Предмет социальной психологии
Учебные вопросы:
Понятие о социальной психологии.
Проблемы социализации личности в социальной психологии.
Факторы социализации
Агенты социализации
Уровни социализации
Механизмы социализации
Стадии социализации
Социальная психология возникла на стыке двух наук — психологии и социологии.
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
В течение длительного периода социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук — в психологии и социологии, а также антропологии, этнографии, криминологии, языкознании.
Ко второй половине XIX века относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: «психология народа», «психология масс», теория «инстинктов социального поведения». Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю.
Началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 год, когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология».
После Первой мировой войны в США и других странах велась разработка комплексов социально-психологических проблем в производстве, армии, пропаганде и т.д., а также общих методологических принципов построения социальной психологии как экспериментальной науки.
Однако социальная психология (прежде всего в США), в которой ведущую роль играл метод лабораторного эксперимента, сделала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к недооценке теоретических, мировоззренческих аспектов социальной психологии, к игнорированию реальных социальных проблем.
В истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа: 20-е годы и конец 50-х — начало 60-х годов XX века.
Социальная психология основывается на принципиальных исходных положениях, касающихся природы общественных отношений, соотношения индивидуального и общественного сознания, понимания личности как совокупности общественных отношений и др.
Большую роль сыграли успехи, достигнутые в области общей психологии, что позволило советской социальной психологии опереться как на фундамент, на такие диалектико-материалистические принципы, как принцип сознания и деятельности.
Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы:
1. Закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности.
2. Психологические особенности социальных групп (больших и малых).
3. Межличностные взаимоотношения.
4. Психология личности.
5. Практические приложения социальной психологии.
В отечественной социальной психологии рассмотрение всех этих проблем осуществляется на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью.
Социальная психология, построенная на таких методических принципах, в состоянии выполнить свою основную практическую задачу — способствовать оптимизации управления социальными процессами. Большое значение приобретает создание психологической службы, которая могла бы обеспечить решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, системе воспитания, в сфере массовой информации, в спорте, в сфере быта и семьи.
Проблемы социализации личности в социальной психологии
Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40—50-е годы в работах Бандуры, Дж. Кольмана и других.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах, и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будут различаться.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Социализация осуществляется в общении и деятельности.
Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Начинается социализация личности в семье и продолжается в школе, вузе, на производстве. Социализация личности — процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.
В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т.д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди.
В ходе воспитания в системе образования (школа, вуз) формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.
Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.
Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.
Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
При более широком истолковании (Ильясов Ф. Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов:
1. интернализации социальных норм;
2. усвоения социальных функций;






