Глава 24. Правительство Российской Федерация 393

Часть 1 ст. 112 иногда трактуется в литературе1 как право Президента РФ определять структуру федеральных органов исполнительной власти. На практике так и происходит ввиду неурегулированности в законодательстве – в том числе в самой Конституции – данного вопроса, который призван быть регламентирован, например, в законе о Правительстве РФ либо в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее же время вопрос о структуре федеральных органов исполнительной власти регулируется упомянутым Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. с последующими дополнениями.

В ч. 1 ст. 112 установлена обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В ч. 2 установлено также. Председатель Правительства РФ вносит Президенту предложения о кандидатурах на должности заместителей Председателя и федеральных министров.

На основе предложений Председателя Правительства Президент РФ своим Указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. В нее, помимо Правительства, входят федеральные органы исполнительной власти, подразделяющиеся на две группы: 1) федеральные министерства; 2) иные федеральные органы исполнительной власти.

К числу "иных федеральных органов исполнительной власти" отнесены, согласно упомянутому Указу Президента от 10 января 1994 г., весьма разновидные органы исполнительной власти: государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, государственные службы, агентства, федеральные надзоры, а также Департамент налоговой полиции РФ. Статус каждого из перечисленных органов исполнительной власти определяется в специальном Положении, утвержденном Президентом либо по его поручению Правительством РФ. Назначение на должности федерального министра, председателя государственного комитета, комитета, руководителя других федеральных органов исполнительной власти производится Президентом РФ, который издает в каждом случае Указ о назначении на соответствующую должность.

Конституция РФ 1993 г. не предусматривает (как это было по Конституции 1978 г.) вхождение по должности в состав Правительства РФ председателей правительств республик в составе Российской Федерации.

1 Конституция Российской Федерации. Комментарий М., 1994. С. 484.



Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

§ 2. Компетенция Правительства Российской Федерации. Компетенция Правительства РФ – важнейший компонент его конституционно-правового статуса. Компетенция данного органа – это круг вопросов его ведения, основных направлений деятельности (функций) и конкретных полномочий в различных сферах жизни общества. Правительство, будучи федеральным органом исполнительной власти, существенно отличается от других федеральных органов исполнительной власти не только специфическим порядком образования, но и местом, занимаемым в системе федеральных органов исполнительной власти, особыми характером и объемом компетенции, взаимоотношениями с Президентом и Федеральным Собранием.

Характеризуя самостоятельную роль Правительства как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, одновременно следует учитывать особенности взаимоотношений Президента с Правительством. По Конституции РФ 1993 г. Президент участвует в осуществлении исполнительной власти, поскольку, согласно ч. 2 ст. 80, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Более того, Президент РФ обладает правами и полномочиями непосредственного руководства Правительством путем председательствования на его заседаниях, назначения Председателя и остальных членов Правительства. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и функции Правительства РФ по их реализации. Поэтому вне конституционной модели взаимоотношений Президента с Правительством трудно представить компетенцию Правительства. Эта компетенция находит свое юридическое закрепление, как в соответствующих нормах Конституции, так и в предписаниях текущего законодательства – в федеральных законах, нормативных актах Президента РФ и самого Правительства РФ.

В Конституции РФ (ст. 113) установлено, что Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства РФ. Конечно, рамки, в которых призван в этом отношении действовать. Председатель Правительства, во-первых, обусловлены, конституционной моделью взаимоотношений Президента и Правительства, во-вторых, очерчены в ст. 114 Конституции РФ. Однако, прежде чем анализировать данные полномочия, их характер и особенности, необходимо кратко сформулировать некие условно названные общие, присущие Правительству функции, обусловленные его природой, а также конституционно-правовым статусом.

Первая функция – это руководство и направление деятельности




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: