Примечания по текстам

Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.

2. (5) Поэзия барокко. «Культеранизм» Луиса де Гонгора (Испания) (1561–1627). Стихотворения Джона Донна (Англия) (1572–1631) (“ К восходящему солнцу”, “Канонизация”, “Алхимия любви”, “Блоха”, “Призрак”, “Прощание, запрещающее печаль”, Экстаз”, цикл “ Священные сонеты ”).

3. Религиозно-философская драма Педро Кальдерона (1600–1681) (Испания) “ Жизнь есть сон ” (1635).: проблематика и поэтика.

4. (5) Этическая проблематика в драме КальдеронаВрач своей чести” (1633–1635).

5. (4) Возникновение и развитие в XVI-XVII веках плутовского романа. Поэтика жанра (на примере романа Франсиско Кеведо (1580–1645) “ История жизни пройдохи по имени Дон Паблос(1626)).

6. (4) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Мильтона (1608–1674) (Англия) “Потерянный рай” (1663).

Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст. Ранний классицизм во Франции, оды и стансы Франсуа Малерба (1555–1628).

8. Особенности драматургического метода Пьера Корнеля (1606–1684) в трагедии Сид ” (1636).

9. (5) «Спор о “Сиде”». «Предуведомление» и «Разбор ‘’Сида ”» П. Корнеля, «“ Мнение Французской Академии о трагикомедии “Сид”»  Шаплена.

10. (4) Проблематика трагедии Корнеля Гораций ” (1640).

11. (5) Драматургия Корнеля “второй манеры” (“ Родогуна” (1644) или “ Никомед” (1651)).

12. (4) Своеобразие классицизма Жана Расина (1639–1699) в трагедии Андромаха ” (1667).

13. Психологизм Расина в трагедии “ Федра ” (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

14. (5) Религиозный пафос поздней драматургии Расина (“Гофолия” (1691)).

15. (4) Биография и общая характеристика творчества Жана Батиста Мольера (1622–1673). Основные принципы “высокой комедии”. Эстетическая позиция Мольера в комедиях «КритикаШкола жен” (1663) и «Версальский экспромт» (1664).

16. Проблематика и поэтика комедии Мольера Тартюф ” (1664–1669).

17. Проблематика и поэтика комедии Мольера Дон Жуан ” (1665).

18. (4) Проблематика и поэтика комедии МольераМизантроп ” (1666).

19. (4) Проблематика и поэтика комедии Мольера Мещанин во дворянстве ” (1670).

20. (5) Фарсы Мольера (“ Смешные жеманницы” (1659), “ Плутни Скапена ” (1671)).

21. (5) Эстетика Никола Буало (1636–1711) в трактате “ Поэтическое искусство ” (1674).

22. (5) Психологизм в романе Мари де Лафайет (1634–1693) “Принцесса Клевская” (1678).

23. (4) Идейное содержание и жанровое своеобразие книги Франсуа де Ларошфуко (1613–1680)Максимы” (1665–1678).

24. (5) Французская философско-моралистическая проза второй половины XVII века: “ Мысли” (1658–1662) Блеза Паскаля (1623–1662) или “Характеры” (1688–1696) Жана де Лабрюйера (1645–1696) (на выбор).

25. (4) Понятие о Просвещении. Франция как центр европейского просветительского движения. Философские и общественно-политические взгляды французских просветителей.

26. (4) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “ Орлеанская девственница ” (1720-е–1760-е гг).

27. Проблематика и поэтика философских повестей Вольтера “ Кандид ” (1759) и “ Простодушный ”(1767).

28. (4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “ Племянник Рамо” (1762).

29. Место Жан-Жака Руссо (1712–1778) во французском Просвещении, его философские, эстетические и педагогические идеи. “ Исповедь” (1765–1770) Руссо как психологический документ и литературный жанр. (Читать 1-ю часть).

30. Роман Антуана Прево (1697–1763) “ История кавалера де Грие и Манон Леско(1731). Концепция любовной страсти и человеческого характера в романе.

31. (5) Драматургическое новаторство Пьера де Бомарше (1732–1799) в комедии “Севильский цирюльник” (1775).

32. Комедия Бомарше Женитьба Фигаро ” (1784): идейная структура, система персонажей.

33. (5) Особенности творческой личности Джонатана Свифта (1667–1745). Памфлеты Свифта: “Битва книг” (1697), “Сказка бочки” (1704), “Скромное предложение” (1729).

34. Своеобразие сатиры Свифта в “ Путешествиях Гулливера ” (1726).

35. Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “ Робинзон Крузо ” (1719).

36. (5) Поэтика “комической эпопеи” Генри Филдинга (1707–1754) “История Тома Джонса, найденыша” (1749). Роль образа автора.

37. (4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768)Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена ” (1760–1767) (читать тома 1-3).

38. (4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796): “Честная бедность”, “Джон Ячменное зерно”, “Пробираясь до калитки…”, “Заздравный тост”, “Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом”, “Горной маргаритке, которую я примял своим плугом”, “Моему незаконнорожденному ребенку”, “Что делать девчонке?”, “Ночлег в пути”, “В полях, под снегом и дождем…”, “Про кого-то”.

39. (5) Итальянское Просвещение. Театральная реформа Карло Гольдони (1707–1793) (“ Слуга двух хозяев” 1759)).

40. (5) Поэтика жанра фьябы у Карло Гоцци (1720–1806): “Король-олень” (1762).

41. (4) Немецкое Просвещение. Эстетические идеи Готхольда Эфраима Лессинга (1729–1781). Особенности сюжета и конфликта в драме ЛессингаЭмилия Галотти ” (1772).

42. Движение “Бури и натиска” в немецкой литературе. Раннее творчество Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832). Поэтика сентиментализма в романе “Страдания юного Вертера” (1774).

43. Первая часть Фауста ” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.

44. (4) Вторая часть Фауста ” (1831): основные идеи, проблемы, образы.

45. (5) Лирика Гёте: основные периоды и циклы. Характеристика сборника “Западно-восточный диван” (1819).

46. (4) Раннее творчество Фридриха Шиллера (1759–1805). Штюрмерские идеи в драме Разбойники ” (1781).

47. Коварство и любовь ” (1784) Шиллера как “мещанская трагедия”.

48. (5) Исторические драмы Шиллера: “ Мария Стюарт” (1801) или “ Вильгельм Телль” (1804).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

48 вопросов разделены на 3 уровня значимости. 16 самых важных выделены в программе полужирным шрифтом. Остальные 32 разделены на 2 равные (также по 16 вопросов) группы, причем обозначение их как соответствующих оценкам 4 и 5 достаточно условно. Составитель полагает, что вопросы, обозначенные цифрой (4) в целом более значимы, чем обозначенные цифрой (5), и рекомендует читать эти тексты раньше. В экзаменационном билете будет 3 вопроса – по одному из каждой группы.

Баллы по БРС набираются по результатам текущего контроля (ТК) и промежуточного контроля (ПК). ТК включает в себя оценки за работу на практических занятиях и оценки за 2 зачета по текстам, названия которых в программе подчеркнуты; по 17 веку (9 вопросов, 36 баллов) и по 18 веку (10 вопросов, 40 баллов). До 12 баллов даются за посещаемость лекций и до 12 – за творческую работу (например, самостоятельное эссе по теме в рамках программы, подбор материалов для презентаций, рисунки-иллюстрации к программным произведениям и т.п.). Всего 100 баллов.

ПК проходит в форме традиционного устного экзамена, максимальная оценка 100 баллов. Нормативы следующие.

91-100 Готовность отвечать на любые два из трех вопросов билета, безупречное знание текстов, полное владение теоретической базой, самостоятельность анализа произведений

81-90 Готовность отвечать на любые два из трех вопросов билета, хорошее знание текстов (не более 1-2 фактических неточностей), владение теоретической базой, точное воспроизведение концепции учебника или лекционных материалов

71-80 Готовность отвечать на два из трех вопросов билета по своему выбору, хорошее знание текстов (не более 1-2 фактических неточностей или упущений), владение теоретической базой, умение дать интерпретацию текста

61-70 Готовность отвечать на два из трех вопросов билета по своему выбору, хорошее знание текстов (не более 2-3 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), владение теоретической базой, воспроизведение концепции учебника или лекционных материалов

51-60 Готовность отвечать на один из трех вопросов билета, удовлетворительное знание текстов (не более 1-2 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), владение основами теории, точный ответ на три вопроса по программе типа «Перечислите немецких просветителей», «Что написал Мольер?», «Кто написал “Жизнь есть сон”?»

41-50 Готовность отвечать на один из трех вопросов билета, удовлетворительное знание текстов (не более 2-3 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), точный ответ на два вопроса по программе

31-40 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 4 вопроса по программе

21-30 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 3 из 4 вопросов по программе

11-20 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 2 из 4 вопросов по программе

1-10 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 1 из 4 вопросов по программе

Примечания по текстам

1 вопрос. Кроме отд. изд. Донна и Гонгоры, см. антологии: “Европейская поэзия XVII века” М., 1977 (серия БВЛ); “Колесо Фортуны” М., 1989; “Английская лирика первой половины XVII века” М., 1989; “Поэзия испанского Возрождения” М., 1990.

5 вопрос. Кроме отд. изд. Кеведо, см. сборники: “Плутовской роман”; “Хромой бес” М., 1994.

9 вопрос. «“Мнение Французской Академии о трагикомедии “Сид”» см. в сборнике “Литературные манифесты западноевропейских классицистов” М., 1980.

8-10, 12-13 вопросы. Кроме отдельных изданий Корнеля и Расина, см. сборник “Театр французского классицизма” М., 1970.

Архив учебных материалов по курсу, включающий тексты программных произведений, хрестоматии, учебники и методические пособия, выложен в Группе кафедры зарубежной литературы УрФУ социальной сети Вконтакте и доступен по ссылке: http://vk.com/doc-46333124_416577580. Настоящая программа также выложена там в разделе «Документы».

С вопросами и за консультациями можно обращаться к преподавателю по адресу mrchernyshov@k66.ru или в социальной сети http://vkontakte.ru/id7048883

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: