Межличностное давление

Межличностное давление в общении (МД) можно определить как попытки одного собеседника повлиять на мысли, чувства, слова или действия другого (р. 67). При таком широком понимании МД мы легко найдем его проявления почти в любом взаимодействии людей. Давление – это, по мнению Бюджентала, универсальная характеристика человеческого общения; оно может проявляться множеством способов и служить самым разным целям.

Очень важно различать манипулятивное и не-манипулятивное использование МД – грань эта очень тонкая и не всегда очевидная. Главным критерием можно считать намерение "субъекта давления" – заботится ли он о другом человеке и стремится помочь ему справиться со своими проблемами или пытается с помощью давления достичь каких-либо иных целей. Давление как таковое – лишь средство, а его смысл и ценность определяется прежде всего целями "пользователя". В то же время, преднамеренное использование давления в межличностном общении – в кабинете консультанта или за его пределами – почти неизбежно несет с собой риск манипулирования и потому требует особого внимания и осторожности.

Форм, способов и уровней интенсивности МД – чрезвычайно много и классифицировать их можно по разным основаниям. Особо следует отметить, что давление существует не только в более явной вербальной форме, но также и в невербальной. Последняя, как правило, менее заметна (и даже не всегда осознается самим субъектом влияния), но часто еще более эффективна. Кроме того "невербальное сопровождение" способно весьма существенно менять степень давления, вкладываемую в слова, – как в сторону его усиления, так и в сторону смягчения. С другой стороны, невербальные формы МД могут использоваться и отдельно от вербальных, при этом приобретая иногда парадоксальное значение. Так в определенном контексте – например, в ответ на просьбу, призыв и т.п. – "молчание, самая слабая "клавиша", может оказать очень сильное давление" (р. 70).

Бюджентал разработал очень ясную и развернутую концепцию МД, а также предложил весьма подробную шкалу для описания, классификации и измерения основных видов давления. Представляя эту шкалу, он использует метафору некоего музыкального клавишного инструмента, клавиатура которого состоит из трех десятков "нот" (отдельных видов МД), объединенных в четыре "октавы". Вот эти основные "октавы" (р. 71):

  • Слушание (основная функция состоит в создании условий для свободного самораскрытия собеседника, а также в налаживании контакта с ним).
  • Ведение (предназначение в том, чтобы поддержать рассказ собеседника, удерживая его в изначальном русле или, наоборот, помогая раскрыть новые аспекты).
  • Инструктирование (используется для влияния на собеседника посредством сообщения ему информации или указаний, имеющих рациональное и/или объективное основание).
  • Требование (применяется для оказания давления на собеседника с использованием своих "личностных и эмоциональных ресурсов").

Применительно к ситуации психологического интервью выделены следующие характеристики, с помощью которых можно описать психологическую суть различий между основными уровнями (октавами) давления:

  1. имплицитное послание – то, что составляет главный глубинный смысл высказываний данного типа, его латентное психологическое содержание;
  2. соотношение активности – пропорция участия в общении каждого из собеседников, характерная для данного уровня давления;
  3. субъективность – уровень мобилизации и раскрытия субъективности собеседников;
  4. открытость влияния – степень использования явного убеждения, его направленность и предпочитаемые формы;
  5. роль фасилитатора – главные задачи, которые пытается решить фасилитатор при использовании данного уровня давления, и ресурсы, которые он для этого использует.

Используя эти пять характеристик, можно представить основные особенности каждой из четырех октав МД таким образом (р. 71-87).

I. Слушание

  1. Имплицитное послание фасилитатора: "Мне интересно то, что ты хочешь высказать. Я пытаюсь понять тебя как можно полнее. Скажи все, что ты хочешь, своими словами – я принимаю сейчас твои слова без того, чтобы обязательно согласиться или не согласиться".
  2. Соотношение активности. Клиент побуждается говорить значительно больше, чем фасилитатор. Последний в основном стремится поддержать наиболее полное самовыражение клиента и редко высказывает собственные мысли и мнения.
  3. Субъективность. Клиент в основном сам определяет, насколько глубоко он погружается в свою субъективность, хотя фасилитатор может при необходимости поддерживать тенденцию на углубление, когда она проявляется.
  4. Открытость влияния. Фасилитатор избегает любых форм сильного влияния со своей стороны, поддерживая свободу клиента продолжать то направление беседы, которое он выбрал.
  5. Роль фасилитатора. Его основные задачи – побудить самовыражение клиента и достичь этого настолько полно, насколько возможно; проявить искреннее принятие права клиента на собственные взгляды и получить такую информацию, которая была бы полезна для других этапов работы.

В эту "октаву" МД входят такие конкретные виды воздействия ("ноты"): молчание, "наведение мостов", перифраз, подведение итога, побуждение говорить, "отражение очевидного", предложение добавить к сказанному и открытые вопросы.

Необходимость в использовании этой "октавы" может возникнуть на любой стадии консультационной работы, но очевидно, что наиболее адекватно ее применение при установлении контакта, а также в моменты "эмоционального катарсиса" клиента, его интенсивного самостоятельного поиска. В целом же именно слушание можно считать фундаментом общения, его наиболее надежной основой, на которой строится все взаимодействие собеседников. Поэтому именно "продуктивное слушание" Бюджентал (как и большинство представителей других психологических и психотерапевтических школ) считает "наиболее фундаментальным умением психотерапевта" – "все остальное, что необходимо делать терапевту, опирается на его развитую способность слышать одновременно на многих уровнях" (р. 71).

Причем, только при поверхностном взгляде на уровне внешнего вербального взаимодействия может показаться, что при использовании этой октавы основная нагрузка лежит на говорящем (клиенте). Для того, чтобы слушание было действительно продуктивным, оно непременно должно быть активным'. "Такое слушание – это гораздо больше, чем пассивное фиксирование, это динамическая готовность (подчеркнуто мною – С.Б.), которая включает в себя многие модальности восприятия плюс интуицию, рефлексию и специально развитую эмпатию" (там же}.

II. Ведение

  1. Имплицитное послание: "Я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что заботит тебя и что ты хочешь, чтобы знал я. Ты будешь сам вести наш разговор, но я буду время от времени делать предложения относительно того, как это будет происходить".
  2. Соотношение активности. Клиент обычно говорит больше фасилитатора. Активность последнего различна и может варьировать в больших пределах. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что частота вмешательства может привести к увеличению давления, независимо от формы этого вмешательства.
  3. Субъективность. Фасилитатор стремится побуждать клиента к раскрытию его внутренних переживаний, при этом в основном удерживаясь от самораскрытия. Это не односторонняя манипуляция, а осознанное следование приоритету потребностей и переживаний клиента. Воздействия фасилитатора направлены прежде всего на то, чтобы помочь клиенту в продвижении от отстраненных "отчетов" о себе к более личностному и эмоциональному раскрытию, поиску.
  4. Открытость влияния. Усилия фасилитатора повлиять на ход общения достаточно мягкие и, как правило, ограничиваются рамками содержания, уже представленного клиентом.
  5. Роль фасилитатора. Фасилитатор проявляет искренний интерес к тому, что стремится выразить клиент, и использует руководящие высказывания для углубления и расширения его рассказа. Естественно, у фасилитатора могут возникнуть свои представления относительно того, что в данный момент требует особого внимания, и он может осторожно попытаться направить беседу в это русло.

Ко второй "октаве" относятся: открытые вопросы, выбор части высказывания, фактическое информирование, непосредственное структурирование, неакцентированные альтернативы, общее структурирование, выдвижение новых тем, неявно фокусированные вопросы.

Работа во второй октаве давления представляет значительную трудность и требует от фасилитатора умения балансировать на тонкой грани осторожной активности – между невмешательством слушателя и лидерством ведущего. Мой опыт проведения семинара-тренинга показал, что большинству его участников сложнее всего было удерживаться в рамках именно ведения, границы которого многим казались размытыми, "неуловимыми". Оказывалось гораздо проще перейти к более сильному и очевидному давлению или, наоборот, вернуться к слушанию (последнее, конечно, для многих весьма трудно полноценно реализовать, но, по крайней мере, легче понять и распознать).

Однако, именно влияние на втором уровне МД – мягкое, деликатное, "на полутонах", оставляющее основную активность и ответственность за клиентом – обладает огромным потенциалом поддержки и усиления процессов его (клиента) самоисследования и часто играет в консультировании решающую роль. С другой стороны, и опасность манипулирования наиболее велика как раз при ведении.

Таким образом, есть много причин для того, чтобы уделить второй октаве межличностного давления особое внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: