Когнитивистские теории эмоций

1. Двухфакторная теория С. Шехтера.

Эмоция определяется физиологическими (ВМС) и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энерге­тическую функцию, а когнитивный придает эмоциональную окраску (со­держание), направленность. Экспериментальная проверка: 3 эксперимен­тальные группы, одна контрольная. 1й группе - вводился адреналин и со­общалось, что возможны побочные явления в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2-й группе - адреналин, но сооб­щалось, что никаких побочных эффектов не будет - неинформированная группа. 3-й группе - адреналин + сообщались не соответствующие действи­тельности подробности - это ложноинформированная группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После чего появлялся не­кий товарищ, который демонстрировал два разпомодальных типа поведения - эйфорию и ярость. Результат – 2-я и 3-я группы заражались его состоянием, остальные — не давали никакой реакции.

 

2. Когнитивная модель эмоций М. Арнольд.

Оценка ситуации с точки зрения ее полезности или опасности.

Перцепция -> оценка возможных по­следствий воспринимаемой ситуации для субъекта -> оценка принимает форму эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тен­денция к избеганию или стремлению -> само действие: стремление или из­бегание.

 

Эту схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и экс­периментально обосновал Р. Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессо­выми или угрожающими ситуациями.

Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания. Наблюдались два типа реакций:

1) От­рицание: «Чего бояться - это же просто фильм»

2) Интеллектуальная реак­ция - установка на отстраненное наблюдение.

В качестве индикатора эмо­ционального уровня испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной труппой (их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время выработать определенную модель воспри­ятия 1 или 2 - показала заметно более низкиенейровегетативные реакции (особенно 2).

Два положения являются главными в концепции Р. Лазаруса:

• каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;

• эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции.

Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помощью познавательных процессов.

 

3. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.

Когнитив­ный диссонанс — негативное состояние, которое возникает если по крайней мере два представления («знания») не могут быть согласованы друг с дру­гом. Эта самая невозможность согласования и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.

 

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотиваци-онный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: