Как узнать своего начальника

 

 

Как я уже писала во введении, изучение общей теории малоэффективно, пользу от теоретических знаний можно получить, только применяя их на практике. Поэтому с первых страниц этой книги я предлагаю перейти от абстрактного изучения теории к применению ее в вашей конкретной ситуации, то есть к вашему начальнику. Для этого давайте разберемся, что же из себя представляет ваш руководитель: какие цели он или она ставит перед собой в жизни, что его или ее мотивирует и демотивирует, что вызывает у него (нее) дискомфорт или наоборот доставляет ему (ей) удовольствие, как он (она) ведет себя в стрессовой ситуации. Когда мы найдем ответы на эти вопросы, мы сможем адаптировать изучаемые правила «руководства вверх» непосредственно к вашему начальнику, сможем отбирать инструменты управления, максимально эффективные именно для этого человека.

Если вы читали мою и Дмитрия Козлова книгу «Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе. Модель DISC от изобретателя „детектора лжи”», то вы уже догадались, какой управленческой моделью мы будем пользоваться для ответа на поставленные выше вопросы. Тем, кто не читал эту книгу, я кратко расскажу о модели DISC и объясню, какую пользу она может принести для решения нашей задачи. Заранее оговорюсь, что в данном издании модель DISC дается в сокращенном и упрощенном варианте.

Насколько хорошо вы знаете своего начальника? Я думаю, лишь единицы могут сказать, что близко знакомы с руководителем. В основном подчиненные видят босса или мельком в коридоре, или на общих собраниях, или во время личного «разбора полетов». Маловероятно, что вы знаете, какие цели ваш начальник ставит перед собой в жизни, что для него ценнее всего – работа, семья или рыбалка. Но в этом нет ничего страшного. Модель DISC позволит восполнить недостающую информацию о вашем начальнике с высокой степенью достоверности на основании его поведенческих особенностей. Потому как человек говорит, ходит, жестикулирует и одевается, можно определить его базовые ценности и мотивации, можно понять, что ему нравится или не нравится в жизни.

 

Как эта модель работает? Дело в том, что любого человека можно представить в виде айсберга. Вы знаете, что всего 10 % айсберга возвышается над водой, а 90 % – скрыто в глубине? Но любой специалист по исследованию ледников может вычислить объем невидимой части айсберга на основании его видимой вершины, а взяв пробу льда и проверив течение, он скажет вам, откуда этот айсберг приплыл. Точно так же и в человеке его «подводная часть» (базовая мотивация, мотивы, ценности) неразрывно взаимосвязана с его «надводной частью» (поведением). И специалист‑психолог может вычислить «подводную часть» личности на основании поведения. Профессиональный психолог, который в то же время был плотно связан с бизнесом, Уильям Моултон Марстон разработал удобную и простую модель, позволяющую людям без психологического образования производить упрощенные, но достоверные «вычисления» «подводной части» человека на основании его «надводной части». Модель Марстона основывается на описании поведения, т. е. того, как человек действует. Она содержит два очень полезных инструмента:

□ экспресс‑диагностику человека в течение первых 10‑20 минут общения;

□ объяснение базовых мотиваций данного человека и, следовательно, его предпочтений, симпатий и антипатий, шаблонов поведения.

В своих исследованиях Марстон основывался на базовых моторных реакциях, исследуя первичные эмоции человека. В упрощенном изложении модель базируется на двух основных критериях:

□ как человек воспринимает среду, в которой действует (как благоприятную или как враждебную);

□ как человек действует или реагирует в конкретных ситуациях (активно или реактивно).

Если представить эти критерии в виде осей координат, то при их пересечении получается 4 базовых типа личности (см. Схему поведенческих типов на рис. 1).

Рис. 1. Схема поведенческих типов по модели DISC

Марстон называет эти четыре типа личности «базовыми эмоциями». Базовые эмоции или типы личности объединяют схожих людей на основании их поведенческих характеристик, мотиваций и предпочтений, но не учитывают то, насколько человек глуп или умен, насколько он добр или зол, насколько он честен или лжив. Принимается во внимание лишь один из факторов человеческой личности. Однако этот фактор является ключевым для понимания базовой мотивации, ценностей и мотивов поведения человека. Важно отметить еще и то, что, по мнению Марстона, все четыре базовые эмоции присутствуют в каждом человеке. Просто одна из них проявляется наиболее ярко и определяет поведение. Эту базовую эмоцию в данной книге мы будем называть «доминирующим типом личности». Далее я опишу эти четыре типа личности и их поведенческие особенности с привязкой к деятельности руководителя, а вам надо будет определить, к какому из четырех типов относится ваш начальник. Это необходимо, для того чтобы вы, изучая далее общие правила «руководства вверх», могли подбирать оптимальные инструменты руководства и адаптировать их к поведенческим особенностям вашего босса.

Я думаю, нагляднее всего будет показать эти четыре поведенческих типа на примере реальных руководителей, топ‑менеджеров, которые обеспечивали рекордные доходы и процветание компании «Форд» в середине прошлого века. Эти описания я взяла из автобиографии Ли Якокки, одного из самых успешных и легендарных руководителей американского автопрома.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: