Список источников и литературы

Чивилева Екатерина Михайловна

Курс магистратуры, Факультет управления, Кафедра государственного и муниципального управления

89031508337, katyushenkav@mail.ru

Научный руководитель - Куликов Владимир Иванович

К.и.н., доцент

84952507182, kulikov_59@mail.ru

Чивилева Екатерина

 

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ

 

 

Местное самоуправление – это необходимый атрибут любого демократического государства. Конституция РФ 1993 г. отнесла организацию местного самоуправления к предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ, что дало субъектам РФ право принимать собственные законы о местном самоуправлении, создавать муниципальные образования, формировать органы местного самоуправления. После принятия в октябре 2003 г. Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» началось формирование двухуровневой модели местного самоуправления.        

     Московская область, будучи субъектом РФ, также как и другие регионы приступила к реализации 131 закона. Однако в отличие от большинства других регионов сложившаяся в Московской области система местного самоуправления носила смешанный характер. На территории области было образовано 36 муниципальных районов, включавших в себя 306 поселений (из них 114 – городских и 192 сельских). Наряду с двухуровневой, районно-поселенческой, моделью, широкое распространение в Московской области получила и одноуровневая модель: 36 городов и поселков городского типа получили статус городских округов [4]. Напомним, что в соответствии с федеральным законодательством городские округа в отличие от поселений не входят в состав муниципальных районов [1].

     Рост числа самостоятельных муниципальных образований (общее количество муниципальных образований разных типов достигло 378) привело к снижению управляемости этими территориями со стороны областных властей. Особенно сложное положение возникло в двухуровневых муниципальных образованиях. Усугубляло ситуацию и то обстоятельство, что 187 поселений относились к дотационным муниципальным образованиям [4]. В большинстве бюджетов поселений, которые являлись частично или полностью дотационными, основными статьями расходов были оплата труда работников администраций и оплата коммунальных услуг, что свидетельствовало о невозможности не только их развития, но и выполнения ими текущих функций местного самоуправления. Еще одной проблемой в организации муниципального управления Подмосковья являлась несбалансированность статуса некоторых муниципальных образований. Так, например, небольшие по численности населения города (Рошаль, Бронницы, Электрогорск, Юбилейный) имели статусы городских округов и городов областного подчинения, а такие большие города, как Одинцово, Мытищи, Щёлково, расположенные в крупных транспортных узлах, имеющие развитую инфраструктуру, и к тому же являвшиеся административными центрами одноименных районов, были лишь городскими поселениями.

С учетом указанных обстоятельств в 2013 г. губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым была объявлена муниципальная реформа, направленная на решение следующих задач:

1. повышение эффективности работы органов местного самоуправления;

2. сокращение расходов на осуществление управления муниципальными образованиями;

3. формирование условий для роста инвестиционной привлекательности муниципалитетов и Московской области в целом [4].

Одним из направлений реформы стало укрупнение муниципальных образований путем объединения дотационных городских и сельских поселений и образование на их основе городских округов. По замыслу Правительства Московской области вместо 378 муниципальных единиц следовало оставить примерно 50-60 укрупненных муниципальных образований. Еще в 2004-2005 гг. населенные пункты Балашихинского, Домодедовского и Химкинского районов были объединены с соответствующими районными центрами в городские округа. Этот опыт преобразований районов и входивших в них поселений в городские округа был признан успешным и взят за основу при переходе на новую модель муниципального управления. В течение 2015 – 2018 гг. были упразднены 21 муниципальный район. Все они были преобразованы в городские округа. Территория же упраздненного Орехово-Зуевского муниципального района была разделена между двумя новообразованными городскими округами: Орехово-Зуево и Ликино-Дулево. Кроме того в 2014 – 2015 гг. города Юбилейный и Железнодорожный, уже имевшие статус городских округов были включены в состав соответственно укрупненных городских округов Королев и Балашиха [2]. Таким образом, по состоянию на февраль 2018 г. в составе Московской области осталось 206 муниципальных образований. Основным видом муниципального образования стали одноуровневые городские округа (53 единицы). Число муниципальных районов сократилось до 14. Они, будучи двухуровневыми муниципальными образованиями, состоят из поселений (61 городское и 78 сельских) [2].

    Такое значительное сокращение числа муниципальных образований в Московской области и увеличение числа крупных городских округов как более привлекательной формы организации местного самоуправления позволило сконцентрировать финансовые, кадровые и административные ресурсы и направить их на решение в первую очередь социально-экономических проблем.

Еще одним важным мероприятием при реализации муниципальной реформы в Подмосковье является установление пределов самостоятельности муниципалитетов при формировании органов местного самоуправления. Согласно законодательству, население муниципального образования самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления, но в строгом соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации по организации местного самоуправления [1]. Принятые в 2014 году поправки к Федеральному закону № 131-ФЗ расширили возможности региональной власти по регламентации структуры и порядка формирования органов местного самоуправления. Реализуя полученные полномочия, Московская областная Дума в 2014-2015 гг. приняла несколько законодательных актов, которыми предусматривалось  деление муниципалитетов Подмосковья на 4 категории:

1. муниципалитеты, в которых сохраняется прямой порядок выборов глав муниципальных образований населением, при этом глава является председателем совета депутатов с правом решающего голоса;

2. муниципалитеты, в которых глава муниципального образования избирается на выборах населением и возглавляет местную администрацию;

3. муниципалитеты, в которых глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из состава его депутатов и исполняет полномочия председателя;

4. муниципалитеты, в которых глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа предложенных конкурсной комиссией по результатам конкурса кандидатов и возглавляет местную администрацию [3].

В рамках муниципальной реформы были также перераспределены полномочия между региональным (областным) и муниципальным уровнями власти. На пять лет из ведения органов местного самоуправления в пользу органов государственной власти Московской области переданы полномочия по вопросам распоряжения землей и градостроительству, присвоению и изменению названий улиц и адресов, утверждению правил благоустройств и ряд других полномочий.

Еще одной проблемой, на решение которой направлена реализация реформы местного самоуправления в Московской области, является оптимизация численности и кадрового состава муниципальных служащих.

Подводя итоги, можно отметить, что сегодня в Московской области активно реализуется муниципальная реформа, направленная на совершенствование административно-территориального деления, централизацию ресурсов местного самоуправления, оптимизацию кадрового состава муниципальных органов. Компетенция муниципальных властей в рамках реформы сужается, но при этом принимает очевидную направленность на решение социальных проблем населения конкретных территорий.

 

Список источников и литературы

 

1. Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

2. Закон Московской области от 31 января 2013 № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области» (с изменениями на 8 февраля 2018 г.) // http://mosreg.ru/

3. Закон Московской области от 02 июня 2014 № 55/2014-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» //  http://mosreg.ru/

4. Гацко М.Ф. Доклад о состоянии местного самоуправления в Московской области // http://nog.ranepa.ru/info/gacko.pdf%C2%A0 (дата обращения 31.01 2018).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: