Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью

БИЛЕТ 20 9 КЛАСС

Движение декабристов

Причины, характер движения. Судьба и значение движения

 

Введение

 

Восстание декабристов– одна из самых замечательных страниц русской истории первой половины XIXвека. Это событие глубоко изучено историками, но есть ещё не до конца изученные страницы. Это было первое вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества, организованное лучшими представителями русского общества.

 

14 декабря 1825 года в Петербурге революционно-настроенные офицеры вывели на площадь к сенату гвардейские полки, чтобы добиться свержения самодержавие и ликвидации крепостничества «чтобы пробудить спящих россиян», чтобы заявить «сколь вредно рабство для народа русского, рожденного быть свободным… ибо только свобода делает его человеком и развертывает его способности…» /«Манифест к русскому народу»/. Но на стороне царя были пушки, и он воспользовался ими, кровью восставших окрасив начало царствования. Обреченная историей старая Россия стреляла картечью в молодую поднимающуюся силу. Восстание длилось всего несколько часов. Оно началось около одиннадцати часов утра и было разгромлено в пятом часу вечера. Потерпело поражение и восстание Черниговского полка на юге. Декабристы не смогли добиться победы. Тем не менее декабристы составляют целую эпоху в русском революционном движении, в истории общественной мысли и русской культуры. На их примере воспиталось целое поколение русских революционеров. Участники студенческих кружков Московского университета конца 20-х-начала 30-х годов, A. И. Герцен и Н. П. Огарев, петрашевцы видели себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Несмотря на свое поражение декабристы не изменили своим благородным идеалам. Об этом свидетельствует попытка И.И. Сухинова поднять в 1828 году восстание ссыльнокаторжных в Нерчинских рудниках, составление и распространение в конце 30-х годов М.С. Луниным политических писем и серии публицистических статей, направленных против царизма.

 

Предпосылки декабристского движения

 

Отечественная война 1812 года создала в русском народе патриотический подъем, а заграничные походы русской армии познакомили русскую интеллигенцию с передовыми идеями европейских мыслителей и политическим устройством различных стран Европы. Это знакомство убедило многих дворян в несовершенстве и несправедливости российского политического устройства. "В то же время дурное управление, продажность чиновников, полицейский гнет стали вызывать всеобщий ропот. Было ясно, что правительство, организованное подобным образом, не могло, при всей его доброй воле, ограждать от этих злоупотреблений..."(Герцен). После разгрома восстания каждому из арестованных мятежников зададут один и тот же главный вопрос, ответ на который особенно интересовал императора: "Откуда заимствовали вы свободный образ мыслей". Разъединенные глухими стенами Петропавловской крепости, декабристы, не сговариваясь, ответят почти одинаково. А. Бестужев напишет:"...Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то и пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России".М. А. Фонвизин признается следствию: "Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности".Декабристы назовут себя "детьми 1812 года". Во время заграничных походов 1812-1813 годов русская армия проходит по странам, где не было крепостного права. Солдаты ждут перемен в Отечестве и надеются на них. На всем пути возвращения гвардии на Родину были установлены триумфальные арки. На одной стороне их было написано: "Слава храброму русскому воинству!".На другой: "Награда в отечестве!". О том как самодержавие выполнило это обещание вспоминает солдат лейб-гвардии Финляндского полка Назаров: "отправились по казармам, пришедши в оные, были награждены обществом по рублю серебром и по сайке; но в продолжение всей зимы было очень жестокое ученье...".В первой четверти XIX века в силу отсталости общественно-экономических отношений в России русская буржуазия, тесно связанная с феодально-крепостнической империей и ее полицейско-бюрократическим аппаратом, не претендовала на политическую роль. Между тем в России назрела необходимость ликвидации феодального строя. Против царизма и крепостного права выступили дворянские революционеры.

 

XIX век в России был настоян на бурных событиях прошедшего столетия. С Французской революцией для королей началось грозное время. Реакционное дворянство России пыталось объяснить события в Париже "слабостью" короля и действиями кучки "злонамеренных" лиц. Но в Россию проникали иностранные газеты, книги. И передовые русские люди понимали, что "смута" во Франции начало всемирной, длительной и упорной, борьбы против феодальной монархии. Французский посол Сегюр писал в Париж: "хотя Бастилия не угрожала ни одному из жителей Петербурга, трудно выразить тот энтузиазм, который вызвало падение этой государственной тюрьмы и эта первая победа бурной свободы среди торговцев, мещан и некоторых молодых людей более высокого социального уровня".Крепостное право изживало себя в России. Дворянские идеологи спорили о выгодах и невыгодах сохранения крепостного права для помещиков. Обреченность крепостного строя была очевидна, но царь и большая часть дворян цепко держались за средневековые порядки. Роль народного партизанского движения в разгроме Наполеона укрепила веру крестьян в их праве на свободу, они ждали освобождения как законной награды. В России надеялись на большие перемены, но в царском манифесте 30 августа 1814 года о крепостных была лишь одна неопределенная строка: "крестьяне, верный наш народ да получит мзду свою от бога".Крепостные крестьяне-ополченцы и партизаны снова вернулись под иго господ. Часть армейских полков и казенных крестьян согнали в военные поселения. Они не только снабжали себя, ведя сельскохозяйственные работы, но и в любой момент должны были быть готовыми подавить народное возмущение. Помещики стали расширять барскую запашку за счет крестьянских земель, увеличили оброчные и другие повинности. Все эти события образовывали сумму причин и предпосылок для создания Тайного общества.

 

Декабристские организации

 

История тайных декабристских организаций открывается 9 февраля 1816 года, когда в Петербурге в казармах лейб-гвардии Семеновского полка на учредительном заседании инициативной шестерки в составе А.Н. Муравьева, Н.М. Муравьева, братьев С.И. и М.И. Муравьевых-Апостолов, И.Д. Якушкина и С.П. Трубецкого было положено начало «Союза Спасения». С момента возникновения первое тайное общество декабристов, получившее в начале 1817 года, после принятия устава, название «Общества истинных и верных сынов Отечества», поставило своей целью борьбу против самодержавия и крепостничества. Собрания членов Тайного общества не были спокойными заседаниями. В раскаленной атмосфере, в борьбе мнений решались вопросы, которые в Росси впервые ставились ими же. Горячие споры велись о структуре самой тайной организации, ее уставе.

 

«Союз Спасения», малочисленная, тщательно законспирированная организация, просуществовала всего два года. Она была явно не способна на успешные решительные действия. Сама жизнь поставила перед руководителями общества вопрос о необходимости создания более многочисленной и сильной организации. Члены Союза Спасения приняли решение распустить свое общество и на его основе создать новое, которое, сохраняя конституцию, строилась бы на иных организационных принципах.

 

На время, пока вырабатывался устав и программа будущей тайной организации под руководством А. Муравьева, в Москве было создано «переходное» общество под скромным и не вызывающим особого внимания названием «Военное общество». Оно было намерено сохранить основной костяк Союза Спасения и пополнить ряды организации новыми членами. «Цель его, – писал Якушкин, – было только распространение общества и соединение одно-мыслящих людей»[1].

 

Члены «Военного общества» на клинках своих шпаг вырезали опознавательные слова «За правду». На собраниях много и вольно говорили о правительстве, о военных поселениях, о деспотизме Александра I. Успешно выполнив свои функции, «Военное общество» было распущено. Оно уступило место новой организации – «Союзу Благоденствия».

 

«Союз Благоденствия», образованный в Москве в 1818 году, значительно расширил свой круг и решил, опираясь на самые разнообразные слои общества, подготовить общественное мнение к борьбе за политический переворот и свержение монархии, за утверждение республики. Это была довольно крупная организация, насчитывающая около 200 человек. Его состав по прежнему оставался дворянский, было много молодежи, военных. Организационному оформлению Союза Благоденствия предшествовал примерно четырехмесячный подготовительный период, во время которого создавался устав общества. Первая часть устава Союза, получившая по цвету переплета название «Зеленой Книги», была написана комиссией в составе Сергея Трубецкого, Михаила Муравьева, Никиты Муравьева и Петра Колошина. В ходе работы комиссии Михаил Муравьев внес предложение представить устав общества на утверждение Александру I, однако остальные отрицательно отнеслись к этому замыслу.

 

Несмотря на то, что "Зеленая книга" - в области программных вопросов содержала лишь общие положения, написанные в духе задач распространения просвещения и благотворительности, с которыми знакомили каждого вступающего в общество, подавляющее большинство членов учредителей Союза рассматривала вновь создаваемую организацию как тайную и конспиративную, о которой правительство не должно знать. В первой части «Зеленой книги» не нашли прямого выражения политические цели «Союза Благоденствия» – борьба за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостного права, но довольно четко формулировались те практические мероприятия, которые должны были способствовать численному росту организации и завоеванию ею общественного мнения. Авторы «Зеленой книги» установили четыре главных отрасли деятельности членов организации:

 

Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью

1. Формирований русской сторожевой службы на территории Донецкого региона.

 

2. Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией.

 

1. Формирований русской сторожевой службы на территории Донецкого региона.

 

В XVI веке в непрерывной борьбе с кочевниками шло заселение Донецкого поля. Первоначально северная часть современного Донбасса являлась границей между Крымским ханством и Московским государством. Поэтому правительство Московской Руси уделяло серьезное внимание укреплению южных рубежей. Боярин, князь М.И. Воротынский составил уложение сторожевой, станичной и полевой службы. 16 февраля1571 года, после утверждения царя, издал устав. В этом уставе идет речь и о донецких сторожах. «5-я сторожа Святогорская (в районе нынешнего Славяногорска)…беречи…направо вверх по Донцу по усть Тору верст с тридцать. 6-я сторожа Бахмутскаяусть Черного Жеребца…беречи…направо вверх по Донцу по усть Боровой… 7-я сторожа… Айдарская».

 

Устав определял и методы несения службы. «А на Донецкие сторожи,- отмечалось в нем,- посылать сторожей из Путивля или из Рыльска с весны на шесть недель и с проездом Апреля с 1-го числа, а ездить им на сторожах шесть недель и с проездом. А после того другую статью (очередь -авт.) отпускать. А как обойдутся все три статьи сторожей, тогда посылать сторожей на месяц и с проездом, и на сторожах стояти доколе снеги не укинут».

 

Из приведенного документа видно, что сторожевую службу несли казаки-севрюки из Путивля и Рыльска служили люди – дети боярские. Первые получали жалование по книгам, а вторые нанимались в количестве 21 человека на два месяца и получали 93 р., каждая очередь.

 

Главная задача сторож состояла с наблюдении за кочевниками. Крымцы прокладывали новые дороги, сторожи отыскивали их и доносили в Москву, а там правительство принимало соответствующие меры. В 1579 году Донецкие сторожи открыли новою дорогу крымцев через Кальмиус, на Донец и дальше на север. Кроме того, российская пограничная стража под постоянным надзором держала три важнейших татарских шляха (сакмы) Муравский, Изюмский, Кальмиусский. Благодаря пограничной охране и системе сторож, создавались условия для продвижения в глубь степей русских и украинцев, заселению северных районов Донецкого края.

 

Дальнейшее укрепление южных границ русским правительством связано с проведением (с 1635 г.) новых оборонительных работ на «засечной черте». В 1637 году из Белгорода посланы были Федор Сухотин и Евсей Юрьев осмотреть все места по Кальмиусской,Юзюмскойсакме и составить роспись и чертежи, где в тех местах поставить новые города и укрепления. В 1637 г. был основан сторожевой пункт Осиновый Острог (ныне село Осиновое Луганской области).

 

Несколько южнее в районе Торских (Славянских) озер в 1644 г. был основан острожек Тор. Место для острога было выбрано не случайно, здесь был татарский перелаз. Первоначально в Торский Острог посылались чугуевские казаки. Об этом свидетельствует одна из грамот. «7155 г. (1646 г.) ноября 3 дня посланы были Чугуевские казаки. Пятидесятники Афонька Карнаухов с товарищами, 20 человек на сторожку на Торское городище к татарскому перелазу». В 1650 году здесь уже были соляные заводы, на которые приходили варить соль из Валуек, Белгорода и других городов Московского государства, так и жители Полтавы. Эти сведения мы находим в переписке белгородского воеводы с Москвой. С полным основанием можно говорить, что первыми постоянными жителями Донецкой области были монахи Святогорского монастыря. Первое упоминание о Святогорском монастыре в московских летописях датируется 1547 годом. В 1624 году монастырь упоминается как общежительная обитель, строителем которой был иеромонах Сименон. Следует иметь в виду, что монастырь был не только культовым учреждением, но и важным укрепленным пунктом, где монахам приходилось с оружием в руках отражать набеги татар.

 

 

Для освоения территории этого края необходимо было постоянное население. С 40-х годов XVII века усилился поток переселенцев с Левобережной и Правобережной Украины на южную окраину Российского государства. Шли крестьяне, казаки, духовенство, мелкая православная шляхта. Российские власти, заинтересованные в заселении и защите пограничных районов, выделяли прибывшим украинцам земли, помогали обзаводиться хозяйством, предоставляли им льготы.

 

Первое крупное переселение украинцев в Дикое поле состоялось в 1651г. в период освободительной войны украинского народа с Польшей. Поражение украинских войск в битве под Берестечком окончательно развеяло надежды на самостоятельность. Эту тенденцию отразила и украинская народная песня, в которой говорилось:

 

 

«Гей, панеХмельницький,

Отаманечигиринський,

Батьку казацький!

Звели нам підмоскалівтікати…»

 

В этот период украинское казачество основало ряд городов, в частности, Сумы, Лебедин, Харьков, Ахтырку. Второе переселение было в 1659 г., но наиболее массовое – в тяжелейшие времена «руины» - в гетьманствоБрюховецкого, Многогрешного и Самойловича – в 1663-1687гг., когда гетьманом Правобережной Украины был Дорошенко. Бросая навеки свои дома, свой край, забирая все, что можно унести и увезти, украинцы уходили в Слобожанщину.

 

Так на юге в пограничье образовалась историческая область Московского государства, получившая название «Слободская Украина». В Слободскую Украину входила территория современной Харьковской, восточной части Сумской, Северной части Донецкой по реке Бахмут, северной части Луганской до реки Айдар, юго-восточной части Воронежской, юго-западной части Белгородской, южной части Курской областей РСФСР. На этой обширной территории образовалось пять Слободских казацких полков-Осторожский, Сумской, Харьковский, Ахтырский, Изюмский. Последним по времени образования был Изюмский полк. Заселение и освоение этой территории было связано с деятельностью Харьковского полковника Григория Донца-Захарисевского и его сына Константина, которые в 1681-1682 г. основали крепость на горе Кременец – Изюм. В 1682 г. полковник Григорий Донец получил от царя Федора Алексеевича грамоту, в которой ему разрешалось иметь в Изюме и привлекать туда украинцев на слободы из Харьковского, Ахтырского, Сумского полков. В составе Изюмского полка вошла территория северного Донбасса. В устье Торца казаками Григория Донца была основана казацкая пристань – небольшой земляной городок, куда осадчий Семен Бровка призвал на жительство нескольуо семей и попа. Таким образом, Изюмский полк, как мы видим, заселялся выходцами Слободской Украины.

 

2. Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией.

 

С начала своего существования Слободская Украина заселялась одновременно украинцами и русскими. Первоначально в Слободской Украине русские "служило-ратные люди"(пушкари, стрельцы, васечные сторожа, воротники, дети боярские)назывались однодворцами. Они также получали в службу пригородные слободы.

 

Выше уже говорилось что Том(Славянск) был основан как пункт русской пограничной стражи.В 1654г. тут появились украинцы.Однако в1668г.жители города -украинцы убили притеснявшего их Маяцкого приказного человека Василия Рибинина и подьячного Иону Пасина,сожгли соляные варницы и ушли к запорожскому атаману Ивану Серко.Через некоторое время,а именно в 1676 г.другие поселенцы- украинцы и русские сведения основали новое поселение,построили новую крепость.Уже через год в Торе произошло новое волнение. Томские Черкассы(так в русских документах называли украинцев-авт.)"человек с 1000 и больше,а с ними русские жители, восстали против воеводы Родиона Маслова.Узнав об этом,белгородский воевода князь Номад опоссумы предписал Чугуевскому воеводе идти с войском под Том и,став обозом, уговаривать торян, дабы те успокоились и выдали зачинщиков, а ущерба никакого не делать. После того, как четверо зачинщиков убежали, волнения прекратились. Как отмечал И.И.Филарет, все дело состояло в том, что украинцам хотелось оставаться только под ведением своего начальства, а не воеводы, так как городок построили они. Вскоре украинские казаки, согласно их желанию,были подчинены Изюмскому полковнику, а оставшийся в городе русский приказный жил здесь как представитель Чугуевского воеводы и управлял только русскими переселенцами.

 

Многонациональным по составу населения был гарнизон Маяцкой крепости(ныне село Маяки Славянского района). Маяцкий острожек был местом русской пограничной стражи с 1644г. В 1663г. завершилось построение Маяцкой крепости отрядом казаков под руководством харьковского сотника Григория Донца-Захарисевского. В процессе строительства крепости татары трижды на подали на слободских казаков. Но воинская удача была на стороне Григория Донца и его отряда. Татары трижды были разбиты. Крепость была сооружена вблизи Изюмскойсакмы, по которой татары врывались в Россию. В связи с этим Маяцкая крепость была хорошо укреплена. Она имела 4 башни, ров 485 сажен в длину, в глубину в четверть сажени. Одна из башен была проезжая, четырехугольная для караула в степь к Томским озерам. Эта башня имела караульный чердак, а высоту 10 сажень.

 

Гарнизон крепости и слобод вблизи неё состоял из русских и украинцев. Эти данные привёл Д. И. Багалев. В 1666 было сделано описание Маяцка и около города слобод:Чугуевской, Салтовской, Харьковской и Валуйской. В документе, найденном в архиве Министерства Юстиции, перечислено 234 фамилии русских сведенцев. В частности, Герасим Садовников, у него два сына:Якушка 40 лет, Титка 20 лет, все с пишалями (винтовка -авт.); Яков Зверев, у него сын Ларка 20 лет,спишалью; Мелентий Дьяков, у него брат Тихон 20 лет, с пишалью и др. Тут же приведены 85 фамилий жителей Маяцка русских и украинцев. Украинцы: атаман Федор Евсеев сын Палупан, Марко Житенко, Петро Борисенко, Иван Илюшенко,Андрей Коваль, Михайло Шкурка; русские: Терех Мухортов, Семен Семенов, Андрей Степанов, Евсей Сидоров.

 

В 1668г. крепость опустела. Украинские казаки ушли к И. Брюховецкому, а русские сведенцы с женами и детьми покинули город Маяки и вернулись в Чугуев. В том же 1668г. белгородский воевода Г.Ромодановский приказал Новооскольскому стрелецкому голове Лариону Могильцеву снова заселить Маяки. Вновь крепость и слободы были заселены русскими и украинцами. Об этом говорит тот факт, что в Маяках было два храма - Соборный Троицкий и Покровский. Первый принадлежал русским поселенцам, второй - украинцам…

 

Долгое время Тор, Маяки, Святогорский монастырь находились на самом последнем рубеже Московского государства и Дикого поля. Они первыми принимали на себя удары кочевников. Татарская знать искала средств не в развитии производительных сил, а в ограблении соседних государств. Покровительство и помощь Турции, выгодное стратегическое положение, наличие значительных людских ресурсов создавало возможность крымским татарам проявлять военную активность по отношению к России, Украине. В первой половине XVII веке они взяли в плен от 150 до 200 тыс. русских людей. Страшным разорениям подверглась Украина. В одном только 1615 г. крымцы трижды совершали набеги на украинские земли. Русские посланники в Крыму из разговоров с пленными узнавали, что добыча татар была огромной. В Крыму на невольничьих рынках их продавали в Турцию, Египет и другие страны.

 

Татарские нападения на Слобожанщину несколько отличались от нападения на русские и украинские земли. Помимо нападений целой ордой, под предводительством хана татары нападали небольшими партиями, кроме того, постоянно нападали небольшим числом. Целью всех этих татарских нападений были грабежи и захваты пленных.

 

Поэтому со времени образования слободских полков казаки беспрестанно подвергались нападениям татар, а когда этих нападений не было, то над ними тяготело чувство постоянной опасности, которое не позволяло полностью заниматься мирным трудом, отдавать большие силы и энергию укреплению своих городов.

 

Больше всего татарских нападений испытал на себе Тор. Соляные торские озера, куда многое приезжали не без денег, привлекали к Тору стан хищных крымских и негайских татар. В 1681 году татары захватили в плен сотника Федора Пузыревского с челядью. В июне 1681 года, целая тысяча отборных татарских наездников рыскала в окрестностях Тора и «около города многих людей взяли в плен», но крепость уцелела. В октябре 1681 года партии татар два раза напали на Тор: 4 октября на дровяной табор, состоявший из 40 человек, пятерых захватили в плен; 16 октября напали на сенной табор. В этот раз они пленили 4 казаков, да 6 человек ранили. Правда, за первое нападение им щедро отплатили казак Левка Ус. Ночью на привале ему удалось освободить руки от веревок, затем высвободить остальных пленных, а потом перебить охрану и вернуться в Тор.

 

В 1685 году казаки Изюмского полка завершили устройство укрепленной линии от Теплицкого до Черкасского леса и от р. Торца до Казацкой пристани. На этой линии были основаны две слободы: Гаиновка и Черкасская и р. Торце. Строительство этой линии, потребовавшее огромных сил, не обезопасило Тор. Он все равно оставался форпостом на пограничном рубеже. В 1686 году Тор сильно пострадал от татар, потому что его укрепления, сгоревшие в 1685 году, не были еще восстановлены.

 

Летом 1688 года татары вновь появились под Тором. На этот раз сюда пришла азовская орда под руководством Агу Кубека. Ослабленные предыдущими набегами жители города не в состоянии были самостоятельно дать отпор. На помощь пришел изюмский полковник Константин Донец-Захарисевский. Дважды происходили кровопролитные сражения. Первый раз Донец-Захарисевский разбил татар в урочище Мохатыхи, но решающая битва происходила под стенами города Тора, где азовские татары были разбиты окончательно.

 

В августе 1689 года крымские татары подступили к Тору, но торяне, сделав вылазку, разбили кочевников и отбросили их в степь. Татарские нападения на Тор продолжались и в последующие годы. Такая же участь выпала и на долю жителей Маяцка и окружавших и окружавших его слобод. Только простое перечисление татарских нападений свидетельствует о сложном положении. В 1679 году татары четыре раза нападали на Маяцк, в 1681 году два раза, в январе 1682 вновь осадили крепость. В 1679 году татары разорили Святогоский монастырь и в числе прочих архимандрит Ион попал в плен, из которого возвратился через три года.

 

Несомненно, что постоянная угроза нападения татар являлась сдерживающим фактором колонизации края. Однако богатство недр, выгоды торговли, близость водного пути по Северскому Донцу влекли сюда людей.

 

Донецкий край активно обживало также запорожское и донское казачество. На реке Волчья была построена пристань, береговая станция для судов, плававших в Азовское море. Выше на реке находился зимовник, в котором жили запорожцы, обслуживавшие запорожскую гребную флотилию, в тальниках и камышах укрывалось береговая стража. В этих местах возникли впоследствии села Алексеевка и Андреевка.

 

Запорожский зимовник располагался на реке Кривой Торец, в её верховьях (Ясиноватое). Ниже, вблизи реки, существовало несколько казачьих землянок и зимовников (Железное). В районе Дружковки существовал пикет или сторожевая станция.

 

Сечевики продвигались на восток по Донцу, в урочище Макаров Яр (ныне село Пархоменко).углубляясь на юг от Донца, запорожцы поселились на Лозовой (приток Лугани), где впоследствии возникло село Лозово-Павловка (ныне г. Брянка). Поселения запорожцев находились и в Приазовье, в частности, в устье реки Кальмиус на месте современного Мариуполя.

 

Районы донецкого края, расположены к югу от Слободской Украины, заселяли донские казаки. Они основали годок Айдар, который упоминался в переписке с белгородским воеводой еще с 1642 года. На левом берегу Донца, в 16 верстах от старого Айдара, донцы основали Трехизбянск (родина К. Булавина), Боровской городок и Новоборовскую станицу. Всего же по Северскому Донцу донцы к концу XVII века основали 10 городков. Помимо Донца казаки селились на берегах рек Красной, Евсуле, Даркуле, Бахмуте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: