Железный век (8 в. до н.э. -6 в.н.э.)

Древний Казахстан Первобытнообщинный строй. Каменный век

 

Палеолит (древнекаменный век) 2,5 млн. лет - 12 тыс. лет назад.

Нижний, Ранний палеолит — 2,5 млн. лет назад - 140 тыс. лет назад. Первым человеком назвали «Человека умелого» (1,75 млн. лет назад). «Человек прямоходящий» это питекантроп (1891 г на Яве) и синантроп (найден в Китае). Древний человек делал орудия труда (отличало от животных).

В Казахстане человек появился 1 млн. лет назад (на юге в Каратау). На юге найдены и самые ранние орудия труда и самые древние и многочисленные стоянки. Первое каменное орудие - рубило. Чоппер (галька, заточенная с одной стороны). Чоппинг (галька, заточенная с двух сторон). Люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей в стадо (Первый человек коллектив).

Средний палеолит (мустье) - 140-40 тыс. лет назад. Здесь жил неандерталец найден в Германии. 100 тыс. лет назад резкое похолодание.

Верхний, Поздний палеолит - 40-12 тыс.лет назад. 35-40 тыс. лет назад появился «Хомо сапиенс» («человек разумный») - кроманьонец (найден во Франции). Наскальные, пещеры, рисунки. Возникла родовая община. Религия. Прячась от зверей, человек стал обживать пещеры (первые жилища людей). Первое занятия древних людей - собирательство и охота. 13 тыс. лет назад ледник стал таять.

Мезолит (среднекаменный век) 12-5 тыс.лет до н.э. Делают микролиты, лук и стрелы. Человек передвигался за стадами животных. Окрепла родовая община. Приручена собака. Одомашнивание диких животных и окультуривание растений началось в конце мезолита. Под влиянием солнца формируются современные растения и животные.

Неолит (новокаменный век) (5-3 тыс.лет до н.э.). Переход к производящему хозяйству и труду. Долото превратилось в топор. Наиболее высшего уровня достигла обработка камня. Глина, посуда (из керамики). Ткацкий станок. Стоянка Сексеульская (Кзыл-Ординская область).

Энеолит (меднокаменный век) (3-2,8 тыс. лет до н.э.). Первый металл - медь. Распад матриархата и преобладание патриархата. Разделение труда. Стоянка Ботай (северный Казахстан).

Эпоха бронзы (сплав меди и олово) (II тыс. до н.э.). Первые находки у села Андронова (у г. Ачинска в Южной Сибири). Андроновская культура одна из крупных в Евразии. Памятники от Урала до Енисея, от тайги до Памира. Европеоиды. Главное занятие - пастушьего скотоводство (оседлое), земледелие (вспомогательная роль), рыбалка. Каменные мотыги. Медные и бронзовые серпы. Зернотерки. Жилище Андроновцев прототип юрты (переносное жилище).

Поздняя бронза - Бегазы-Дандыбай (12-8 вв. д.н.э.) в Центральной Азии (уже кочевое хозяйство) завершает Бронзу. Климат суше. Зима суровее, лето короче и жарче. На смену Андроновской культуре (земледельческо-скотоводческой) пришла Бегазы-Дандыбаевская (кочевая). Начал распадаться первобытнообщинный строй. Появилась частная собственность на скот (пастбища в родовой, общинной).

При кочевом и полукочевом скотоводстве четыре сезонных пастбища: жайляу - летовка, кыстау - зимовка, коктеу – весеннее пастбище. Появилась тебеневка (добывание корма скотом из-под снега). Джут - масс, падеж скота, бескормица. На юге Казахстана оседлые земледельцы.

30 поселений и 150 могильников в Центральном Казахстане. Появились могильники только с одним чел-ком. Тотемизм - древней, религия, вера в мистическую связь с животным (покровителем рода). Фигурки женщин из кости - культ матери-земли, материнского рода. Появились жрецы (служители культа) - хранители традиций и знаний. Богатые ювелирные изделия. Рисуночное наскальное письмо - пиктография (стоянка Тамгалы). Город Аркаим на границе Челябинской и Кустанайской областей. Наурыз – древний праздник.

Железный век (8 в. до н.э. -6 в.н.э.)

Ранний - 8-3 вв. до н.э., поздний - 3 в до н.э. -6 в.н.э. В ранний железный век широко развивалась плавка и обработка цветных металлов.

Саки (1 тыс.до н.э.) - племена раннего железного века. О них узнаем из: наскальных клинописи Персии и греко-римских трудов (здесь наиболее интересные сведения о саках). Персы называли их саки («великие мужи») и «туры с резвыми конями», греки – азиатские скифы. «По одежде и образу жизни они похожи на скифов» (Геродот).

Сакские племена: тиграхауда («с остроконечными шапками») жили в Жетысу, у Тянь-Шаня; исседоны (Центральный Казахстан); парадарайя (заморские) в приаралье и низовьях Сыр-Дарьи; южнее их хаумаварга (варящие хаому). Аргиппеи (на северо-западе Сары-Арки) были соседями сарматов (по Геродоту). Аримаспы (в восточном Казахстане).

Скотоводы. Часть занималась земледелием. На севере в стаде было много крупный рогатый скота. Земледелие и оседлое скотоводство у саков южного Казахстана.

Большая роль Народного собрания (участвовали и женщины). Оно выбирало царя (вождя). 3 группы общества - воины, жрецы, общинники-скотоводы (основное население). Распад первобытного строя и создание военной демократии. Высока роль женщин (Томирис). Они находились в почетном положении. На Томирис напал в 530 г. до н.э. Кир. В 519-518 гг. до н.э. Дарий 1 напал на тиграхауда. В этой войне совершил подвиг пастух Ширак. Потом саки наемниками у персов будут воевать против Египта и Греции. В 4 в. до н.э. царь Александр воевал с саками. Саки преградили путь грекам на восток. С 8-7 в до н.э. у саков «звериный стиль» в искусстве. Талисманы и амулеты в виде зверей. 17-летний царевич «золотой человек» найден в кургане Иссык. На нем было 4 тыс. золотых пластинок (в виде зверей). В этом кургане древнейшая в Казахстане надпись на серебряной чаше у саков (26 знаками). Тасмолинские (Тасмола у Екибастуза в Павлодарской области) курганы «с усами» в Центральном Казахстане эпохи раннего железа (усы направлены на восток). Играли роль маяка (ориентированы по сторонам света). В большом кургане хоронили человека, в малом - лошадь. Тасмолинская культура повлияла на культуру саков между Иртышем и Уралом. К ней относят исседонов.

В Зайсанском районе Восточного Казахстана «царские курганы» (долина Шиликты). В 1960 г изучен самый большой «Золотой курган» (8-6 вв. до н.э.) Шиликты. В кургане № 1 находится самое ранее царское погребение в Казахстане «Золотой человек-3» (8 в. до н.э.). Всего в могильнике 51 курган. В VI-III вв. до н.э. торговали (в могилах изделия из Китая и Персии).

Города саков: Бабиш-Молда; Чирик-Рабат (300 км. от Кзыл-Орды), здесь найдены железные доспехи сака. Культура саков юга и севера Казахстана имеют много общего. Из металла сделанного в Казахстане (1-3 вв. до н.э.) найдены предметы в Восточной Европе и на Кавказе.

Уйсуны в Жетысу 3 в. до н.э. - 4 в. н.э. Знаем от китайцев (Сыма Цянь). Китайские источники упоминают о них со 2 в до н.э. Столица Чигучен на южном берегу Иссык-Куля. Европеоиды. Правитель - гуньмо. Имелось государство. Домашние рабы. Жизнь и быт кочевников 3—2 вв. до н.э. в Казахстане описал в «Исторических записках» Сыма Цянь.

Кангюи 3 в. до н.э. -5 в. н.э. Знаем от китайцев (Сыма Цянь). Они сообщают о писаных законах и 2-х ставках (летней и зимней) правителей Кангюев..Жили в бассейне Сыр-Дарьи и предгорьях Каратау. Оседлые земледельцы. Во главе Великого Хан. Верховная власть передавалась по наследству (от отца к сыну).

Столица - Битянь (у Туркестана). В 46-36 гг. до н.э. воевали в союзе с гуннами против Китая. Пытались сохранить контроль над Великим Шелковым Путем. Кок-Мардан - центр городской культуры Кангюев. Их города - предвестники городов раннего средневековья. Найдены 1300 монет с Великого Шелкового пути. Возможно было письмо.

Гунны IV в д.н.э. - 3 в.н.э. Китайцы их звали хунну, сюнну. Правитель Шаньюй. Его родня - темники. В III в. до н.э. их объединил Модэ (по Гумилеву в 209 г до н.э.). При нем они достигли наибольшего могущества. Стали сильнейшим государством Евразии. Высокого уровня достигло военное дело. Основа армии - конница. Выращивали все виды скота. Жили в юртах. С Китаем воевали 300 лет. С III в. до н.э. китайцы от гуннов стали отгораживаться Великой Стеной.

55 г до н.э. гунны разделились на южных и северных. Южные приняли Китайское подданство. Непокорные северные в конце 1 в до н.э. (Чжи Чжи) двинулись на запад. Соединились с Кангюями в южном Казахстане. 2-я волна переселения в Казахстан в 1 в.н.э. До гуннов в Казахстане жили европеоиды. С их проникновением у племен Казахстана появляются монголоидные черты.

Движение гуннов на запад с 2 в. до н.э. до 4 в.н.э. Они начали Великое Переселение народов. В 395 г гунны стояли у Константинополя (столицы Восточной Римской империи). Император обещал платить дань золотом. В 437 г гунны углубились в Европу. При Аттиле (445-453) у гуннов пик могущества. Он соединил племена гуннов Румынии и Венгрии. При нем сложилась военная демократия. В 452 г гунны стояли у Рима.

Римская империя переживала кризис и не сдержала натиск гуннов. Гунны способствовали распаду рабовладения. Они освободили Европу от Римского владычества. После смерти Атиллы гуннский союз распался. Верди о гуннах написал оперу «Аттила». О Гуннах писали Марцеллин и Прииск. Полихромный стиль (3-5 вв. н.э.).

Сарматы 8 в. до н.э. - 5 в.н.э. Слово «сармат» с 3 в. до н.э. Со 2 в. до н.э. савроматы захватили междуречье Урала и Волги и достигли Причерноморья. О них писали древние греки и римляне. Язык схожий со скифским (по Геродоту). Кочевые скотоводы. Частично земледельцы. Савроматы-сарматы связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Расцвет военной демократии - вопросы внешней и внутренней политики решали в узком кругу вождя и старейшин. У сарматов роль женщин была выше, чем у других племен.

У сармат начинает преобладать монголоидность. Их число уменьшилось из-за засухи. Уменьшилось кол-во скота и сарматы присоединились к гуннам в Великом Переселении народов.

С II в. до н.э. заработал Великий Шелковый путь. Историческая антропология - отрасль исторической науки, исследует черты внешнего облика людей. Реконструкцию черепов Жетысу М.Герасимов.

Средние века

3 периода: 6-9 вв. - раннее средневековье (каганаты тюрков, тюргешей, кимаков и др.), 10-14 вв., 15-17 вв. (образование Казахского ханства).

Тюркский период (6-12 вв.) Каганаты – раннефеодального государства. Этноним «тюрк» в китайских источниках с 542 г.

Тюркский каганат (552-603) - 1-е феодальное государство в Казахстане. В 552 г борьбу тюрок против жужан (авар) возглавил Бумынь. Он и основал новое государство. Ему присвоили титул Елхан. Тюрки платили дань жужанам железом (плавили с 5 в). В 553 г Муканна вновь разбивает жужан. Ему платил дань Китай. Победив жужаней, тюрки стали единоличными властителями востока Великие степи.

Иштеми возглавил поход 10 туменов на запад и покорил согдийцев. Эфталиты Средней Азии оказали упорное сопротивление тюркам. В VI в. весь Казахстан попал под власть тюрок. В 568 г тюрки и Византия установили торгово-дипломатический союз против Ирана. Это привело к расширению торговли через Великий Шелковый путь. В 570-е гг. тюрки достигли Чёрного моря. В 570-80-е гг. данником тюрок стал Китай. Каганат, протянувшись на значительную часть Евразии, стал мощным государством наряду с Ираном, Китаем, Византией.

В основе государства самое большое тюркоязычное племя теле (от него потом возникнет «тюрк»). Основа хозяйства - кочевое и полукочевое скотоводство. Из Китая тюркам шло 100 тюков шелка в год. В 5-7 вв. тюрки сжигали умерших, пепел хоронили. Междоусобицы ослабили каганат.

Согдийцы (восставшие иранцы) в 6-8 вв. бежали в Жетысу (от арабов-мусульман) попали под власть Тюркского кагана. Они сыграли ключевую роль в становлении городской культуры в Жетысу (основали многие города) и постепенно тюркизиривались (переняли язык и обычаи). В 6-8 вв. тюрки стали основным населением Жетысу. Тюрки научились у согдийцев оседлости, земледелию, торговле; Согдийцы у тюрок - скотоводству.

Распад каганата в 603 г на Западно-тюркский (603-704 гг.) и Восточно-тюркский каганаты (603-756 гг). Западно-тюркский каганат от Или и Чу до Аму-Дарьи, Иртыша и Волги. 1-й правитель Тардуш. Столица и зимняя ставка Суяб (на Чу).4 Летняя ставка - Мынбулак. Ядро государства и система управления каганатом - «он ок будун» («10 племен»). Жили они от Каратау до Джунгарии. Расширение границ и усиление политического господства Западно-Тюркского каганата в 1-й половине VII в. В 627 г западные тюрки помогли Византии (это было свидетельством их могущества). Селифы собирали налоги и назначались из числа местных жителей.

Деяния Бильге-кагана и Культегина по воссозданию Восточно-Тюркского каганата отразились в каменных письменах. В 682 г после войны с Китаем в Монголии восстановит своё государство Восточно-Тюркский каганат. Из-за междоусобиц и ослабления Западно-Тюркского каганата в середине 7 в. в Жетысу вторгся Китай. Отпор китайцам дадут уже тюргеши.

Судьи - буруки и тарханы. Ябгу, шад, эльтебер из рода кагана. Беки - наместники. Основное население - карабудун («чернь», общинники-скотоводы). Они несли повинности. Например, «кровного долга» - прохождение военной службы. Вассалами тюрок были и оседлые таты из Жетысу. У тюрок были и рабы (из военнопленных).

Тюргешский каганат (704-756). 1-е сведения о тюргешах в китайских летописях. Ряд побед Ушлик-кагана над империей Тан в конце 7 — начале 8 вв. привели к возвышению тюргешей. Он и основал династию и государство, свергнув в 704 г западных тюрков в Жетысу. Ставки Большой Орды - Суяб, Малой Орды - Кунгит (на Или). Пастбищами владел каган. Он распределял землю. Простолюдины, не получившие земли, в знак протеста откочевывали в другие места. В Таразе выпускались 1-е Тюргешский монеты.

Арабы вторгаются в Казахстан в начале 8 в. Помимо арабов, тюргешам угрожал Китай. При кагане Сулу (хороший дипломат и полководец) государство укрепилось. Он вел войну на 3 стороны. С запада против арабов (за смелость звали его «бодливым»), с востока и юга против Китая и Восточно-Тюркского каганата. В 748 г китайцы ворвались в Жетысу и разрушили Суяб. В -751 г/ в грандиозной 5-дневной битве у Атлаха китская армия была разбита арабами и тюргешами. Главная роль в победе за конницей карлуков, перешедшей в битве на сторону арабов. После этого китайцы покинули Жетысу.

Арабо-китайского нашествия и междоусобицы ослабили Тюргешей. Развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и Китаем. Каганат был захвачен карлуками.

Карлукский каганат (756-940). 1-е сведения о карлуках в 5 в (они тогда входили в племя тиреков). В VII в о. них говорят китайские хроники. Прежде карлуки были 1-м из племен Тюркского и Восточно-Тюркского каганатов. Иногда их называют «древними тюрками».

Уйгуры разбили карлуков и те ушли в Жетысу. Воспользовались упадком тюргешей, создали здесь свое государство (в предгорьях Джунгар. Алатау и средней Сыр-Дарьи). Правили здесь около 200 лет. Столица -Суяб. Правители - джабгу. Элътебер - вожди племен. Для борьбы с Китаем в 766-775 гг. завоевали на востоке Кашгарию.

В начале 9 в. карлуки разбиты уйгурами, но в 840 г в союзе с кыргызами они побеждают уйгур. В 20-летней борьбе с уйгурами карлуки победили. Карлуки были язычниками и мусульманская династия Саманидов объявила им «священную войну» (джихад), захватив Испиджаб и Тараз. Начинается постепенный переход в ислам (из христианства-несторианства, буддизма, тенгризма и др.). Но все 2 века карлуки сопротивлялись арабам-мусульманам.

Воспользовавшись тяжелым положением карлуков, наместники Кашгарии восстали, захватили Баласагун и свергли карлукский каганат. Уже при Караханидах карлуки наконец-то массово перейдут в ислам. 25 городов было у карлуков (по книге «Худуд аль-Алам») - Кулан, Атлах, Талгар, Балык и др. В долинах Чу и Таласа появились города Кулан, Мирки, Балык.

Огузы (в конце 9-начале 11 вв.). Самые ранние сведения о них у Аль-Якуби. Столица - Янгикент на Сырдарье. В 7 в. ядро огузов формируется в Западный Жетысу - между Иссык-Кулем и Чу (по М. Кашгари). Затем их карлуки вытесняют на Сырдарью. В упорной борьбе теперь уже сами огузы вытесняют с Сыр-Дарьи печенегов (дальше на запад). Вскоре огузы, в союзе с хазарами, подчинили печенегов между Волгой и Уралом (по «Огузнаме»). А затем уже с хазарами огузы начали борьбу за пастбища и торговые пути Причерноморья. В это время они жили от Сыр-Дарьи до низовьев Волги. Скотом торговали с Средней Азией и Китаем. Расцвет государства при Шахмалике. В 1041 г. он захватил Хорезм.

В союзе с киевским князем Святославом огузы разбивают в 965 г хазар. Огузы вместе с Древней Русью пытались контролировать торговые пути из Европы в Азию (через Мангыстау и Устюрт). В конце X в. князь Владимир в союзе с Огузами поход на булгар на Волге. Часть печенегов и кангаров (по языку индоевропейцы и финно-угры) вошли в состав тюркоязычных огузов.

Правитель - джабгу (ябгу), его жена - хатун, наследник - инал, его советники - коль еркины. Власть наследственна. Глава войска -сюбаши. Наставник наследника - атабек. Огузское государство - «военная демократия». Народное собрание раз в год; Впоследствии из-за усиления аристократии «коль еркины» стали собирать совет знати (канкаш). С расцветом огузского общества власть перешла к Великому и Малому курултаю (по эпосу «Огузнаме»).

Войны, рост налогов вызвали недовольство народа. Огузов с берегов Арала и Сырдарьи вытеснили и погубили в 11 в. кыпчаки. Сельджуки (входящие в состав Огузов) ушли в Восточную Европу и Малую Азию (положили начало туркам).

Караханиды (942-1212). Находились в Жетысу и в части Восточного Туркестана (от Испиджаба до Кашгара). Столица Баласагун (потом Кашгар). Верховная власть у кагана. Основал государство хакан Сатук-Богра-хан (власть наследственна). Он принял ислам. Его сын Муса Богра-хан в 960 г сделал ислам государственной религией. Караханиды 1-е государство, принявшее ислам.

Икта – земельный надел. Иктадар - землевладелец, собирал налоги и нес воинскую службу у кагана. Вакф - земли религиозных учреждений. С них налоги не взимались. Занимались коневодством. За счет оседания обедневших скотоводов росло число городов и городского население.

В 999 г караханиды захватили Бухару (столицу Саманидов) и Мавераннахр. В 11-12 вв. занимали земли от Мавераннахра до Жетысу и Кашгара. В 1130-х гг. с востока в Жетысу вторглись каракитаи. Караханиды стали зависимы от киданей. В 1141 г в Катванской битве (у Самарканда) они разбили Караханидов и сельджуков. После этого Караханиды разделились на 2 ханства: Восточное в Жетысу и Восточное в Туркестане (столица Орда, позже Кашгар) и Западное в Мавераннахре (столица Узгенд, затем Самарканд). Граница между ними по Сырдарье. Обе части стали вассалами каракитаев. В 1212 г Хорезмшах захватывает Западное ханство, а хан найманов Кучлук Восточное.

Кимаки (конец 9-начало 11 вв.). В начале 7 в сформировались в северо-западной Монголии, (по китайским летописям). В середине 7 века отошли на север. Алтай и Иртыш. Обособились от других племен в 656 г после распада Западно-Тюркского каганата. После разгрома в 840 г уйгурского каганата, часть его племен отошла к кимакскому государству. Частично оттеснили огузов. В 11 в. занимали северо-восток и центр Казахстана. Столица Имакия. Правитель каган (джабгу стоял на 2 ступени ниже). Его власть наследственна. Такой же была и власть 11 наместников. За службу они получали новые уделы. Тенгризм, с 10 в. ислам.

Персидский историк Гардези (11 в.) писал о 7 кимакских племенах. Среди них наиболее могучие сами Кимами и кыпчаки (самое крупное и сильное племя, под контролем кимакского каганата). В 11 в. кимаков атакуют Караханиды. А также междоусобица с кыпчаками, стало причинами упадка кимаков.

Кыпчаки (1 -я половина 11 в. – начало 13 в). О них писал Карпини. В 11 в земли кимаков вошли в Кыпчакский каганат. Т.е. к ним отошли основные земли Казахстана (кроме Жетысу). Дешт-и-Кыпчак («Степь кыпчаков» у арабов) между Алтаем (Иртышем) и Волгой. Русские их звали «половцами», венгры (и европейцы) - «команами». Хан избирался из рода «ельбо-рили» (арабские историки называли его племенем ханской династии). Войско делилось на Правое (более сильное) и Левое крылья. Ставка (Орда) Правого крыла на Урале (у Сарая), Левого - в Сыгнаке. Общественный строй кыпчаков продолжал уклад кимаков. Рубрук пишет о айране у кыпчаках. Показатель обеспеченности кыпчаков - количество лошадей.

С сер.11 в кыпчаки мигрируют на запад от Волги и вступят в контакт с Русью, Византией, Венгрией. Волга станет границей между Западными и Вост.кыпчаками. Кочевые кыпчаки стремились к захвату городов южных Казахстана и Руси. Препятствием продвижению кыпчаков сюда станут огузы. В начале 13 в кыпчаки воевали с Хорезмом за Приаралье (господствуют здесь с 12 в) и присырдаринские города. Хорезм навязывал кыпчакам ислам. Монголы остановили это соперничество и прервали формирование кыпчакской народности.  

Каракитаи (1125-1212) связаны с племенем киданей. Так называли их мусульмские историки. По китайским источникам они потомки киданей, создавшими империю Ляо (924-1125) от Тихого океана до Алтая. Скорее всего монголоязычны. Глава - гурхан. В 1125 г Ляо была разбита и гурхан Елюй Даши откочевал в Жетысу (там ослабевшие Караханиды). В 1141 г кидани в Катуанской битве (у Самарканда) разбили Караханидов и сельджуков. Караханиды стали вассалами буддистов киданей (платили дань). Вскоре кидани подчинили и Хорезм. Налоговый гнет и грабеж киданей стали причиной восстаний против них.

У Баласагуна кидани основали свою ставку Гуз орду. Приграничные племена кидани обязали нести пограничную службу. Право наследования власти имели и женщины. Против жесткой налоговой политики киданей в Жетысу поднимались восстания. В 1208 и 1212 годах кидани были разбиты найманами. А затем и Хорезма. Гурхан киданей попал в плен в 1212 г. к найманам Кучлука. Смешались с тюрками (тюркизировались).

Ханства найманов («8» племен на монгольском языке) и кереитов (западнее найман) населяли восток Центральной Азии (центр и запад Монголии). Найманы между Хангаем и Орхоном (здесь столица Балыкты) и Алтаем (Иртышем, Тарбагатаем). Ставка Кереев Битобе сначала у горы Хан-Тенгри (под Улан-Батором). Потом на р.Орхон. Персидский историк Рашид-ад-Дин о кереях: высокая культура, имели древнетюркское письмо. У кереев было 8 аймаков. Шерби у жалаиров отвечал за внутреннюю политику. Нукеры - воины найман, кереитов, жалаиров.

С X в. проникают в Казахстан. В 1007 г приняли христианство несторианского толка. Найманы достигают расцвета при Даян-хане, кереиты при Куршакуз-хане. Но Чингисхан и кереи разбили найман. В 1201 г опасаясь возвышения Чингисхана, кыргызы, меркиты, найманы и др. созвали курултай. Но в 1204 г Чингиз повторно и окончательно разбивает найман (Даян-хана). Кучлук-хан (сын Даяна) бежит в Жетысу. Здесь в 1212 г найманы подчинили каракитаев. В Жетысу Кучлук преследовал мусульман. Это вызвало межрелигиозное противостояние.

Культура Тюрков. Великий Шелковый путь (середина 2 в. до н.э. - 14 в н.э.). Длина 7 тыс. км. Север, ветка Великий Шелковый путь через Жетысу и юг Казахстана. Одна из дорог шла в Жетысу (главные ворота Пути на восток). Южный Казахстан стал воротами Пути на запад. Другая, через Туркестан и низовья Сыр-Дарьи, в обход Арала и Черного моря шла до Европы. Города Жетысу (более 100), возникшие вдоль Пути, сформировались на месте зимовок. Все основном города Жетысу средних веков лежали вдоль ВШп. Города ВШп часто стояли на границе кочевого и оседлого миров. Заинтересованность во взаимной торговле расширяло отношения городов и кочевников.

Городская культура южного Казахстана складывается в 7-8 вв. Главные торговые центры ВШп в Южном Казахстане - Тараз и Испиджаб (по Кашгари в 7 в. Сайрам). Эти города (а также Сауран) были самыми крупными в Казахстане. Испиджаб был 1-м из крупнейших политических и экономических центров южного Казахстана. Росло число городов, росли их размеры. Города росли за счет рабада и за счет оседания кочевников.

В 10-11 вв. на развитие городской культуры в Казахстане повлиял ислам. В 10-12 вв. рост числа городов и развитие оседлой культуры в Казахстане. Ярмарочная торговля 9-12 вв. наиболее интенсивно в пограничных с кочевниками городах. Тараз - «место торговли мусульман с тюрками». Суяб – крупный торговый город долины Чу.

Жетысу в 8-9 вв. - центр производства серебра. Серебреный клад из Отрара говорил о международной торговле в Казахстане в средние века. Главы городов выпуском монет подчеркивали свою независимость. В Х-ХП вв. «серебренный кризис» - дирхемы из меди покрывают серебром. При Караханидах ходили все виды дирхемов.

В городах ВШп были Караван-сараи. В Испиджабе караван-сараи с комнатами для торговли тканями - тимы. Из Китая тюркам шли шелк, бумага, зеркала. С Ближнего и Среднего Востока - ковры, жемчуга, стекло и др. Китай вывозил шелк на продажу, но технологию его производства держал в тайне. Тем не менее, Согдиана стала его изготовлять и стала конкурентом Китая. А торговые колонии согдийцев встречались даже в городах Восточного Китая. Вдоль караванных путей строили сардобы - колодцы с куполом. ВШп способствовал торговли и дипломат, отношениям Востока и Запада. Торговые, культур, связи ВШп были прерваны в 13-14 вв. нашествием монгол.

Центр города - хисар. Города в 10-12 вв. росли за счет рабадов, где жили бедные простолюдины пригородов. На окраинах жили бедные земледельцы. Цитадель – укрепленная часть города. Жатаки - оседлые (по Кашгари).

В Отраре найдены руины 2-х бань (11-12 вв.). Они отапливались жаропроводящими каналами. В бани Тараза вода шла с гор. До 1960-х гг. работала баня в Туркестане. Тандыр (печь) стоял справа от входа в дом. Очаг у всех народов символ единства семьи и изобилия народа. Терракота - керамика из цветной обожженной глины. Тюркские луки составные.

Религии. До ислама, в раннем средневековье тенгризм и культ предков. Тюрки почитали небо (Тенгри), Умай (богиня очага, здоровья, детей, плодородия). Кок-бори (Волка), Ер-Суб - Земля-Вода. Эрклиг - бог смерти, владыка подземного мира. Аруахи - духи предков. С приходом тюрок стали возводить Балбалы (каменные скульптуры) на могилах знатных людей.

В 7-8 вв. появились намогильные каменные плиты с надписями. Обряд «очищения» - прохождение между кострами. Иногда даже скот прогоняли между кострами. От сглаза бойтумары (оберегали). Вешали на шею детей или молодняка скота. Дын - могилы до исламского периода в виде юрты. Тюрки в 5-7 вв. умерших сжигали. Буддийские храмы в Акбешиме и Суябе (7-8 вв.). Миссионеры буддизма -согдийцы. С середине1 в. до н.э. по ВШп из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан шел буддизм. Оссуарии – глиняные сосуды с костями умершего у зороастризма.

Исламизация. Исламизация с 7 в. в Южном Казахстане с 10 в. Мечети с 2-й половины 11 в. в южном Казахстане с 10 в. С 10 в. исламизация кимаков. В соответствии с канонами ислама в 10-12 вв. развивается архитектура зданий (мечети, бани и др.). Мавзолеи - надгробные монументы. Мавзолей Коркыта (Кзылординская область). Мавзолеи Бабаджи-Хатун (10-11 вв.) и Айша-Биби (11-12 вв.) у Тараза - свидетельство высокого уровня архитектуры. Мавзолей Кара-хана в Жамбыле (Таразе). Мавзолей Арыстан-баба у Отрара на Сырдарье. По погребениям 9-13 вв. можно проследить укрепление в Казахстане ислама.

После принятия ислама балбалы перестали строить. До ислама вещи покойного хоронили с ним. Теперь это запретили. Причиной быстрого распространения ислама было то, что суфизм был близок шаманизму тюрок. Исламизация Казахстана благотворно повлияла на науку и знания.

Письменность. Руническая (тайная). 35 букв-рун (на основе родовых тамг). Тамга – письменный знак родового имени тюрок. Древнетюркский алфавит с 6 века (середина 1 тыс. до н.э., 5 в. до н.э.-?). Послы Западных тюрок доставили в Византию послание со скифскими письменами. Вместе с рунами в 6-9 вв. использовали согдийское письмо. 1-е и крупнейшие каменные стелы с письменами найдены на р.Орхон. Посвящены они деяниям Бельге-кагана и Кюль-Тегина. Крупнейшие тюркские рунические тексты на каменных стеллах исторические дастаны «Культегин» и «Тоньюкок» - основные памятники древнетюркской литературы (написаны в Восточно-Тюркском каганате). Найдены руны и на р.Талас.

Древнетюркский шрифт (орхоно-енисейские руны) использовался до 12 в. Письмена «Тоньюкок» - 1-е яркие образцы тюрков. К литературе 8-9 вв. относят «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Передаваемые уст-

но, в 11 в. их записали. 1 из вариантов записан персидским историком Рашид-ад-Дином.

Исламизация привела к исчезновению рун. Тюрки перешли на арабицу. Вместе с исламом к тюркам проникает арабский язык. С 10 в. в южном Казахстане книги стали писать на арабском языке из-за распространения ислама. Литература и наука перешли на арабский язык.

Мыслители. В 10-12 вв. у Тюрок появились известные научные труды и литературные произведения. Это было шагом вперед в развитии духовной культуры.

Фараби (870-950) из округа Отрар. Писал арабским письмом, учился на кыпчакском языке. 1-й ученый Востока, известный миру. «2-й Учитель» (после Аристотеля).

Ю.Баласагуни (1021-75) автор «Кутадгу билик» («Благодатные знания»), одного из 1-х светских трудов на тюркском языке. Здесь много сведений об истории и общеполитической жизни, обычаях, традициях, религии. За этот труд каган Караханидов дал ему титул «главного визиря».

М.Кашгари (1030-90) автор «Диуани лугат-ат тюрк» («Словаря тюркских наречий») - изучал топонимы, историю, этнографию тюрок. Внес вклад в языкознание. Был первопроходцем в изучении тюркских языков (по Баскакову). Кашгари (по Кононову) доказал что тюркский язык не ниже арабского.,

Ахмед Иугнеки (предводитель мудрецов) - автор дастана на тюрк, языке «Дар истины». Жил при Караханидах.

Х.А.Йасауи/Ясави (1103-67) из Сайрама. Долго жил в Туркестане (Йасы/Яссы). Сын известного ученого. Ученик Арыстан-бабы (7-8 вв.) и учитель поэта Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата). Учился в Бухаре. Основал суфизм (аскетический и мистический ислам), мыслитель, поэт и проповедник ислама у кочевников и тюрок. Автор «Диуан-и-Хикмет» («Книги о премудрости»). Написана тюркским языком арабскими буквами. Здесь он проповедует смирение, аскетизм и т.д. Мавзолей Ясави в Туркестане заново выстроен в 14 в. Тимуром. Внутри него огромный котел. Купол мавзолея Ясави к 18 в. был полуразрушен и восстановлен в 19-20 вв. Рядом с ним мавзолей Рабиги Султан Бегим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: