Тема 5. Рынок: свободные цены, спрос и предложение, конкуренция

                   5.1. Сущность и основные факторы рынка

Современный рынок – это любая система, позволяющая производителям (продавцам) и покупателям совершать свободную куплю-продажу товаров и услуг.

Главные из множества видов рынков можно сгруппировать по трем признакам: с точки зрения соответствия действующему законодательству – легальный рынок и нелегальный рынок; по экономическому назначению объектов рыночных отношений – потребительский, средств производства, рабочей силы, информации, финансовый, валютный и др. рынки; по пространственному признаку – местный, национальный, международный, региональный, мировой рынки.

Среди многообразных и взаимосвязанных функций современных рынков можно выделить следующие шесть: посредническая функция – рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей продуктов, предоставляя им возможность общаться с друг другом на экономическом языке свободной купли-продажи товаров, свободных цен, свободной игры спроса и предложения; ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции среди покупателей и продавцов; информирующая функция – сложившиеся цены как бы сообщают предпринимателям о текущем состоянии экономики, через их падение или рост деловые люди узнают о размерах производства той или иной продукции, о насыщенности рынка товарами, об изменениях в предпочтениях потребителей и т.д.; регулирующая функция – из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные сферы бизнеса с повышенными ценами (недопроизводство), в результате в первых отраслях производство (предложение) сокращается, а во вторых – растет (с потребительской стороны наоборот – низкие цены увеличивают спрос, высокие – уменьшают); стимулирующая функция – цены вознаграждают дополнительной прибылью тех, кто совершенствует свое производство, увеличивает его производительность, снижает издержки; оздоравливающая функция (или санирующая) – рынок очищает экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.

Ранее упоминалось, что рыночные системы обладают внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции, включающим три взаимосвязанных фактора: рыночные цены, спрос и предложение товаров и услуг, а также конкуренцию.

Спрос представляет платежеспособную потребность в определенных товарах и измеряется тем количеством продукта, которые потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода.

Предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени.

Конкуренция представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и дороже продать; наемные работники – получить большую заработную плату; потребители –купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних, неудаче других и проявляется конкуренция. Выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция – своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем их конкурент, привлекают к себе покупателей всевозможными скидками, премиями, распродажами.

Неценовая конкуренция это: обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделия; лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии); привлекательные рекламы и оформление товара (конкретная и полезная информация о нем вместо пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка).

Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, т.е. его видоизменение и обновление, а также наделение товара «фирменными» чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента.

Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества и повышение качества продукции, рационализацио производства и снижение затрат, способствуя «отбраковыванию» убыточных предприятий и повышению уровня эффективности экономики в целом.

Вместе с тем конкуренция постоянно находится под угрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства. В результате возникает враг конкуренции – монополия.

 

                           5.2. Монополия и конкуренция

В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий: рыночное господство продавцов – монополия (одного) и олигополия (нескольких); рыночное господство покупателей – монопсония (одного) и олигопсония (нескольких).

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (в России свыше 35%); доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров; установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и получение для себя сверхприбыли.

По происхождению выделяют два главных вида монополии: естественную и искусственную. Естественная монополия возникает закономерно, по объективным условиям. Например в отраслях (автомобильная, газовая, алюминивая), где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по низким ценам или, где целесообразно иметь единый хозяйственный комплекс (метрополитен, водоснабжение, связь), при добыче полезных ископаемых и т.п.

Искусственная монополия – специально созданная путем концентрации определенной хозяйственной деятельности за счет: подавления конкурентов с помощью демпинга (массированный выброс товаров на рынок или ценных бумаг на биржу по заниженным ценам) или байкота (прекращение поставок или закупок продукции у конкурентов, дискредитация его товаров и т.п.); враждебное поглощение соперников (скупка их акций, иногда анонимно); добровольное объединение друг с другом (обычно путем взаимного обмена акциями, чтобы не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно; создавать свои филиалы, так называемые аффилированные (дочерние) компании. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты.

Наиболее распространенная и простая форма – картель. Его участники, производящие однородную продукцию (нефть, сахар, кофе и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность – как производственную, так и коммерческую. Цивилизованный мир стремится ограничивать картельные соглашения. Монополисты прибегают к тайному сговору или используют лидерство в ценах (сговор без сговора: ведущая фирма устанавливает нужный уровень цен, остальные «по умолчанию» следуют за ней); на сопряженные, дополняющие друг друга товары (автомобиль и запасные части к нему), устанавливается система связанных цен (автомобиль дешевый, остальное – дорогое); цены снятия сливок и цены проникновения.

Синдикат – объединяются производители однородной продукции, но сбыт и закупку сырья осуществляют через общую торговую сеть, т.е. коммерческая самостоятельность утрачивается. (Например, создавшие синдикат изготовители йогурта могут: ослабить взаимную конкуренцию; сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время дороже продавать свою продукцию. В результате перераспределяются доходы и поставщиков и потребителей в свою пользу.)

Трест, наиболее тесный союз – предприятия объединяются полностью под единым управлением. Такие сверхмонополии были типичны для СССР (многочисленные объединения бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, столовых и пр.), отраслевые министерства, главки с жестким централизованным управлением, господствовали над потребителями по всем линиям (ассортимент, качество, цены). Тресты – наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве странах мира они запрещены.

Концерн – это главная и эффективная форма современных хозяйственных объединений – крупный диверсифицированный экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира. Их объединяет особый институт – холдинг – головная компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность. Они могут опираться на мелкие и средние предприятия и за счет маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики.

Существует и особая форма экономических союзов консорциум – временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления крупных предпринимательских проектов.

В современной экономике конкуренция и монополия неизбежны и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются. В большом многообразии сегодняшнего хозяйства можно выделить четыре основных модели рынка. Чистая конкуренция и чистая монополия – это две крайние и достаточно редкие ситуации. Между ними располагаются более характерные для современного рынка две модели под общим названием «несовершенная конкуренция».

Чистая конкуренция имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг. В этих условиях доля каждого производителя настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из-за одинаковости товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся добиться эффективности своего производства. Множество их не выживают, но свободный доступ, привлекает все новых предпринимателей.

Чистая монополия – когда одна компания является единственным производителем данного продукта. Манипулируя объемом предложения своей продукции, по существу, диктует потребителям свою цену и остальные условия. Экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм.

Монополистическая конкуренция – предполагает сочетание монополии и конкуренции. Конкуренция здесь присутствует в значительном объеме, а монополия лишь в небольшом количестве. Такая рыночная ситуация складывается там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (различные виды одежды, обуви, мебели и т.п.) Многочисленность этих независимых фирм не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. Поэтому между ними идет ценовая и неценовая конкуренция. Монополия возникает здесь в результате дифференциации продуктов (создания их разновидностей) компаниями-соперниками. Множество предприятий и относительная легкость присоединения к ним все новых и новых фирм постоянно стимулируют живительную конкуренцию в этом секторе.

Олигополия характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство стали и алюминия, автомобиле и сельхозмашиностроение, б0льшая компания в сфере оптовой торговли и пр.) Небольшая численность олигополистов приводит к значительному рыночному весу и влиянию на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимы, а безудержная конкуренция между ними угрожает неприятностями всем. Вот почему олигопольные фирмы идут на объединения, картельные или иные соглашения. Вхождение новых фирм в отрасли с олигополиями затруднено.

 

          5.3. Спрос и предложение товаров, рыночная цена

 

Определяющим фактором товарного спроса является цена товара. Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, повышение цены сокращает потребительский спрос. Эта зависимость может быть выражена графически.

 Помимо цены на рыночный спрос воздействуют неценовые факторы: изменение вкусов потребителей (потребительское предпочтение) – к примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе популярным, то снижается спрос на алкогольно-табачную продукцию, повышается спрос на спортивный инвентарь; изменение числа покупателей отзывается падением спроса, и наоборот – сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги; изменение доходов потребителей действует несколько сложнее, т.к. весь массив товаров делится на две группы: низшей категории (хлеб, яйца, колбаса, услуги общего транспорта и т.п., спрос на которые изменяется противоположно изменению доходов, т.е. с ростом доходов он сокращается, а с уменьшением растет) и высшей категории – более питательные и/или полезные продукты (мясо, сыры, творог, свой транспорт и т.п., спрос на которые изменяется в том же направлении, что и доходы); изменение цен на сопряженные товары, т.е. взаимозаменяемые товары и взаимодополняющие товары: взаимозаменяемые товары – это пары или группы продуктов, удовлетворящие примерно одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин, авиа- и железнодорожные перевозки и т.п.) и здесь между ценой на один товар и спросом на сопряженные с ним другие товары существует прямая связь (эффект замещения) – удешевление цены на чай делает его более привлекательным и побуждает заменить им кофе (спрос на такие товары называют конкурентным); взаимодополняющие товары представляют собой «неразлучные» товарные пары, спрос на которые предъявляется одновоременно: кварцевые часы и батарейки, иглы и нитки, автомобили и бензин и т.п., между ценой на один товар и спросом на другой существует обратная связь (например, цена на магнитофоны понизится, если спрос на аудиокассеты возрастет); изменения в ожидании потребителей – повышение цен или доходов; степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре: чем она выше, чем она выше, тем ниже спрос, очередная новинка может идти нарасхват, но по мере насыщения идет убывание предельной полезности и потребительский спрос падает, придется улучшать качество и дизайн своих товаров, расширять функции, снижать цены.

Опуская дискуссионные и математические подробности, проследим логическую цепочку теории потребительского поведения по шести ключевым пунктам (понятиям): предпочтение потребителей - обусловлено множеством субъективных факторов: фактор подражания (стадное чувство, модное); фактор «демонстративного потребления» - «от богатства рождается пресыщение, а от пресыщения – спесь» (Веблен); фактор срочности в приобретении благ – одинаковый товар может быть в данный момент важнее, чем в будущем, а потому он имеет разные во времени предельную полезность и цену (дубленка зимой и летом); фактор рационального потребления – почему, скажем, черника и яблоки имеют относительно повышенный спрос, потому, что они занимают верхние строчки в рейтинге полезности фруктов и ягод; кривая безразличия ( КБ) – график отражает разные комбинации двух продуктов (яблоки и черника), слово «безразличие» тут к тому, что последнему все равно (безразлично) какой из вариантов выбрать: 6яб.+ 1ч., или 3+2, каждая очередная порция замещаемого

      

             
             
             
             
             
             
             

продукта (яблок), приходящаяся на каждую дополнительную единицу замещаемого продукта (черники), называется предельной нормой замещения (ПНЗ) – это третий пункт в теории поведения потребителей – дело в том, что наши продукты разные и не вполне заменяют друг друга, потребитель хочет их сочетания, а не полного вытеснения одного другим, в процессе замещения яблок черникой степень насыщения ею растет, а предельная полезность ягод снижается, у яблок же нарастает их дефицит, предельная полезность повышается, отсюда количество яблок, которым готов платить покупатель за каждую новую единицу черники, уменьшается; карта безразличия – это уже не одна, а целый набор «безразличных» кривых, чем дальше от начала координат отстоит кривая, тем выше совокупная полезность отражаемых ею сочетаний продуктов; бюджетная                          

             
           
           
             
             
             
             

 

линия – показывает все возможные комбинации двух продуктов, которые по карману потребителю, т.е. могут быть куплены им при данном уровне цен на них и данном уровне доходов. Так, если доход потребителя равен 6 д.е., а цены за каждую единицу яблок и черники равны соответственно 1,5 и 1,0 д.е., то комбинация этих продуктов и бюджетная линия выстраивается согласно рисунку:

Единицы продуктов

Суммарный

расход (д.е.)

яблоки черника
4 0 6,0 + 0,0 = 6
3 1,5 4,5 + 1,5 = 6
2 3,0 3,0 + 3,0 = 6
1 4,5 1,5 + 4,5 =6
0 6,0 0,0 + 6,0 = 6
         
             
             
             
             
             
             

    

   

                                                              

 

    

    

 

 

 

при доходе в 4,5 д.е. и тех же ценах бюджетная линия пройдет ниже (тонкая линия), поскольку потребитель здесь сможет купить меньше как черники, так и яблок; теперь осталось последнее – совместить на общем графике карту безразличия и бюджетную линию, чтобы показать картину потребительского равновесия, или равновесного положения потребителя: такое положение будет

 

             
           
           
           
             
             
             

достигнуто в точке, где бюджетная линия касается наиболее отдаленной кривой безразличия (в этом случае потребитель с доходом в 6 д.е. и при данных ценах купит 2 единицы яблок и 3 единицы черники, получив максимум для себя совокупной полезности).

Закон предложения заключается в том, что с повышением цен (при прочих равных условиях) соответственно растет и величина предложения, т.к. растущие цены на товары и услуги заинтересовывают производителей (продавцов) в расширении производства и продажи продукции. И наоборот, падение рыночных цен сокращает товарное предложение.

Такая прямая зависимость предложения от цены может быть проиллюстрирована графически:

Рассмотрим неценовые факторы предложения. Подобно ситуации со спросом они и здесь действуют иначе, чем факторы цены, изменяя предложе-ние в целом, и сдвигая его кривую влево (в случае сокращения предложения) или вправо (в случае его роста). Первый из неценовых факторов – изменение цен на ресурсы: к примеру, изменение цен на семена пшеницы и удобрения уменьшит

 

 

             
               
               
               
               
               
               
               
Цена на товарную единицу (д.е.) Величина предложе-ния за не-делю (т.е)
1 20
2 36
3 44
4 50
5 54

 

затраты на производство, сделав его более выгодным, и предложение на зерновом рынке возрастет. Аналогично этому действует и изменение технологии. Третий фактор – изменение налогов и субсидий. Производители рассматривают налоги как издержки производства, субсидии же считаются как «налог наоборот», т.е. сокращают издержки и стимулируют предложение. Фактор изменения цен на другие товары способен повлиять на предложение и данного продукта. К примеру, снижение цен на пшеницу может подтолкнуть фермера на производство гречихи. Изменение числа производителей – расширение числа мини-пекарен привело к увеличению предложения хлебокондитерских изделий.

Т.о., спрос и предложение товаров на рынке зависит от многих факторов, главный из которых – цена. Но и сама цена зависит от спроса и предложения.

Здесь существует не менее жесткая и обратная связь: спрос и предложение, в свою очередь, определяют рыночную цену, причем делают это совместно, устанавливая на рынке один единственный ценовой уровень, наиболее приемлемый как для производителей, так и для потребителей. Эта компромиссная цена называется равновесной рыночной ценой. Т.о., расхождение между предложением продавцов и спросом покупателей неизбежно вызывает изменения цены и цепочку событий, приводящих в итоге к согласованию спроса и предложения и установлению равновесной рыночной цены. Однако, сама рыночная цена не остается неизменной. Ее колебания происходят потому, что спрос и предложение товаров постоянно меняются, в результате рынку приходится вновь и вновь оперативно согласовывать предложение и спрос, естественным образом (по реальной платежеспособности покупателей) нормируя потребление.

Когда рыночный ценовой механизм отключен и цены устанавливаются искусственно, государством, принудительно-административным путем. Здесь могут быть два варианта. Первый – установление верхней границы цен, выше которой продавать продукцию запрещается (потолок цены ниже равновесного уровня). В странах с рыночной экономикой такая мера применяется в периоды острого товарного дефицита (например, во время войны), когда свободные цены для большинства населения недоступны. Однако здесь возникает цепочка негативных последствий. Нарушение рыночного саморегулирования вызывает устойчивый дефицит товаров и необходимость государственного нормирования потребления (карточная система), появляются черные рынки, фальшивые потребительские карточки и другие беззакония.

Второй вариант – установление нижней границы цен, когда государство хочет обеспечить достаточный уровень доходов производителям. Минимальная цена выше равновесной – это ведет к устойчивому образованию излишка продукции, в результате приходится ограничивать производство.

 

               5.4. Эластичность спроса и предложения   

 

Эластичность спроса и предложения – это их способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов.

Ценовая эластичность – измеряет степень реакции (или чувствительности) потребителей к изменениям цены. В зависимости от этого потребительский спрос делят на: эластичный и неэластичный. Эластичным называют такой спрос на товар, который изменяется в большей степени, чем цена этого товара. Неэластичный, когда изменение спроса происходит в меньшей степени, чем изменение цены. Численно ценовую эластичность спроса определяют по формуле: КЭ = (% изменения спроса): (% изменения цены), где КЭ – коэффициент эластичности. Например, если в ответ на 10% рост цены товара спрос на него упадет на 2%, то КЭ=0,2, что меньше единицы и определяет неэластичный спрос на данный товар. Если же при росте цены на 10% спрос снизился на 25%, то КЭ=2,5, что больше единицы и характеризует более чуткий эластичный спрос. Ситуация, при которой изменение цены и последующее изменений спроса КЭ=1, называется единичной эластичностью.

Наибольшей неэластичностью отличаются предметы первой необходимости. Спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью. Особый вид реакции рыночного спроса представляет так называемая перекрестная эластичность (сопряженные товары).

Рассмотрим, как влияют рост или снижение цен на выручку в ситуациях эластичного и неэластичного спроса. При эластичном спросе, когда реакция последнего на изменение стоимости единицы продукции значительна, снижение цены ведет к росту общей выручки, при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены. В условиях эластичного спроса рост цены ведет к уменьшению общей выручки, т.к. выигрыш в повышении цены оказывается меньшим, чем потеря выручки, связанная с сокращением объема продаж. Т.о., если спрос эластичен, то цена и выручка изменяются в противоположных направлениях.

Эластичность спроса по доходу измеряет реакции товарного спроса на изменение дохода потребителей. Коэффициент эластичности в данном случае равен: КЭ = (% изменения спроса): (% изменения дохода). Например, при росте дохода на 8% спрос на автомобили увеличился на 24%, то эластичность по доходу на эти товары окажется равной (КЭ=3), что означает: рост спроса втрое обогнал рост дохода. На товары высшей категории спрос обычно изменяется в том же направлении, что и доход: повышаются доходы населения, повышается и спрос.

Что касается товаров низшей категории, то здесь возможны изменения дохода и спроса во взаимообратных направлениях. Увеличение доходов потребителей может вызвать падения спроса на товары низшей категории и повысить на товары высшей категории.

Эластичность измеряет степень реакции поставщиков товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена; предложение неэластично, если процент его изменения меньше процента изменения цены.

Эластичность предложения определяют в первую очередь такие факторы: наличие резерва производственных мощностей; уровень товарных запасов и количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен.

 

          5.5. Производство и производственная функция

Производство – важнейшая сфера деятельности фирмы, в которой используются экономические ресурсы и создаются материальные блага и услуги. К факторам производства относятся такие совокупности как труд, капитал, земля. В виду особой важности к факторам производства относят предпринимательские способности.

Будем считать, что выпуск продукции осуществляется с использованием двух факторов производства – труда и капитала. Предприниматели всегда стремятся организовать  процесс производства, чтобы затратив труд в объеме L чел.-час. и капитала К машино-часов, получить максимально  возможный объем продукции Q при использовании данной технологии и техники.

Производственная функция описывает взаимосвязь между максимальным выпуском и затратами факторов производства. В производственной функции выпуск всегда максимальная величина, хотя фирма может использовать факторы производства не столь эффективно, чтобы получить максимум продукции.

В самом общем виде производственную функцию записывают так: Q=f(L,K). В качестве параметра используем известную производственную

                                                                                                                                            β

функцию Кобба-Дугласа. Она имеет вид: Q= АLª К, где параметры А, α и β выводятся на основе статистических данных, причем α + β=1. В настоящее время в анализе производства используются производственные функции, в которых учитываются затраты всех факторов производства.

Если две фирмы расходуют факторы производства в сочетаниях (L1,K1) и (L2,K2), то объединение фирм и, следовательно, затрачиваемых ресурсов, целесообразно только в том случае, если после объединения выпуск превосходит, или, в крайнем случае, равен суммарному выпуску двух фирм.

Допустим, что некоторый выпуск Q можно получить, применяя n способов производства в сочетаниях  (L1,K1), (L2,K2), …, (Ln,Kn). Если отложить затраты труда на оси абцисс, а затраты капитала на оси ординат, то получим точки на кривой, которая называется изоквантой, или кривой равного выпуска.

 

                                К

                               К3

 

                               К2


                               К1

                                                                           Q

 

                                                                                       L 

                                        L3 L2  L1

Во всех отложенных точках выпуск один и тот же, но используются различные сочетания факторов производства и различные технологии, способы производства. Изокванта показывает, что один и тот же продукт можно получить при небольших затратах труда L3 и больших затратах капитала К3; при небольших затратах капитала К1 и больших затратах труда L1.

Производственные функции для различных объемов производства представляют семейством изоквант. Чем выше расположена изокванта, тем больший выпуск она представляет. Используя изокванты можно графически представить отдачу от масштаба производства. Неизменная отдача от масштаба имеет место, если увеличение затрат в некоторое положительное число λ приводит к увеличению выпуска во столько же раз. На рис. 5.1 выпуск в 10 изделий получен при затратах (L1,K1), а выпуск в 20 изделий – при затратах (2 L1,2K1), что характеризует неизменную отдачу. Если удвоение затрат позволит

К                                                                 Рис. 5.1                        

                                                        Рис. 5.2.

 

увеличить выпуск, например в 2,5 раза, как на рис. 5.2, то имеем возрастающую отдачу от масштаба производства.

Производственная функция Кобба-Дугласа отражает неизменную отдачу от масштаба производства, в чем можно убедиться, выполнив вычисления.                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                           а              β            а+β а      β                                                                                  Увеличим затраты труда и капитала в 1,2 раза. Тогда А (1.2 L)(1,2 К) = 1,2 АL К =

= 1,2 Q, так как а+β=1. Выпуск увеличился также в 1,2 раза.

               5.6.     Издержки производства и прибыль   

 

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.

С позиции трудовой теории стоимости К. Маркс в «Капитале» рассматривал издержки как затраты на зарплату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товаров. К ним он добавил затраты на зарплату работников торговли, содержание торговых помещений, транспорта и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые – издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образует издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например, упаковка, фасовка и т.п.

Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому, когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева, скажем, блоков для дачных домов. Отсюда вывод, что экономические, или вмененные издержки определенного ресурса, используемые в данном производстве, равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. В итоге экономические издержки – это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, обеспечиваемые фирмой, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно этой фирмой и для определения варианта производства.

Прежде всего, выделяют внутренние и внешние издержки. Первые связаны с тем, что фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, т.е. все то, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимости от специализации величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше.

Внутренние издержки – владелец собственного предприятия или магазина не платит себе зарплату, не получает арендной платы за здание, в котором он осуществляет коммерческую деятельность. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые бы имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им нормальная прибыль составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую, или экономическую прибыль, которая ровна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль.

В отличии от экономической прибыли бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки.

Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от величины производства. Постоянные издержки не зависят от объема производства продукции. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся оплата по облигационным займам, рентные платежи, отчисления на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, заработная плата управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охране и т.п.

В отличие от постоянных, переменные издержки непосредственно зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработную плату работникам, транспорт и т.п.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки.

                               ТС = ТFC + TVC

Для управления производством важно знать величину издержек на 1-цу продукции. В связи с этим рассчитываются средние издержки как частное от деления величины издержек на количество единиц продукции, произведенной фирмой. Таким же образом рассчитываются средние постоянные и переменные издержки:

                     ТС / Q = АТС; ТFC / Q = АFC;    TVC / Q = АVC         

Так как целью функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельных издержек. Предельные издержки – это издержки на производство каждой дополнительной 1-цы продукции относительно фактического или расчетного объема производства.

                    Соотношение между различными видами издержек

 Объем

производ

ства

Абсолютные величины издержек

Предель

ные из-держки

Средние величины издержек

Постоян- ных Перемен- ных   Валовых Постоян- ных Перемен- ных Валовых
  Q ТFC TVC   ТС МС=Тn+1 - Тn АFC АVC АТС
  0 200   0 200 80   0   0   0
  1 200 80 280 70 200 80 280
   2 200 150 350 60 100 75 175
  3 200 210 410 50 66,6 70 137
  4 200 260 460 40 50 65 115
  5 200 300 500 30 40 60 100
  6 200 330 530   33,3 55 88,3

 

Для понимания таблицы необходимо обратить внимание на соотношение постоянных и переменных издержек при изменении объема производства. Как говорилось, постоянные издержки не зависят от количества производимых продуктов. Переменные издержки зависят от количества производимых продуктов и зависимость эта неоднозначна. На первом этапе увеличения производства переменные издержки уменьшаются, т.е. сказывается воздействие роста масштаба производства. Но начиная с определенного момента последовательное добавление единиц переменного ресурса (например, труда) к фиксированному ресурсу (земле, капитала) приносит уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую добавочную единицу изменяющего ресурса. Это экономическое явление получило наименование «закона убывающей отдачи». Этот закон справедлив при условии, что производственные способности ресурсов остаются неизменными. Если, например, увеличивается число рабочих, то их квалификация остается неизменной.     

Каждый производитель стремится к увеличению прибыли, к большей доходности, или рентабельности своего производства. Прибыль находится между двумя переменными величинами: уровнем издержек производства и уровнем цен. Отсюда и два основных пути к повышению доходности бизнеса

1-й путь – вложение капитала в наиболее выгодные сферы хозяйства (с благоприятным соотношением спроса и предложения и «хорошими» ценами). Для этого надо рассчитать свой бизнес на перспективу. Первую скрипку здесь играет маркетинг (англ. – рынок, реализация, сбыт) – система мер, направленных на подчинение данного производства рыночным требованиям. Эта система предполагает изучение рынка и поиск в нем своих «ниш», анализ спроса и предложения, определение товарного ассортимента и ценовой политики, осуществление эффективных связей с общественностью. Т.о., маркетинг обеспечивает гибкое реагирование бизнеса на постоянные запросы рынка. Отсюда и главная заповедь маркетологов: производить то, что продается, а не продавать то что производится.

Однако, «хорошие» цены дело временное, вот почему опытные бизнесмены делают упор на другой путь к доходности: на неустанную рационализацию производства и экономию затрат на выпуск продукции.

2-й путь – всемерное снижение издержек производства, т.е. себестоимости продукции. Чтобы добиться этого, надо непрерывно и строго их контролировать, что обеспечивает бухгалтерский учет – важнейший инструмент рационального ведения бизнеса. 

Дело в том, что для наибольшей эффективности производства нужно, чтобы меду наличными постоянными ресурсами и добавленными к ним переменными ресурсами было оптимальное соотношение, т.е. между капиталом (станками) и трудом (численностью рабочих). Рост выпуска изделий достигается за счет присоединения к неизменному капиталу все большего количества рабочих. При этом в развитии хозяйственного процесса на предприятии прослеживаются три основных периода.

Период убыточного производства – когда имеет место избыток капитала над трудом (простои станков). Здесь начинают проявлять себя плюсы более крупного производства – эффект масштаба (уменьшаются постоянные издержки в расчете на единицу продукции). Рабочие концентрируются на определенных видах работ, реализуются преимущества разделения труда, нет простоев и потерь времени, снижаются средние издержки, растет отдача ресурсов, производство работает эффективно. Но с определенного момента предельные издержки начнут превышать уровень средних издержек и даже цены. Это сигнал начавшегося снижения эффективности в результате нарушения оптимального соотношения между капиталом и трудом и падения ресурсоотдачи.

Период убыточного производстства, в котрый возникает уже дисбаланс – избыточного труда над капиталом. Дальнейшее увеличение числа рабочих (при неизменном количестве оборудования) увеличивает выпуск, но к недоиспользованию трудовых ресурсов (рабочие стоят в очереди к станку) и снижению выработки на одного рабочего. Теперь можно сделать вывод о действии в производстве закона убывающей отдачи ресурсов. Этот закон, означает, что расширение производства за счет добавления переменных ресурсов

 (например, труда) к неизменным постоянным ресурсам эффективно до известного предела, после которого необходимый баланс между этими факторами нарушается и отдача переменного ресурса неизбежно идет вниз.

Сопоставляя полученную предприятием прибыль с издержками (себестоимостью) или ценой продукции, можно определить рентабельность производства, т.е. степень его доходности, или прибыльности. Для этого рассчитывают норму прибыли – процентное соотношение суммы прибыли к затратам и цене. Чаще всего используют три показателя нормы прибыли: норма прибыли в издержках – (прибыль на единицу продукции / издержки единицы продукции) х  100%; норма прибыли в цене – (прибыль на единицу продукции / цена единицы продукции) х  100%; норма прибыли в капитале – (общая прибыль фирмы / общий капитал фирмы) х 100%.

 


                               

 

 

 


Из этого следует, что при экономическом анализе необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды. Деление на 2-а периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимизации прибыли.

Приведенная выше таблица характеризует динамику показателей фирмы в краткосрочном периоде, т.к. ее производственные мощности остаются неизменными и динамика показателей определяется ростом загрузки оборудования. На основе данных таблицы построим новый график.

Т.к. при принятии решений фирмой наиболее важными являются характеристики в расчете на 1-цу изделия, то рассмотрим данные по средним величинам различных издержек. Постоянные издержки на 1-цу продукции по мере наращения выпуска продукции падают, т.к. их абсолютная величина неизменна. На практике их величина может немного изменяться. Так с ростом производства могут увеличится расходы на охрану. Сложнее зависимость переменных издержек в функции роста производства. На 1-ом этапе кривая АVC показывает уменьшение удельных переменных издержек, т.к. сказывается эффект масштаба увеличения объема производства. Но затем удельные переменные издержки начинают расти: над эффектом масштаба производства берет верх действие убывающей отдачи. Так, на промышленных предприятиях работа в 3-и полных смены может привести к снижению отдачи оборудования, т.к. выпуск продукции в 3-ю смену исключает возможность профилактики оборудования, что неизбежно приведет к простоям машин и оборудования. Что касается кривой совокупных издержек (АТС), то она падает быстрее, чем каждая из ее составляющих (АVC и (АFC).

Для деятельности фирмы решающими являются 2-а момента. Во-первых, из графика следует, что пока предельные издержки (МС) меньше средних издержек (АТС), имеет место уменьшения средних издержек, которое будет продолжаться до тех пор, пока последний прирост предельных издержек будет меньше, чем у всех предыдущих. В (.)К, где пересекаются кривые МС и АТС, имеет место минимум средних издержек (АТС). Эта точка называется точкой безубыточности, т.е. критического объема производства. При падении рыночной цены ниже величины в (.)К предприятия начнут покидать отрасль (или данное производство). Продолжать работать в этой точке можно, если переход на выпуск другой продукции связан с большим риском или анализ перспектив позволяет сделать вывод о возможности в кратчайшее время повышения цены на продукцию в силу роста спроса или ухудшения положения конкурента.

Значительно хуже положений фирмы, если она оказалась в (.)В, где продажная цена равна лишь удельным переменным издержкам (АVC). В этом случае продажа продукции не позволяет возместить все затраты на ее производство.

В отечественной практике бухгалтерского учета на подавляющем большинстве предприятий вместо категории «издержки» используют категорию «себестоимость», которая по своему содержанию существенно отличается от категории «издержки». В настоящее время идет переход отечественной бухгалтерии на западную систему, которая отвечает требованиям национального счетоводства) ООН. Себестоимость представляет собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Их можно считать как по фактическим расходам, так и по нормативным. В западных странах также имеются нормативы на расходы, но они рассчитываются в рамках каждой отдельной фирмы и представляют коммерческую тайну.

Поскольку в долговременном периоде изменяются производственные мощности и адекватно этому – численность работников, то можно сделать вывод, что все издержки в условиях долговременного периода выступают в качестве переменных.

Поскольку в долговременном периоде изменяются производственные

ТС           АТС-1                                                                   

                                                                             

      В1          В2                                                    АТС-4      

                                      АТС-2

                                                 АТС-3  В4

                                            В3                

 


 

 

                                                                             

             А1 А2            А3             А4 Q

 

мощности и адекватно этому- численность работников, то можно сделать вывод, что все издержки в условиях долговременного периода выступают в качестве переменных.

На рисунке А1 – В1, А2 – В2 и т.д. выражают величины валовых издержек при наращивании производственных мощностей фирмы. Они минимальны в 3-ем варианте, а затем начинают возрастать. Реальная динамика валовых издержек при увеличении производственных мощностей будет выражена кривой В1, В2, В3, В4, которая представляет ломанную кривую, каждый из элементов которой корреспондирует определенному этапу наращивания мощностей фирмы. Вместе с тем, данная кривая – кривая выбора фирмы. Изменилась ситуация на рынке – необходимо принимать новое решение: увеличить или уменьшить мощности.

 

5.7. Основные направления уменьшения издержек производства

Систематическое снижение издержек – основное средство повышения прибыльности функционирующей фирмы. Исследование проблем снижения издержек производства, разработка рекомендаций в этой области – один из краеугольных камней всей экономической теории.

Можно выделить следующие основные направления снижения издержек во всех сферах национальной экономики: во-первых, использование достижений НТП; во-вторых, совершенствование организации производства и труда; в третьих, государственное регулирование экономических процессов.

Прежде чем рассматривать направления экономии издержек, сделаем одно существенное замечание. Дело в том, что сама деятельность фирмы по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты на экономию издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта превышает затраты на обеспечение экономии. Возможен и граничный вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств на 1-цу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик. На практике это часто принимает такие формы, как, например, снижение стоимости 1-цы производственной стоимости металлообрабатывающего станка. Наиболее высокими темпами этот процесс протекает в производстве электронной техники полупроводников и в ряде других отраслей.

Использование достижений НТП заключается, с одной стороны, в более полном использовании производственных мощностей, сырья и материалов, в том числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой, - в создании новых, более эффективных машин, оборудования, новых технологических процессов. Наиболее характерная черта НТП в современных условиях – переход к принципиально новому технологическому способу производства, дающему материальные блага, новые услуги, которые существенно изменяют весь уклад жизни, приоритеты жизненных ценностей.

Совершенствование организации производства в настоящее время представлено двумя основными школами: американской и японской.

В снижении издержек производства значительная роль принадлежит программам в области НТП и государственным стандартам.  

 

                  6. Ценообразование на различных рынках

Фирмы производят разнообразную продукции, реализуют ее на различных рынках и в каждом случае продажи товара складывается своеобразная рыночная ситуация. В экономической литературе рассматриваются наиболее общие способы определения цены в основных моделях рынков.

 

                6.1. Цена в различных рыночных ситуациях

Цена на рынке совершенной конкуренции - условиях такого рынка каждая фирма производит столь незначительную часть общего объема производимой в отрасли продукции, что изменение объема производства фирмой не оказывает влияния на отраслевое предложение товара и на цену продукта при существенном спросе. Следовательно, фирма не может повлиять на цену, не может ее изменить. Отдельная фирма уменьшает или увеличивает объем продаж, но реализует продукцию по одной и той же рыночной цене. Это означает, что спрос на спрос на продукцию фирмы совершенно эластичный и линия спроса – прямая линия, параллельная оси абцисс.

Цена на продукт устанавливается в масштабах отрасли. На рисунке представлены кривые отраслевые спроса и предложения с равновесной ценой.

 

                                                                                                        S

  Р                                                            P 

                                                                                                                     D

 


                                       Q                                               Q            Q

Так как любая 1-ца продукции конкурентной фирмы продается по одинаковой цене, то средний и предельный доход фирмы равны цене продукта. Валовой доход, или выручка, равен произведению цены продукта на объем выпуска: ТR =PQ.

Производители постоянно сравнивают цену с издержками производства и в зависимости от их соотношения принимают решение о расширении или сокращении выпуска и даже о временном прекращении производства товара вообще. Рассмотрим несколько ситуаций.

Сравним цену продукта и средние валовые издержки. Если цена больше средних издержек, то фирма получает экономическую прибыль от производства каждого изделия. Общая сумма прибыли определяют вычитанием из валового дохода валовых издержек фирмы. Можно определить прибыль фирмы, перемножив величину прибыли, приходящуюся на 1-цу продукции, на общий выпуск.

Если фирма прекращает производство, то ее переменные издержки равны нулю, а постоянные существуют и их величина не изменится. Ибо по-прежнему надо платить проценты за кредит, вносить арендную плату, осуществлять страховые и другие платежи. Поэтому если цена продукта равна средним переменным издержкам и, следовательно, не возмещает средние постоянные издержки, то фирме лучше приостановить производство, ведь ее общие убытки равны общим постоянным издержкам. Если же цена возмещает средние переменные издержки и часть средних постоянных издержек, то фирма получает убыток меньший, чем величина общих постоянных издержек. В такой ситуации фирма не прекращает производство, а стремится сделать убытки минимальными. В противном случае, при остановке производства, убытки равны общим постоянным издержкам.

На рынке совершенной экономики цена продукта равна предель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow