Психологические особенности одаренного ребенка

Филиппова Анна

УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купала», г.Гродно

Научный руководитель -

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

 

Проблематика одаренности детей, актуальна всегда. Во все времена были талантливые, одаренные люди, которые добивались определенного успеха в будущем.

В современном мире также очень большое внимание как в психологии или педагогике уделяется одаренным детям, а также взаимодействию с окружающим миром.

Для начала необходимо разобраться в понятиях, что такое одаренность и талант. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достиженийв том или ином виде деятельности»

Из данного определения понимания одаренности, подразумевает не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных таким, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности.

Мнения ученых разняться, так Барбара Кларк [1, с. 50] считает, что одаренные дети — это такие дети, «которые показывают или могут показывать высокий уровень выполнения чего-либо в какой-то из сфер деятельности и которые, в силу своего продвинутого и ускоренного развития, нуждаются в обучении, отличном от обычно принятого в школе. Это обучение обеспечивает большую вероятность роста или развития способностей, а не их потерю или снижение»

Исследования, которые проведены Е.А. Панько и Я.Л. Коломинским [2, с. 69], убеждают, что социальная одарённость и коммуникативные способности начинают проявляться и развиваться ещё в раннем детстве, в дошкольном периоде. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников:

1) они выделяются активностью:

2)  ярко выраженным интересом к людям:

3) потребностью в общении с детьми и взрослыми.

4) такие дошкольники легко адаптируются в среде сверстников и сами становятся инициаторами взаимодействия.

5) по характеру они искренни, открыты, склонны к проявлению эмпатии:

6) часто являются лидерами в группе, так как обладают хорошими организаторскими способностями.

В свою очередь Дж. Рензулли [3, с. 51], говорит о том, что одаренность обусловлена или определяется взаимодействием трех основных «кластеров» характеристик, принадлежащих человеку: общие способности выше среднего уровня, высокий уровень «преданности задаче», или, другими словами, мотивации, и, наконец, высокий уровень креативности. Дети же, которые обнаруживают признаки одаренности, «нуждаются в широких и разнообразных образовательных возможностях, которых обычно нет в стандартных учебных программах», отмечает Дж. Рензулли в заключительной части определения понятия одаренности.

Многочисленные исследования одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Без особой заботы об обучении и развитии мы теряем одаренных детей.

В педагогике хорошо известен тезис Я.А. Коменского [3] о том, что обучение должно быть природосообразным, должно отвечать природе ребенка и сообразовываться с законами ее развития. Да на сегодняшний день образование стало намного доступнее и многообразнее.

Однако современная массовая школа, которая в большей степени уравнивает детей, а с введением ЦТ как формы испытания на пути к высшему образованию, в большей степени учит детей решать определенными способами конкретные задачи, чем проявлять свои креативные качества. Вместе с этим в РБ существуют специализированные учреждения образования, такие как школы олимпийского резерва, различные музыкальные школы, в средних школах существуют профильные классы и т.д., но достаточно ли этого, чтобы помочь всем одаренным детям?Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которых ориентировано традиционное обучение.

Эту точку зрения отражает в своих работах Е. И. Щебланова [4], ссылаясь на зарубежные и отечественные источники, было показано, что «традиционное обучение сдерживает развитие таких детей и для раскрытия их потенциала необходимы специальные модификации программ и методов обучения в соответствии с их психологическими особенностями видом и уровнем одаренности, интересами, мотивационно-личностными характеристиками)».

Мы склонны разделять тот подход к пониманию одаренности, который опирается на понятие потенциальной одаренности и фактически отвечает «прагматико-гуманистической» ориентации — одаренных детей столько, сколько не могут раскрыть свою индивидуальность, достигнуть потенциально возможных для них высоких результатов в том или ином виде деятельности в условиях традиционного обучения.

Отсюда как следствие, предположение о ом, что одаренным детям требуется специальная программа для обучения. Но в чем же специфика программ для одаренных? Есть ли она вообще? Выше, мы отмечали, что традиционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решения проблемы обучения одаренных детей. Кроме того, есть и другой аспект рассмотрения этой проблемы. Известно, что эффективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и возможностям тех детей, для которых они предназначены. Так если познавательная деятельность, которая составляет основу обучения в школе, не соответствует мотивационным и когнитивным характеристикам ребенка, то трудно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития. [4]

Общеизвестно что большинство одаренных детей в школьном возрасте способно к самостоятельному изучению интересующих их тем, обнаружению связей между предметами и идеями, высокому уровню рассуждения и обобщения, но только в том случае если в родительской семье они были этому научены. [1]Поэтому, часто встречается ситуация, при которой развитому ребенку не интересно в обычной школе. Такие учащиеся нуждаются в новой, изменяющейся и стимулирующей информации, постоянно создающей вызов их способностям. Как пример стратегии помощи в таких ситуациях — это применение системы индивидуальных заданий, в которых учащиеся могут сами регулировать уровень сложности материала, выполняя проверочные задания до и после изучения тем, причем методы такого обучения должны соответствовать сложности материала.

Психологические особенности одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто являются предметом больших споров среди психологов.

Высокая скорость мыслительных процессов у таких детей требует соответствующей скорости предъявления идей, возможности самостоятельно регулировать скорость учения. Эффективным является использование в обучении «мозгового штурма», «быстрого чтения», тогда как отсутствие активности и прогресса в обучении может вызывать фрустрацию — переживание «чувства крушения», ведущее к формированию отрицательных черт поведения.

Анализ существующих признаков одаренности позволяет отметить наличие в них характеристик, связанных с мотивационными аспектами поведения (со специфическими потребностями) и инструментальными (возможностями ребенка), относящимися к способам и успешности деятельности ребенка. Многие отмечают наличие некоторых общих атрибутов одаренности, которые можно наблюдать во всех культурах, и особыхпризнаков, которые наблюдаются в одних и не наблюдаются в других социокультурных слоях. [1]

Нельзя не отметить что сейчас система развивающего начального обучения создана и функционирует, однако введена она не везде. Цель системы - достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков.

Работа педагога с одарёнными детьми - это сложный и некогда не прекращающийся процесс, требующий тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями. Особое внимание нужно уделять семье с целью помощи родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Любой одарённый ребёнок вправе рассчитывать, что его талант найдёт понимание и поддержку, прежде всего, у родителей. [5].

Таким образом обобщая все вышенаписанное можно сделать вывод, что прежде всего для того чтобы способствовать раскрытию талантов одаренного ребенка, необходимо обучить педагогов работе с ними, не только в теории, но и на практике, необходимы курсы повышения квалификации для педагогов всех звеньев, совместная работа триады педагог-родители-психолог.

Касаемо различных программ обучения, необходимо учитывать сферу одаренности ребенка, возможно стоит взять в пример программы школ олимпийского резерва, и корректировать их с учетом особенностей детей (возраста, сферы одаренности и т.д.).

Также нам кажется важной психологическая обстановка, в которой ребенок проявляет себя и проходит обучение, в кругу таких же одаренных детей, при наличии психологической работы с классом, будет способствовать здоровой конкуренции, ребенок сможет общаться с детьми со схожими интересами, и учиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

Большее количество республиканских, областных, городских и районных конкурсов разного уровня и для детей различных возрастов смогут помочь в нахождении талантливых детей, их сопровождении и поощрении.

 

 

Используемая литература:

 

1. Практическая работа на тему "Одарённые дети и особенности работы с ними ". [Электронный ресурс] Статья - Режим доступа www.coolrferat.com – Дата доступа 15.02.2018

2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. М.: Линка-Пресс, 2009. — 272 с.

3. Большакова Е.А., Безлепкина Ж. Н., Шишкова Ж. М. "Одарённые дети" [Электронный ресурс] Статья - Режим доступаwww.kronnmc.ru– Дата доступа 15.02.2018

4. Бочкова Г. А. "Одарённые дети в дошкольном учреждении" [Электронный ресурс] Статья – Режим доступа www.vio.uchim.info– Дата доступа 15.02.2018

5. Свирская Л.В. "Где растут таланты" под ред. Л.Роменской / Обруч, 2014г. – 208 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: