Организационные формы торговли на международном рынке

 

 

В рамках практического занятия по теме 3 предполагается более детальное изучение организационных форм торговли на международном рынке, наиболее заинтересовавших студентов. Рекомендуется подготовить презентации сообщений по особенностям организации отдельных организационных форм торговли. В сообщении необходимо отразить сущность организационной формы торговли, назвать основные центры данной формы и иные особенности. Тематика сообщений студентов.

1. Организация международной товарной биржи.

2. Основные центры международной биржевой торговли.

3. Фьючерсные сделки на международных товарных биржах.

4. Опционные сделки на международных товарных биржах.

5. Спекулятивные операции на международных товарных биржах.

6. Операции хеджирования на международных товарных биржах.

7. Организация международного аукциона.

8. Основные центры международной аукционной торговли.

9. Организация международных торгов.

10. Организация международных торгово-промышленных выставок и ярмарок.

11. Основные международные торгово-промышленные выставки и ярмарки в РФ и за рубежом.

12. Организационные формы передачи технологий.

13. Внешнеторговые сделки по торговле объектами авторского права.

Проблемные вопросы, возникшие у студентов в ходе подготовки и прослушивания сообщений, предлагаются для обсуждения.

Предполагается исследование современного российского рынка международного франчайзинга. Студенты делятся на группы, самостоятельно собирают полную информацию о какой-либо международной франчайзинговой сети (действующей на российском рынке) следующего характера:

· история создания франчайзинговой сети, особенности ее выхода на российский рынок;

· распространение франчайзинговой сети в РФ;

· обязанности и права франчайзера и франчайзи;

· содержание франчайзинговых договоров;

· основные требования франчайзера к франчайзи, включая платежные условия;

· анализ конкурентной среды (положение франчайзинговой сети на рынке);

· иные характеристики франчайзинговой сети.

Далее по результатам проведенных студентами исследований предполагается проведение сравнительного анализа российского франчайзингового рынка и его основных субъектов. Рекомендуется выбирать франчайзинговые сети, действующие в определенной сфере (например, в сфере общественного питания, розничной торговли конкретными видами товаров и др.) в городе Нижнем Новгороде.

В рамках практического занятия по теме 3 предполагается решение задач для выработки навыков проведения расчетов по операциям на международных товарных биржах и проведения расчетов лицензионных платежей.

Задача 1.

Крупная оптовая внешнеторговая фирма заключила 1 февраля форвардный контракт на поставку 100 т кофе, поставка будет осуществлена через 4 месяца, цена по контракту составила 670 долларов США за тонну. Цена, сложившаяся на момент заключения контракта фирму полностью устраивает (550 долларов США за тонну). Однако рынок имеет повышательную тенденцию, и фирма хочет сохранить нормальный уровень прибыли. Рассчитайте размер прибыли фирмы без участия в биржевых торгах (если известно, что цена кофе на 1 июля выросла до 680 долларов США за тонну) и размер прибыли фирмы при совершении хеджевых мероприятий (если контанго составит 56 долларов США за тонну), определите вид хеджирования.

Решение.

Срок выполнения заказа внешнеторговой фирме составляет 4 месяца. Предприятию невыгодно хранить у себя товар, так как это влечет излишние расходы по хранению, кредитованию и пр. По этой причине покупка реального товара, кофе, будет осуществляться непосредственно к сроку выполнения контракта. По условиям задачи рассчитаем размер прибыли фирмы без осуществления хеджирования – П1.

                                       (3.1.)

Опасаясь возможного повышения цен, оптовая внешнеторговая фирма закупает на товарной бирже фьючерсы с поставкой через 4 месяца по цене 606 долларов США за тонну (цена наличного кофе + контанго). 1 июля цена возрастает до 680 долларов США за тонну. Предприятие вынуждено покупать кофе по цене наличного кофе, получая убыток в размере 1000 долларов США. Однако за счет операций хеджирования на бирже фирма компенсирует большую часть потерь. Рассчитаем размер прибыли фирмы – П2.

                   (3.2.)

Ответ.

Без осуществления хеджевых мероприятий при реализации данного контракта фирма получит убыток в размере 1000 долларов США.

При осуществлении операций хеджирования внешнеторговая фирма получит прибыль в размере 6400 долларов США, даже с учетом убытков на реальном рынке. В данной ситуации внешнеторговая фирма использует хеджирование покупкой (потери на рынке реального товара компенсируются дополнительной прибылью на фьючерсном рынке).

 

Задача 2.

Лицензиат приобрел лицензию на изготовление и продажу пакетированного сока. Рассчитайте величину первоначального паушального платежа за все время действия лицензионного соглашения. Исходные данные:

· годовая ставка роялти 10%;

· срок лицензионного соглашения составляет 5 лет;

· годовая стоимость продаж лицензионной продукции составляет: 1 год – 100 тыс. руб.; 2 год – 120 тыс. руб.; 3 год – 100 тыс. руб.; 4 год – 120 тыс. руб.; 5 год – 180 тыс. руб.;

· расчетная годовая ставка по коммерческим кредитным операциям составляет 28%.

Решение.

Паушальный платеж представляет собой досрочную единовременную выплату, приведенную к одному моменту времени – моменту подписания лицензионного соглашения (сумму приведенных годовых платежей за период действия лицензионного соглашения). Сначала необходимо рассчитать коэффициент дисконтирования по годам по следующей формуле.

                                                                                                                                                        (3.3.)

где i – годовая ставка по коммерческим кредитам,

 t – соответствующий год.

Затем необходимо найти величины приведенных годовых платежей роялти (Rt) по следующей формуле.

                                                                                                                                     (3.4.)

где Вt – годовая стоимость чистых продаж,

r – ставка роялти.

Для удобства занесем данные в таблицу.

Таблица 3.1.

Расчет паушального платежа.

Показатель. 1 год. 2 год. 3 год. 4 год. 5 год.
Коэффициент дисконтирования. 0,781 0,610 0,477 0,373 0,290
Годовой платеж роялти, руб. 10000 12000 10000 12000 18000
Приведенный годовой платеж роялти, руб. 7810 7320 4770 4476 5220
Итого, руб.

29596

 

Ответ.

Величина первоначального паушального платежа при покупке лицензии на изготовление и продажу пакетированного сока составит 29596 руб.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: