был лидером христианского гуманизма, новой системы богословия, в центре которой находились нравственные обязанности человека:
1. Смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы бороться с пороками для спасения души, потому что спасение души ведет на небо, к жизни вечной, а только жизнь вечная может быть смыслом жизни, потому что жизнь конечная бессмысленна именно своим концом.
2. Таким образом, чтобы обрести жизнь вечную, надо спасти душу, а чтобы спасти душу, следует бороться с пороками.
Но для борьбы с пороками нужен настрой на эту борьбу, устремленность к ней, глубокое эмоциональное осознание её необходимости и высокого смысла, то есть всё то, что можно назвать спасительными помыслами, мечтами и намерениями о спасении души для жизни вечной.
3. Таким образом, чтобы спасти душу, нужны прежде всего спасительные помыслы, а спасительные помыслы возникают при чтении священного писания. Именно при чтении самого священного писания, а не из его схоластического толкования, ибо Слово Божие в писаниях, а не в толкованиях.
Но в священном писании наиболее ценны совсем не принципиально неразрешимые человеческим умом догматические элементы (шестидневное сотворение мира, первородный грех, непорочное зачатие и др.), потому что эти догмы есть всего лишь повод для бесконечных толкований, никак не устремляющих к спасительным помыслам. В священном писании к спасительным помыслам устремляют содержащиеся там законы любви и милосердия, на которых основывается христианская этика.
Таким образом, нужно новое богословие, не схоластическое, потому что схоластическое богословие рассуждает интеллектуально, не поднимая дух человека к спасительным помыслам. Нужно богословие этическое, которое эмоционально формирует в душе человека спасительные помыслы через очищение души христианской любовью к Богу и к ближнему.
Особо следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения не перечеркнула, а уважительно отнеслась к наработкам философов предшествующих поколений. Это, однако, не помешало ей усилиями Коперника и Галилея подготовить полный переворот естественнонаучного знания и метода, и дать импульс Новому Времени, эпохе освобождения от религиозного догматизма в науке и культуре.
Основные термины
АНАЛИЗ (научный метод) — метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого объекта или его отношений на смысловые составляющие.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — воззрение, с точки зрения которого человек есть центр и цель мироздания.
АРХЕЙ — духовная первосущность природы (по Парацельсу).
ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ — учение, согласно которому Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
ГИЛОЗОИЗМ — философское учение о наличии души у природы.
ГУМАНИЗМ — система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия.
ГУМАНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ — система богословия, центром которой являются нравственные обязанности человека.
ДВОЙНОЙ ИСТИНЫ ПРИНЦИП — учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным для богословия и наоборот.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — система знаний о природе.
НАБЛЮДЕНИЕ — система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта или явления.
ПАНТЕИЗМ — философское учение, отождествляющее Бога и мир.
СИНТЕЗ — метод познания, состоящий в системном соединении смысловых составляющих объекта или его отношений в одно целое.
УТИЛИТАРИЗМ УМЕРЕННЫЙ — философия, согласно которой этические ценности отождествляются с пользой.
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — социальная мечта в форме теории общества имущественного равенства, всеобщей обязательности труда, коллективной собственности на имущество и справедливого распределения материальных благ.
ЭКСПЕРИМЕНТ — исследовательское воздействие на объект познания для изучения уже известных или для выявления ранее неизвестных его свойств.
Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII)






