Договор перевозки пассажира

 

В соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обязан осуществить перевозку не только пассажира, но и багажа. Обязанность перевозчика доставить в пункт назначения багаж пассажира возникает лишь в случае его реальной сдачи перевозчику. Договор перевозки пассажира – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Сторонами договора являются перевозчик и пассажир. Перевозчиком может быть лицо, обладающее лицензией на перевозку пассажиров соответствующим видом транспорта. В качестве пассажира выступает гражданин-потребитель. Поскольку министерства и ведомства не наделены полномочиями принимать нормативные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей, правила перевозок пассажиров утверждаются Правительством России. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, взаимным и возмездным. В тех случаях, когда перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным. Перевозчик может отказать пассажиру в заключении договора лишь в случае отсутствия свободных мест и иных обстоятельств, объективно препятствующих доставке пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей проездного документа.

На перевозчика возлагается информационная обязанность: он должен своевременно предоставить до заключения договора информацию о предоставляемых услугах (о движении транспорта, цене и т. д.).

Перевозчик обязан предоставить пассажиру место, указанное в билете. При отсутствии такой возможности пассажиру с его согласия может быть предоставлено другое место. При предоставлении места более низкой категории перевозчик возмещает пассажиру разницу между стоимостью проезда, если же предоставляется место более высокой категории, то разница между стоимостью проезда с пассажира не взимается.

Перевозчик обязан в обусловленное время доставить пассажира в пункт назначения. Согласно пункту 1 ст. 795 ГК РФ перевозчик несет ответственность, во-первых, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, во-вторых, за опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях). Он уплачивает пассажиру штраф в установленном размере, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, ответственность перевозчика строится по принципу вины. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира регулируется нормами об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК РФ).

Основной обязанностью пассажира является уплата провозной платы (п. 1 ст. 790 ГК РФ). Она исполняется, как правило, при заключении договора перевозки. Размер провозной платы зависит от расстояния, а также класса занимаемого места. Некоторые категории граждан имеют право на бесплатный либо льготный проезд (например, инвалиды I группы), однако из этого не вытекает безвозмездный характер договора перевозки пассажира, поскольку в данных случаях государство принимает на себя исполнение обязанности по договорам, заключенным такими гражданами. Согласно пункту 5
ст. 790 ГК РФ понесенные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Срок исковой давности по требованиям к перевозчику, вытекающим из перевозки пассажира, как правило, определяется в соответствии с общими положениями (ст. 196 ГК РФ) и равен 3 годам. Для требований из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении установлен двухгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ РФ).

Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым перевозчиком к пассажиру, различается в зависимости от вида транспорта и перевозки. Так, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте установлен срок один год (ст. 126 УЖТ РФ, ст. 164 КВВТ РФ), для договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении – два года, для остальных видов транспорта общий срок исковой давности – три года.

 

§ 4. Транспортная экспедиция

В гл. 41 ГК впервые в нашем праве на уровне закона установлена система правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции и предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК). Это отражает возрастающее значение договора экспедиции в условиях рынка и наличие у него ряда особенностей, требующих правового урегулирования.

Гл. 41 ГК не содержит подробного регулирования экспедиторских отношений, в частности, не определяет обязанности сторон по взаимным расчетам и ответственность клиента. До принятия закона о транспортно-экспедиционной деятельности, если соответствующие взаимные обязанности сторон не определены договором, в этих вопросах следует руководствоваться общими положениями об обязательствах, содержащимися в разделе III ГК, а в зависимости от условий заключенного договора – субсидиарно также нормами ГК о договорах поручения (гл. 49), комиссии (гл. 51) и агентирования
(гл. 52). Обоснование см. в п. 8 коммент. к ст. 801.

К договору транспортной экспедиции применяется общий срок давности в три года (ст. 196 ГК), однако клиент должен учитывать правила ч. 2 ст. 803 ГК и при наличии ответственности перевозчика принимать во внимание установленную для перевозок грузов давность в один год (п. 3 ст. 97 и коммент. к ней), что может позволять экспедитору при позднем заявлении требований к нему и наличии ответственности перевозчика ссылаться на истечение давности.

В п. 1 статьи уточнено понятие договора транспортной экспедиции, содержавшееся в п. 1 ст. 105 Основ ГЗ. Во-первых, указано, что клиентом в таком договоре может быть как отправитель, так и получатель груза. Во-вторых, более полно определен круг услуг, которые могут быть предметом договора экспедиции, причем перечень их в заключаемом договоре может быть расширен.

Следует полагать, что клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

Экспедитором может быть юридическое лицо – предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии с соблюдением процедур, установленных актами Правительства РФ, которые названы в п. 2 коммент. к ст.785 ГК.

При исполнении обязанностей экспедитора перевозчиком (п. 2
ст. 801) возникает сложный и практически важный вопрос о разграничении обязательств сторон, вытекающих из договоров перевозки и экспедиции. Возможны две ситуации: во-первых, когда отношения экспедиции и перевозки обособлены, и перевозчик выступает экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу); во-вторых, когда перевозчик выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора перевозки, что бывает чаще.

Практическое значение такого деления состоит в том, что в первом случае отношения сторон должны быть подчинены правилам о договоре транспортной экспедиции, во втором – к таким отношениям, в зависимости от их характера, надлежит применять нормы или о договоре экспедиции, или о договоре перевозки, поскольку сами экспедиторские функции выполняются при осуществлении перевозочного процесса. Это касается прежде всего ответственности сторон и сроков исковой давности, которые в договорах транспортной экспедиции и перевозки груза различны (три года и один год).

Договор экспедиции может возлагать на экспедитора обязанность заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени. Когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п. 2 ст. 801), он не вправе заключать договор перевозки от своего имени.

На практике функции экспедитора зачастую осуществляет транспортная организация, которая не является перевозчиком данного груза. Так, организации автомобильного транспорта обеспечивают клиенту отправку (получение) груза железнодорожным, воздушным или водным транспортом. Поскольку при такой ситуации экспедитор не является перевозчиком, отношения между ним и клиентом регулируются только договором экспедиции.

Другими законами и правовыми актами, содержащими нормы о договоре транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы.

Нормы УВВТ (ст. 78) и КТМ (ст. 62) о транспортной экспедиции носят общий характер. В УАТ имеется специальный раздел о транспортно-экспедиционных услугах автомобильного транспорта (ст. 124, 125), который в части их осуществления отсылает к правилам перевозок грузов автотранспортом (см. об этом далее). В ТУЖД и ВК норм об экспедиции нет.

До принятия в Российской Федерации названных в п. 3 Закона РФ о транспортно-экспедиционной деятельности и других актов РФ об экспедиции сохраняют свое значение ранее изданные акты законодательства об отдельных видах транспортной экспедиции. Основные из них следующие: Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР (разд. 27 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, изданных в соответствии с УАТ); Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении от 22 января 1991 г. (Сборник правил и тарифов железнодорожного транспорта СССР, 1991, № 384).

Положения названных и других ведомственных нормативных актов о транспортной экспедиции могут быть изменены и дополнены в заключаемых договорах экспедиции.

В ст. 801 нет содержавшихся в п. 2 ст. 105 Основ ГЗ правил о том, что к договору транспортной экспедиции применяются положения о договоре поручения, если экспедитор действует от имени клиента, и положения о договоре комиссии, если экспедитор действует от своего имени.

Однако в абз. 2 п. 1  ст. 801 говорится о заключении экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Это дает основание для субсидиарного применения к транспортной экспедиции, в зависимости от указаний заключенного договора, соответствующих норм о договоре поручения (гл. 49 ГК), комиссии (гл. 51 ГК) и новом договоре нашего гражданского права – агентирования (гл. 52 ГК).

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: