В социологии виды наблюдения подразделяются следующим образом:
1. По форме организации выделяют:
♦ формализованное (структурированное, стандартизированное, контролируемое);
♦ неформализованное (неконтролируемое, простое, бесструктурное).
Первое обычно структурировано жесткой программой, где разрабатывается детальный инструментарий (карточки и протоколы), а второе — лишь общим принципиальным планом. Неформализованное наблюдение не дает информации о тенденциях и закономерностях протекания событий. Оно служит подготовительным этапом к проведению более тщательного, формализованного наблюдения или же предшествует эксперименту.
В. А. Ядов по степени формализованности выделяет а) неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное) и б) контролируемое (стандартизированное, структурное) наблюдения. В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, во втором — регистрирует события по детально разработанной процедуре.
Неконтролируемое наблюдение во многом похоже на обыденное созерцание событий. Его может провести каждый из нас. Здесь нет четкой программы, выдвижения гипотез, операционализации понятий и множества других вещей, которые обязательны при любом научном мероприятии. Напротив, контролируемое наблюдение имеет жесткую программу, опирается на продуманную теорию и детальный анализ проблемы исследования.
|
|
Контролируемым может быть как включенное, так и не включенное наблюдение.
2. По степени включенности наблюдателя выделяют:
♦ невключенное (простое) наблюдение, когда исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вмешиваясь в ход его протекания;
♦ включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение, которое называют еще исследованием «в маске», где социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой.
Если регистрация события производится «со стороны», т.е. исследователь не вмешивается в сам процесс, то наблюдение считается невключенным. Осуществляя его, наблюдатель обязан находиться вне изучаемого объекта, никоим образом не вмешиваясь в естественный ход событий, в том числе не задавая наблюдаемым никаких вопросов. Напротив, когда ученый имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри», наблюдение считается включенным, или участвующим.
Когда социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих, не вливаясь в ряды их участников, то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или неанонимным), то он проводит включенное наблюдение.
|
|
3. По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми специалисты выделяют:
♦ скрытое наблюдение;
♦ открытое наблюдение.
Когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, говорят о скрытом наблюдении. Оно позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое наблюдение отличается от открытого, в котором исследователь сообщает участникам о своих намерениях. Скрытое и открытое наблюдения нередко трактуются как две разновидности включенного наблюдения. Иногда они разводятся, и тогда специалисты говорят: надо различать прежде всего включенное и невключенное наблюдение, а характеристики «скрытое» и «открытое» выступают их побочным продуктом.
4. По месту проведения наблюдения делятся на две разновидности:
♦ полевые наблюдения;
♦ лабораторные наблюдения.
Полевые наблюдения проводятся в естественных условиях, а лабораторные — в искусственных, т.е. заранее созданных условиях.
5. По регулярности проведения наблюдения делятся на:
♦ систематические (по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени);
♦ несистематические (проводятся без всякого заранее составленного плана в течение неопределенного времени).
6. По длительности проведения, задачам и масштабу изучаемого явления наблюдения делятся на:
♦ кратковременные (проводятся на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами);
♦ долговременные, длящиеся многие месяцы и годы, призванные отследить протекание крупномасштабных либо сложно организованных социальных процессов.
Основные требования к оформлению итогов исследования. Методика подготовки выпускной (квалификационной) работы.
Основные требования к оформлению итогов исследования в социальной работе
- Обозначить во введении необходимость проведения и значимость Вашего экспериментального исследования; перечислить используемые методы исследования; описать совпадение (различие) результатов, полученных Вами и другими исследователями.
- В ходе занятий при выполнении заданий других разделов Вами накоплен определенный фактический и аналитический материал, методические разработки. В соответствии с требованиями результаты эмпирического исследования изложите в отдельную главу курсовой работы.
- Методический инструментарий, таблицы, диаграммы оформите в приложении.
- Подготовить презентацию эмпирического исследования и курсовой работы.