябрьской революции 1917 г.

В этот период был принят ряд декретов о признании достоянием государства любых произведений (опубликованных и неопубликованных, независимо от того, жив ли автор произведения), отменялось большое количество договоров с издательствами, провозглашалось положение, в соответствии с которым авторское право в случае смерти автора по наследству не переходило. Такое положение сохранялось вплоть до 1925 г. Этот период охарактеризован принятием Основ авторского права, которые можно назвать прогрессивными для своего времени. Они закрепляли исключительное право за авторами произведений в течение 25 лет. Момент отсчета данного срока начинался с момента первого издания (или исполнения) произведения. Впоследствии исключительное право стало охраняться пожизненно.

Очередным этапом в развитии авторского права можно назвать 1960 - 1970 гг. В этот период принимаются Основы гражданского законодательства, составной частью которых было авторское право. С распадом СССР в 1991 г. документ был отменен и вступил в силу только в 1992 г. Он предопределил издание в будущем целого ряда специальных нормативных актов в области авторского права, в том числе и Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ названный Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ.

В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ.

Основные международные документы в области

авторского права

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры и соглашения Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к федеральным законам, поэтому в случае возникновения противоречия между международным документом и национальным законодательством должны применяться положения международного документа.

Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - правопреемника СССР.

В качестве источников авторского права выступают как двусторонние, так и многосторонние договоры и соглашения начиная с 1968 г., когда СССР вступил во Всемирную организацию интеллектуальной собственности.

Согласно п. "а" ст. 2 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора, обмена документами, его образующими, ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору, любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации.

В качестве источников авторского права могут выступать общепризнанные нормы и принципы международного права. Однако, как справедливо отмечает О.В. Костькова, Конституция РФ не содержит определения общепризнанных принципов и норм международного права, в связи с чем следует иметь в виду, что эти принципы и нормы должны быть признаны таковыми Российской Федерацией; без подобного признания они не могут считаться частью ее правовой системы, порождающей для государства в целом, его органов и должностных лиц юридические обязательства <2>.

<2> Костькова О.В. Постатейный комментарий к ФЗ "Об авторском праве и смежных правах" // СПС Гарант, 2005.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относится принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Например, ст. 38 Статута международного суда ООН не проводит различия между общепризнанными нормами и принципами международного права и выделяет следующие источники международного права:

1) международные конвенции (как общие, так и специальные);

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными народами.

Следует более подробно рассмотреть основные международные документы в области авторского права.

1. Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. Данная Конвенция была принята в Стокгольме и изменена 2 октября 1979 г., она провозглашала создание Всемирной организации интеллектуальной собственности, целью которой должно было стать содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире, взаимодействие в данной области с международными организациями и государствами, обеспечение международного сотрудничества государств. Большое значение данной Конвенции заключалось в том, что она давала определение интеллектуальной собственности путем перечисления прав, подлежащих включению в это понятие.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886 г.). Этот документ по праву можно назвать старейшим международным документом в области авторского права. С момента принятия данный документ много раз пересматривался. Конвенция в последней редакции 1971 г. состоит из 47 статей и содержит дополнительный раздел, касающийся развивающихся стран. Он состоит из 6 статей. В настоящее время к данному документу присоединились 150 стран. Россия присоединилась к данной Конвенции 13 марта 1995 г.

Конвенция предполагала создание Бернского союза для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Согласно Бернской конвенции правовая охрана предоставляется литературным и художественным произведениям, как созданным одним автором, так и созданным в соавторстве. В данном случае определение "литературные и художественные произведения" является собирательным и включает в себя любую продукцию в области литературы, науки и искусства вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

Статья 7 Конвенции определяет срок правовой охраны - это все время жизни автора и 50 лет после его смерти.

Отдельные положения Конвенции касаются личных неимущественных прав автора, произведений, созданных в соавторстве, прав авторов произведений, случаев свободного использования произведения.

Многие положения Бернской конвенции нашли отражение в законах РФ, касающихся правового регулирования и охраны авторских и смежных прав.

3. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.). Россия присоединилась к данной Конвенции (в ее Парижской редакции 1971 г.) 9 марта 1995 г. В настоящее время в ней участвуют более 90 государств.

Конвенция закрепляет положение о том, что произведения, выпущенные в свет гражданами любого государства - участника Конвенции, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком государстве, пользуются в любом другом государстве, присоединившемся к Конвенции, такой же охраной, как та, которая предоставляется этим государством произведениям, созданным его гражданами.

Не выпущенные в свет произведения граждан любого государства - участника Конвенции пользуются в любом другом договаривающемся государстве такой же охраной, как и охрана, предоставляемая этим государством не выпущенным в свет произведениям его граждан.

Любое договаривающееся государство может своим внутренним законодательством приравнять к своим гражданам любое лицо, постоянно проживающее в этом государстве.

Россия присоединилась к Протоколам N 1 и 2 названной Конвенции.

Дополнительный протокол N 1 был подписан в Париже 24 июля 1971 г. и касался применения рассматриваемой Конвенции к произведениям лиц без гражданства и беженцев.

В соответствии с данным Протоколом действует правило, согласно которому лица без гражданства и беженцы, постоянно проживающие в государстве, подписавшем настоящий протокол, приравниваются для целей Конвенции 1971 г. к гражданам этого государства.

Дополнительный протокол N 2 касался применения указанной Конвенции к произведениям, издаваемым различными международными организациями. В частности, согласно данному протоколу охрана распространяется на произведения, впервые выпущенные в свет Организацией Объединенных Наций, специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и Организацией американских государств.

4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства (Женева, 29 октября 1971 г.). Россия присоединилась к ней, а также к дополнительным протоколам Всемирной конвенции об авторском праве N 1 и 2 13 марта 1995 г. Конвенция была принята в Женеве и касается производителей фонограмм, под которыми понимается физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме. Фонограмма - любая, исключительно звуковая запись.

Конвенция закрепляет важное положение о том, что каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от непосредственного распространения этих копий.

За государствами сохраняется право определения юридических мер в обеспечение положений Конвенции. Таких, например, как предоставление авторского права или другого особого права, охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции, охрана посредством уголовных санкций.

Конвенция определяет и особый знак правовой охраны, представляющий собой специальную надпись в виде символа P с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной.

5. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.). Данная Конвенция была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г. Россия присоединилась к этой Конвенции в качестве правопреемника СССР в 1989 г. В настоящее время в ней участвуют более 23 государств. Документ касается спутниковой связи, передающей теле- и радиосигналы. Брюссельская конвенция установила важное положение о том, "что государства-участники Конвенции берут на себя обязательство принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается". Это обязательство применяется в том случае, когда орган-источник подпадает под юрисдикцию другого договаривающегося государства и когда распространяемый сигнал является вторичным сигналом. Таким образом, как справедливо отмечают Л.И. Подшибихин и К.Б. Леонтьев, Брюссельская конвенция обеспечивает охрану от несанкционированного распространения посредниками несущих программы сигналов, однако непосредственно права организаций вещания Брюссельская конвенция не затрагивает <3>.

--------------------------------

<3> Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. Проблемы охраны прав организаций вещания // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. 2001. N 12.

Конвенция дает такие важные с точки зрения правового регулирования определения, как:

1) программа, под которой понимается совокупность материалов, получаемых непосредственно или в записи, состоящих из изображений, звуков, передаваемая посредством сигналов с целью последующего распространения;

2) сигнал, под которым понимается создаваемая с помощью электронных средств несущая частота, способная передавать программы;

3) спутник, под которым понимается любое устройство, находящееся во внеземном пространстве, способное передавать сигналы;

4) распространяющий орган, т.е. физическое или юридическое лицо, решающее, должна ли иметь место передача вторичных сигналов широкой публике или любой ее части. Под распространением сигналов Конвенция подразумевает действие, посредством которого распространяющий орган передает вторичные сигналы широкой публике или любой ее части.

6. Договор по исполнениям и фонограммам, заключенный в Женеве в 1996 г., касается имущественных и личных неимущественных прав двух субъектов авторского права - исполнителей и производителей фонограмм.

Договор не только определяет имущественные и личные неимущественные права указанных субъектов в результате исполнения или производства фонограммы, но и устанавливает срок правовой охраны таких смежных прав в 50 лет. Особо оговаривается право исполнителей и производителей фонограмм на получение справедливого единовременного вознаграждения за прямое или косвенное использование созданных ими фонограмм для вещания и сообщения для публики.

После распада СССР Российская Федерация в рамках Содружества Независимых Государств заключила с вновь возникшими суверенными государствами как двусторонние, так и многосторонние договоры и соглашения в области авторского права. В качестве многостороннего документа можно назвать Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г., которое подписали 11 бывших союзных республик (ныне суверенных государств).

Переход имущественных авторских прав по наследству

Статья 1283 ГК РФ закрепляет положение о том, что исключительное право на произведение переходит по наследству. В отличие от Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" часть четвертая ГК РФ не содержит упоминания о переходе имущественного права автора, заменяя его на формулировку "исключительное право". В результате перехода такого права по наследству наследник или наследники становятся правообладателями в отношении произведения умершего автора. Они могут по своему усмотрению использовать его любым не противоречащим закону образом. К наследникам переходит право давать разрешения другим лицам на использование произведения, перешедшего по наследству, они могут вообще запретить его использование кем-либо. Использование произведения без подобного разрешения считается нарушением исключительного авторского права.

Пример.

Бессмертные произведения М.А. Булгакова - романы "Мастер и Маргарита" и "Белая гвардия" - стали предметом судебного разбирательства между наследниками писателя и издательством "Синерге". Потомки вдовы Булгакова собирались отсудить более 80 тыс. руб. за незаконное использование интеллектуального наследства.

Конфликт между внуками Елены Булгаковой (музы, ставшей прообразом Маргариты) и издательством возник после того, как самые известные произведения писателя вышли в серии "Новая школьная библиотека". Издательство несколько преждевременно сочло "Мастера и Маргариту" и "Белую гвардию" общественным достоянием и опубликовало оба романа без согласия наследников.

Роман "Мастер и Маргарита" был впервые напечатан после смерти М.А. Булгакова в 1967 г., "Белая гвардия" - в 1973 г., а одноименный спектакль по этой пьесе "Дни Турбиных" был поставлен лишь в 1989 г. Следовательно, права на их использование еще многие годы будут принадлежать семье литератора.

Поскольку добровольно выплатить компенсацию за нарушение авторских прав издательство отказалось, наследники обратились с иском в Чертановский суд столицы и требуют компенсацию в размере 1000 минимальных зарплат <7>.

--------------------------------

<7> Интеллектуальная собственность. 2000. N 1.

Все вопросы, касающиеся наследственных правоотношений, регламентированы положениями части третьей ГК РФ. Авторское произведение может перейти к наследникам как по завещанию, так (в случае его отсутствия) и по закону.

В качестве наследников могут выступать как физические, так и юридические лица либо физические и юридические лица одновременно. В случае составления завещания в отношении произведения наследодателем не имеет значения, состоит ли наследник с ним в родственных отношениях. В случае если завещание не было составлено, то вступают в действие нормы ст. ст. 1142 - 1148 ГК РФ (наследование по закону), которые предоставляют право на получение произведения по наследству близким и дальним родственникам умершего автора. Первоочередным правом на получение исключительных прав в отношении произведения пользуются близкие родственники автора, под которыми понимают супруга, его детей и родителей автора. И только в случае их отсутствия право на произведение переходит к другим родственникам в порядке очередности, установленной законом.

Если в случае смерти автора произведения нет наследников ни по закону, ни по завещанию (например, в случае полного отсутствия родственников у автора либо лишения их права наследовать по завещанию), то исключительное право на произведение переходит к государству (ст. 1151 ГК РФ).

Гражданское законодательство устанавливает правило, в соответствии с которым по наследству могут перейти только имущество, имущественные права и обязанности умершего автора. В связи с этим можно утверждать, что по наследству переходят как само произведение, так и имевшиеся в связи с ним права и обязанности, существовавшие на момент смерти автора, например право на получение авторского гонорара. Однако, как отмечает В.Н. Гаврилов, право на получение авторского гонорара, так же как и другие выплаты, на которые при жизни имел право автор, признается средством к существованию, и первоочередное право на его получение принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно с умершим или отдельно от него. Причем требования о выплате авторского гонорара предъявляются лицам, у которых имелась обязанность перед автором в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.

В случае отсутствия вышеперечисленных лиц или непредъявления этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок, соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях (ст. 1183 ГК РФ) <8>.

--------------------------------

<8> Гаврилов В.Н. Наследование по новому российскому законодательству. М.: ИМЦ ГУК России, 2002. С. 18.

Личные неимущественные права автора, такие как право на имя, право авторства, не подлежат передаче наследникам, так как считается, что они тесно связаны с личностью автора и неотделимы от нее. Однако, как отмечает В.Н. Гаврилов, по наследству могут переходить некоторые неимущественные права, не связанные с личностью наследодателя, но которые, как правило, необходимы для реализации связанных с ними имущественных прав. Он также отмечал, что согласно ст. ст. 15, 27 и 29 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" к наследникам переходило право на опубликование произведения, которое при жизни автора не было опубликовано, а также право на охрану (защиту) прав авторства <9>.

--------------------------------

<9> Там же. С. 20.

Анализ части четвертой ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что положения вышеуказанных статей Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" были включены законодателем в ГК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, при условии, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме в завещании, письмах, дневниках и т.п. Причем право на обнародование включает как те произведения, которые на момент смерти охраняются авторским правом, так и те, которые перешли в общественное достояние (п. 3 ст. 1282 ГК РФ), что в настоящее время является нововведением законодателя. Если произведение было обнародовано наследниками вопреки воле умершего автора, они не становятся публикаторами (что имеет место при правомерном обнародовании), и никаких смежных прав у них в этом случае не возникает.

Срок охраны авторского права у наследников составляет в отличие от автора всего 70 лет. Однако исчисление этого срока происходит по-разному.

Согласно п. 1 ст. 1281 ГК РФ 70-летний срок начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение было создано в соавторстве, наследники начинают отсчет срока только после смерти последнего из соавторов с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Исключительное право на произведение, которое было обнародовано наследниками после смерти автора, действует в течение 70 лет после правомерного обнародования произведения. Причем отсчет начинается с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора. В противном случае применению подлежит ст. 1282 ГК РФ.

Некоторые ученые, в частности О.А. Рузакова, считают, что наследникам едва ли может переходить право на отзыв произведения, которое входит в состав права на обнародование, хотя прямого запрета в законодательстве нет. Если автором при жизни реализовано право на обнародование, то наследники не управомочены реализовать право на отзыв <10>.

--------------------------------

<10> Рузакова О.А. Комментарий к четвертой части Гражданского кодекса РФ. М.: Экзамен, 2007. С. 257.

В случае смерти репрессированного автора, который был реабилитирован посмертно, течение 70-летнего срока охраны исключительного права на произведение у наследников исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Неоднозначно решается вопрос о том, каким способом следует принимать исключительное авторское право в качестве наследства.

В соответствии с нормами наследственного права принятие наследства осуществляется двумя способами:

1) путем подачи в нотариальную контору по месту открытия наследства заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство;

2) путем фактического вступления во владение и управление наследственным имуществом. Этот способ находит выражение в различных активных действиях, которые направлены на сохранение наследства, его использование. В частности, А.А. Рубанов отмечает, что в данном случае наследник относится к наследственному имуществу, как к своему собственному, и тем самым проявляет намерение приобрести наследство <11>.

--------------------------------

<11> Рубанов А.А. Право наследования / Под ред. М.М. Славина. М.: Московский рабочий, 1978. С. 21.

В наследственном праве оба способа принятия наследства абсолютно равнозначны. Однако некоторые специалисты считают неприемлемым применение к исключительному авторскому праву второго изложенного способа принятия наследства. Например, В.Н. Гаврилов считает ситуацию с авторским правом исключением из общего правила, полагая, что в случае наследования авторского права наследник должен до истечения 6 месяцев со дня открытия наследства подать нотариусу заявление о принятии наследства. И другим способом такое наследство принять нельзя <12>. Другие (например, О.А. Рузакова) считают применение второго способа принятия наследства (т.е. фактическое вступление в наследство) вполне допустимым.

--------------------------------

<12> Гаврилов В.Н. Наследование по новому российскому законодательству. М.: ИМЦ ГУК России, 2002. С. 51.

Они отмечают, что подтверждением фактического вступления во владение наследственным имуществом в отношении авторского права могут выступать принятие материальных носителей, в которых выражены произведения (рукописи, картины и т.д.), уведомление пользователей о правопреемстве, уведомление общественной организации, где состоял умерший (РАО и др.) <13>.

--------------------------------

<13> Рузакова О.А. Комментарий к четвертой части Гражданского кодекса РФ. М.: Экзамен, 2007. С. 258.

Не менее интересным представляется вопрос о переходе исключительных прав на объекты смежного права по наследству. Часть четвертая ГК РФ содержит ряд статей, посвященных данному вопросу. Анализ норм части четвертой ГК РФ позволяет прийти к выводу о том, что смежное право, так же как и авторское право, может перейти по наследству. Так, право на исполнение охраняется у наследников по тем же самым правилам, что и у автора произведения (ст. 1318 ГК РФ). Однако личные неимущественные права автора смежного права охраняются бессрочно (п. 1 ст. 1316 ГК РФ). Исполнитель вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти. Такое лицо осуществляет данные полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного исполнителем лица от осуществления соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами (п. 2 ст. 1316 ГК РФ).

Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет. Течение этого срока начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись или фонограмма была обнародована, при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

Исключительное право на фонограмму переходит по наследству, но только в пределах оставшейся части срока охраны, т.е. начавший свое течение еще при жизни производителя фонограммы срок продолжает течение и после его смерти, заканчиваясь уже у наследников. После истечения срока охраны фонограмма переходит в общественное достояние. Такие же правила действуют и в отношении исключительного права на сообщение радио- или телепередачи (п. 2 ст. 1331 ГК РФ).

В пределах оставшегося срока в порядке наследственного правопреемства исключительное право публикатора на произведение переходит к наследникам (ст. 1338 ГК РФ).

Договоры в авторском праве

Исключительное авторское право, возникшее у автора с момента создания произведения, может передаваться другим лицам. Основанием, которое среди прочих предусматривает такой переход, является договор.

В ранее действовавшем Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" применительно к отношениям по передаче исключительного авторского права использовался термин "авторский договор". Ныне действующее законодательство изменило подход к договорным отношениям, отказавшись от ранее действующей правовой конструкции и кардинально изменив определение договоров.

В настоящее время отношения между авторами произведений или объектов смежных прав и пользователями созданных результатов интеллектуальной деятельности регулируются двумя видами договоров:

1) договором об отчуждении исключительного авторского (или смежного) права;

2) договором о предоставлении права пользования исключительным авторским правом (лицензионный договор).

Эти договоры используются не только в авторском праве, но и в отношении других объектов интеллектуальной собственности.

В связи с отменой предыдущего нормативного акта в области охраны авторских прав важное значение имеет вопрос о том, применяются ли положения о договорах, предусмотренные в части четвертой ГК РФ, к договорам, заключенным до его принятия.

Ответ на этот вопрос содержится в ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации". В ст. 7 названного ФЗ отмечается, что нормы части четвертой ГК РФ о порядке заключения и форме договоров, а также об их государственной регистрации применяются к тем договорам, которые были заключены после введения в действие части четвертой ГК РФ. Таким образом, нормы, касающиеся договорных отношений, в том числе и в авторском праве, не имеют обратной силы.

Нормы, которые касаются оснований, последствий и порядка заключения договоров в авторском праве, которые обязательны для сторон договора, применяются ко всем договорам, продолжающим действовать на момент введения ГК РФ в действие. В данном случае не имеет значения, были ли договоры заключены после введения в действие новых норм или ранее этого срока.

Новые нормы об ответственности за нарушение договорного обязательства применяются к договорам, которые были заключены после 1 января 2008 г., за исключением случаев, когда в договорах, заключенных ранее этого срока, предусматривалась иная ответственность (ч. 2 ст. 8 ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Так как вышеперечисленные договоры относятся к гражданско-правовым, на них распространяются общие правила, касающиеся гражданских договоров в целом (ст. ст. 307 - 453 ГК РФ). Так, в соответствии с принципом свободы договора никто не может заставить автора передать свое исключительное право на произведение. Автор вступает в договорные отношения своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Он самостоятельно решает, с кем и какой договор будет заключен, какие условия будут в него включены.

Несовершеннолетние авторы могут самостоятельно заключить любой договор, где в качестве предмета выступает авторское произведение или имущественные авторские права. Они могут самостоятельно использовать авторское вознаграждение. За малолетних и недееспособных граждан договор заключают законные представители.

В соответствии со ст. 138 ГК РФ использование результатов интеллектуальной деятельности может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Поэтому любое использование произведения без заключения с автором договора в отношении произведения является незаконным и порождает правовые последствия в виде гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

В качестве предмета обоих названных договоров выделяют то исключительное право на произведение, которое автор хочет передать по договору.

Договор на отчуждение исключительного права

на произведение

Статья 1285 ГК РФ, предусматривающая данный вид договора, является новой для авторского права. Ранее действовавший Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не предусматривал такой разновидности авторских договоров. В большей степени эта разновидность гражданского договора была присуща патентному праву. Однако мнения о возможности применения указанного вида договоров в авторском праве высказывались еще задолго до появления подобных норм в авторском праве.

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на авторское произведение в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Данный вид договора может быть как реальным, так и консенсуальным. Консенсуальный договор начинает действовать с момента его заключения, реальный требует еще и совершения со стороны лица, передающего права, определенных действий, например по передаче материального носителя произведения. В качестве правообладателя и приобретателя могут выступать как физические, так и юридические лица.

Для данного договора законом предусмотрена письменная форма. В случае несоблюдения этого правила договор считается недействительным и не порождает никаких правовых последствий, а имущественное право, являющееся предметом такого договора, остается у первоначального правообладателя и не считается переданным по договору.

Данный договор предполагается возмездным, если в содержании договора не предусматривается иное. Возмездность означает уплату приобретателем предусмотренного договором вознаграждения. Если имущественное право передается на безвозмездной основе, это должно быть прямо отражено в договоре. Чаще всего подобная ситуация встречается в случае оформления договора между физическими лицами (гражданами), а цель приобретения права не предполагает извлечение прибыли. Существенными условиями данного вида договора являются предмет (т.е. охраняемое право, которое передается) и размер вознаграждения, если договор возмездный. Эти условия считаются существенными для данного вида договора, поэтому стороны, участвующие в заключении договора, должны прийти в отношении данных условий к взаимному соглашению. В случае если условия о вознаграждении в договоре отсутствуют, договор считается незаключенным. При этом предусмотренные ст. 424 ГК РФ правила определения цены договора в данном случае не применяются.

Отчуждение исключительного права означает, что имущественные права на авторское произведение передаются в полном объеме приобретателю и у самого автора не сохраняются. Однако автор произведения сохраняет за собой все личные неимущественные права. Приобретатель вправе как пользоваться приобретенным правом самостоятельно, так и передавать это право другим лицам по лицензионному договору.

Абсолютное право приобретателя может быть ограничено лицензионными договорами, которые были ранее выданы другим лицам первоначальным правообладателем или впоследствии самим приобретателем имущественного права.

Содержание договора составляют права и обязанности, которые берут на себя участники договорных отношений. Стороны самостоятельно определяют все условия, которые должны быть включены в договор. В этом случае они являются обязательными для сторон по договору.

В случае если произведение принадлежит не одному, а нескольким авторам, то согласие на заключение договора об отчуждении имущественного права на произведение должны дать все авторы. Если хотя бы один из них не согласен, то передача исключительного права считается непроизведенной.

Пример.

Три участника группы "Кино" передали культурно-досуговому центру "П" исключительные права исполнителей на использование результатов творчества данной группы. "П" обратился в суд с иском к ЗАО "М" в связи с тем, что ответчик без разрешения произвел и реализовал экземпляры фонограммы с исполнением произведений указанной группы. Однако выяснилось, что четвертый участник группы - В. Цой - своих прав исполнителя никому не передавал, не передавали их и наследники В. Цоя. При указанных обстоятельствах кассационная инстанция сделала вывод, что истец не получил исключительных прав и не может требовать их защиты <14>.

--------------------------------

<14> Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М.: Городец, 2008.

Лицензионный договор на предоставление права

на использование произведения

В соответствии со ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

Данный вид договора ранее применялся в авторском праве.

Он существенным образом отличается от договоров на отчуждение имущественных прав и имеет свои особенности.

Сторонами договора являются лицензиар и лицензиат, в роли которых могут выступать как физические, так и юридические лица.

В качестве лицензиара может выступать не только автор, чьим трудом было создано произведение, но и иные правообладатели, владеющие имущественным правом на законном основании (например, наследники, приобретатели права по договору отчуждения и т.п.).

Если договор об отчуждении имущественного права предполагает исключительно письменную форму, то лицензионные договоры заключаются не только в письменной, но и в устной форме. Так как лицензионный договор представляет собой разновидность гражданско-правового договора, на него распространяются общие нормы ГК РФ, касающиеся порядка, формы и условий заключения договора, в частности ст. 160 ГК РФ, в соответствии с которой письменная форма предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Однако стороны могут заключить договор и путем обмена документами, по почте, телеграфу, телетайпу, электронной почте и другим подобным образом, который позволяет установить, что документ исходит от определенного лица.

В пункте 2 ст. 160 ГК РФ сказано, что при заключении договора предполагается использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи, если это предусматривается законом или соглашением сторон. В случае отсутствия подписи одной из сторон договор считается незаключенным.

Статья 1236 ГК РФ посвящена видам лицензионных договоров. Согласно названной статье ГК РФ выделяются два вида лицензий:

1) простая (неисключительная), в соответствии с которой лицензиату предоставляется право на использование произведения на определенный срок, но с сохранением за лицензиаром права выдавать лицензии другим лицам;

2) исключительная, которая закрепляет за лицензиатом монопольное право на использование произведения. Лицензиар в данном случае теряет право на выдачу лицензий другим лицам.

Вид лицензии должен быть определен сторонами в договоре. В случае если стороны не включили в договор подобное условие, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Закон не ограничивает стороны указанными в законе вариантами лицензионных договоров и предоставляет возможность в одном лицензионном договоре применительно к различным способам использовать условия, предусмотренные для лицензионных договоров разных видов.

Статья 1238 ГК РФ предусматривает правило, в соответствии с которым лицензиат может заключить сублицензионный договор на право использования произведения.

Рассматриваемый договор будет действительным только при соблюдении следующих условий.

1. К данному виду договора применяются все те условия, которые предусмотрены для заключения лицензионных договоров.

2. Для предоставления права использования произведения другому лицу по сублицензионному договору требуется согласие автора произведения (либо правообладателя). Причем это согласие должно быть обязательно выражено в письменной форме, например путем включения соответствующего условия в лицензионный договор. Если договор не содержит такого условия, это не означает, что у лицензиата автоматически возникает право на заключение сублицензионных договоров. Данное положение подтверждается и практикой.

Пример.

Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о возмещении убытков, понесенных в связи с нарушением ответчиком его исключительных прав на художественный фильм.

В обоснование требования истец представил договор, заключенный между ним и третьим лицом, по которому были приобретены исключительные права на спорный фильм.

Арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении иска по следующим мотивам.

Судом установлено, что акционерное общество продавало видеокассеты с фильмом, исключительное право на распространение которого, по мнению истца, было приобретено товариществом по возмездному договору с третьим лицом. По условиям этого договора предусматривалась передача товариществу исключительного права на распространение фильма.

Однако из материалов дела усматривалось, что исключительное право на использование произведения третье лицо само приобрело у изготовителя аудиовизуального произведения по договору, в котором отсутствовало условие о возможности передачи этого права. Дополнительных соглашений к договору также не заключалось.

При таких обстоятельствах третье лицо не вправе было передавать исключительное право на использование произведения истцу. А истец, исходя из этого, не мог быть признан обладателем исключительных прав и требовать их защиты <15>.

--------------------------------

<15> Обзор практики рассмотрения споров по делам, связанным с применением Закона об авторском праве и смежных правах // Гарант, 2007.

3. В случае получения согласия на выдачу сублицензии необходимо иметь в виду, что предоставление права возможно только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для самого лицензиата.

4. Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата возложена на самого лицензиата, если в лицензионном договоре не предусмотрено иное. По общему правилу сублицензии должны выдаваться на период действия основного лицензионного договора, если же сублицензия была выдана на более длительный срок, это не делает ее недействительной. К такой сублицензии применяются правила, закрепленные в п. 3 ст. 1238 ГК РФ. Согласно названной статье сублицензионный договор, заключенный на срок, превышающий срок действия лицензионного договора, считается заключенным на срок действия лицензионного договора.

В подтверждение указанных правил можно привести следующий случай из судебной практики.

Пример.

ООО "Издательство ДЖЕМ" обратилось с иском к ООО "Ашан" и ООО "Марком" о взыскании в его пользу компенсации за нарушение смежных прав в сумме по 50 тыс. руб. с каждого из ответчиков. В обоснование требований истец указал, что согласно договору о передаче смежных прав от 31 января 2003 г. ЗАО "Компания Джей-Эс-Пи" (правообладатель) передало ООО "Издательство ДЖЕМ" (издатель) исключительные права на использование фонограмм, перечисленных в приложении 1 к данному договору, в том числе право осуществлять, запрещать или разрешать воспроизведение фонограмм на любых типах носителей, распространение фонограмм любым способом, а также право на сбор авторского вознаграждения. Согласно указанному приложению ООО "Издательство ДЖЕМ" были переданы исключительные смежные права на 12 фонограмм, в том числе на фонограмму "Чужие губы". По мнению истца, ответчики нарушали его исключительные права, а именно: ООО "Марком" изготавливало контрафактную продукцию - компакт-диски, содержащие фонограмму "Чужие губы", а ООО "Ашан" эту продукцию распространяло.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные истцом доказательства нарушения его смежных прав, основанных на договоре от 31 января 2003 г., апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что на момент обращения с иском ООО "Издательство ДЖЕМ" не являлось обладателем исключительных смежных прав на фонограмму "Чужие губы".

Как следует из материалов дела, 12 мая 1998 г. между группой "РУКИ ВВЕРХ" (правообладатель) и ЗАО "Компания Джей-Эс-Пи" был подписан договор N 150/98 о приобретении смежных прав на 12 фонограмм, в том числе на фонограмму "Чужие губы". В соответствии с п. 7.1 этого договора он заключен сроком на пять лет с момента подписания акта приема-передачи последнего произведения и вступает в силу после обоюдного подписания. Поскольку последние произведения были переданы по указанному договору 12 мая 1998 г., срок его действия начался 12 мая 1998 г. Таким образом, исключительные смежные права, переданные истцу по договору от 31 января 2003 г., принадлежали ЗАО "Компания Джей-Эс-Пи" лишь до даты окончания срока действия договора N 150/98, т.е. до 12 мая 2003 г. Указанная компания могла передать истцу исключительные права на фонограмму "Чужие губы" лишь на срок до 12 мая 2003 г., а именно на 101 день. Поэтому договор о передаче смежных прав от 31 января 2003 г. в части срока действия, превышающего 101 день, является ничтожным" <16>.

--------------------------------

<16> Интеллектуальная собственность. 2007. N 6.

Говоря о заключении лицензионных договоров, необходимо иметь в виду и такой важный момент: заключение лицензионных договоров может производиться не только правообладателем лично, но и через специализированные организации. Так, в соответствии со ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может заключать с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (не исключительной) лицензии. Согласно п. 1 ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований. Указанное положение закона свидетельствует о том, что в данном случае имеет смысл говорить о наличии элементов публичного договора. Однако не все специалисты в области авторских прав разделяют это мнение.

Некоторые считают, что заключаемые вышеуказанными организациями договоры следует относить к договорам присоединения <17>. Например, И.А. Силонов отмечает, что по своей юридической сути лицензионное соглашение является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ), поскольку организации, управляющие правами на коллективной основе, занимают монопольное положение, заключают договоры с правообладателями и пользователями на профессиональной основе и, вероятно, работают на основе предлагаемых ими форм договоров <18>.

--------------------------------

<17> Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Основы авторского права. М.: ИНИЦ Роспатента, 2006.

<18> Силонов И.А. Авторское право в шоу-бизнесе: нормативные акты и комментарии. М.: Норма, 2001. С. 19.

Рассмотрим существенные условия заключения лицензионных договоров.

1. Предмет договора. Из содержания договора должно четко усматриваться, какие права и в каком объеме передаются по договору.

2. Способы использования произведения. Пользователь должен осуществлять использование произведения теми способами, которые оговорены в соглашении между сторонами. Лицензиат может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Если право использования произведения прямо не указано в договоре, оно считается непереданным.

3. Размер вознаграждения (если договор возмездного характера) или порядок исчисления вознаграждения. Лицензионным вознаграждением могут являться роялти или паушальные платежи.

Роялти (от англ. royalty - "королевские привилегии") - вид лицензионного вознаграждения; периодические процентные отчисления (текущие отчисления) продавцу лицензии, устанавливаемые в виде фиксированных ставок исходя из фактического экономического результата ее использования, выплачиваемые через определенные согласованные промежутки времени.

Паушальный платеж (от нем. Pauschall - "взятый в целом, целиком") - вид лицензионного вознаграждения, твердо зафиксированная в соглашении сумма, подлежащая выплате продавцу лицензии. Устанавливается исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей от ее использования. Может выплачиваться единовременно или в рассрочку <19>. Преимуществом этого вида лицензионного вознаграждения является получение лицензиаром (владельцем лицензии) всей суммы вознаграждения в относительно короткий срок и без какого-либо риска. На практике пользуются и такими формами лицензионного вознаграждения, как первоначальный платеж наличными, передача ценных бумаг и технической документации, участие в прибыли лицензиата <20>.

--------------------------------

<19> Словарик на каждый день и случай // www.doco.ru.

<20> Энциклопедия по экономике // www.perfekt.ru.

Стороны в договоре самостоятельно определяют условия, касающиеся вознаграждения. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений (п. 4 ст. 1286 ГК РФ).

В настоящее время ставки вознаграждения предусмотрены в следующих нормативных актах:

1) в Постановлении Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.";

2) в Постановлении Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)";

3) в Постановлении Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства".

В случае если в возмездном лицензионном договоре отсутствует условие о вознаграждении, договор считается незаключенным.

4. Территория, на которой допускается использование произведения. Если данное условие в договоре не определено, считается, что лицензиат вправе осуществлять его использование на всей территории РФ.

5. Срок, на который заключается договор. Если в договоре срок отсутствует, то договор считается заключенным на пять лет. Однако в любом случае срок действия лицензионного договора не может превышать срока действия исключительного права. В случае прекращения у лица исключительного права лицензионный договор тоже подлежит прекращению.

Договорная ответственность в авторском праве

В случае нарушения условий лицензионного договора или договора на отчуждение исключительного права на произведение стороны несут гражданско-правовую ответственность. Ответственность автора на основании ст. 1290 ГК РФ ограничена суммой реального ущерба, под которым в соответствии со ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые сторона договора, чье право было нарушено, должна будет произвести для восстановления своего нарушенного права, утрата или повреждение, причиненные одной стороной договора другой стороне (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Исключение составляет случай, когда в самом договоре не оговорена ответственность в меньшем объеме. В этом случае применению подлежит не норма закона, а условие договора. Таким образом, ответственность автора является ограниченной.

Ответственность за неисполнение договоров в авторском праве носит компенсационный характер, поэтому вторая сторона, использующая авторское произведение, должна предоставить обоснованное подтверждение своих убытков. Так как гражданское законодательство не содержит правил определения реального ущерба в авторских правоотношениях, можно предположить, что такое подтверждение может быть получено с помощью любых доказательств. Если же в результате нарушения автором своих обязательств пользователь вынужден будет произвести расходы в будущем, то должен быть сделан обоснованный расчет затрат.

Говоря о договорной ответственности в авторском праве, необходимо отметить, что ущерб может быть взыскан только тогда, когда существуют все необходимые условия для привлечения стороны договора к гражданско-правовой ответственности. В соответствии со ст. 401 ГК РФ автор может быть привлечен к ответственности, если имеется его вина. Под виной понимается психическое отношение лица к совершенному деянию. Вина в договорных обязательствах может быть в форме умысла и неосторожности. По общему правилу для привлечения лица к ответственности достаточно наличия вины в любой форме. Ответственность одинаково наступает как за неисполнение заключенного договора, так и за исполнение его ненадлежащим образом.

Если в нарушении договора вины автора нет, то его нельзя привлечь к ответственности, так как гражданское право исключает ответственность автора за невиновное причинение вреда другой стороне. В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, которое нарушило обязательство.

Что касается второй стороны договора, то необходимо отметить, что, если произведение используется в рамках осуществления предпринимательской деятельности, ответственность наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ. Это означает, что ответственность наступает даже при наличии вины в действиях стороны по договору. Однако в данном случае лицу или организации предоставлено право доказывать наличие непреодолимой силы, которая является основанием освобождения стороны договора от ответственности. Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непреодолимые в данных условиях обстоятельства (например, природные стихийные явления, а также некоторые обстоятельства общественной жизни - военные действия, эпидемии и т.д.).

Что же касается ответственности за нарушение договора авторского заказа, в соответствии с которым автор обязуется создать обусловленное договором произведение науки, литературы и искусства, то законодатель предусмотрел в качестве ответственности автора возврат полученного аванса в полном объеме. Возможна также выплата неустойки, если она включена сторонами в договор. Однако общий размер ответственности автора по договору авторского заказа ограничивается суммой реального ущерба, причиненного заказчику (п. 2 ст. 1290 ГК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: