Встаёт вопрос в чём связь и в чём различие этого понятия с понятием материи?

 Если просто отвечать на этот вопрос, можно сказать, что всякая материя есть бытие, но не всякое бытие есть материя: бытие включает в себя и материю и сознание, материя же в себя сознание не включает. Т.е. материя – это всё то, что не есть сознание. А сознание – это всё то что не есть материя. Поэтому можно сказать, что материя, в отличие от бытия, которое представляет собой всю объективную и субъективную реальность, это вся совокупная объективная реальность.

Под объективной реальностью понимается всё то, что существует вне и независимо от человеческого сознания. Обратим внимание на слово человеческое, поскольку мы в настоящее время знаем только о человеческом сознании. Мы можем верить, что существует ещё и абсолютное сознание, но наука ничего об этом сознании ни утверждать, ни отрицать не может, это объект веры. Вполне вероятно, что в дальнейшем развитии науки, философии и религиозного сознания это сознание станет объектом науки и научной философии, ведь знание не имеет пределов. Но, учитывая всё что мы имеет в науке и в философии на сегодняшний день, можно утверждать, что известные нам формы сознания неразрывно связаны с материей, а материя по отношению к сознанию является объективной реальностью, т.е. существует вне сознания и независимо отнего.

Определение материи как объективной реальности содержит три основных момента:

1. То, что материя не является субстанцией. Если мы говорим, что материя – это вся совокупная объективная реальность, то ограничивать метрию каким-то первым началом, из которого всё возникает, нецелесообразно и нелогично, тем более понятие субстанции себя изжило и внауке и в философии. Сейчас под материей мы понимаем не какую-то субстанцию из которой всё возникает и в которую всё возвращается, а это всё бесконечное многообразие предметов, явлений, процессов, их свойств, связей, которые мы объединяем в понятие материи на том основании, что они существуют вне нашего сознания и независимо отнего.

2. То, что материябыла, есть и останется объективной реальностью. Этот момент очень важен, потому что в прошлом были и вероятно будут в будущем учения, которые будут отрицать объективное существование материального мира. Ещё в 20 веке, в таких учениях как неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм отрицается объективное существование внешнего мира и всё сводится к субъективным ощущениям, комплексам ощущений, духовному миру отдельного человека или к некоему Абсолютному духу, порождением которого является физический мир. Поэтому акцентирование внимания на том, что материя это объективная реальность имеет важное мировоззренческое значение, потому что оно нацеливает человека на то, чтобы он имел в виду, что материя была есть и будет, какие бы открытия ни были сделаны в науки.

То, что материя отражается в нашем сознании.

Конечно не вся материя. Вся материя никогда не станет отражением, поскольку материальный мир бесконечен, а наше сознание и собственно бытие человека и общества конечно вовремени и пространстве, и кроме тогокаждая материальная система, которую мы познаём, с одной стороны имеет бесчисленноемножество свойств, а с другойстороны она непрерывноизменяется и наш образ предмета, который нам может казаться полным, исчерпывающим и адекватным, на самом деле есть довольно грубая,упрощённая модель этого предмета. И в этом смысле, в нашем сознании внешний мир отражается, но приблизительно, неполно, более или менее адекватно. Поэтому наше сознание есть образ, копия, более или менее адекватное отображение движущейся материи.

В этом моменте таиться огромное методологическое значение, которое нацеливает ученного и философа, чтобы они имели в виду, что наше сознание динамически развивается и оно всё полнее приближается к материальному миру в плане полноты и адекватности его отображения, но всё же оно никогда не будет исчерпывающим.

Такое определение материи дал Владимир Ильич Ульянов Ленин. Он формулирует такое определение материи, которое ничего больше не утверждает кроме того, что материя есть объективная реальность, которая дана нам в ощущениях и котораяотображается ими, но при этом остаётся независимой от нашего сознания.

Если мы говорим, что материя – это всё что ни есть сознание, а бытие – это материя и сознание и вкупе, то встаётвопрос: Не означает ли это, что материя – это частнаякатегория, а бытие – всеобщая? Не означает, потому что материя такая же вечная как и бытие. 

Тогда встаёт вопрос: Почему эти два понятия нами различаются? Мы их различаем по характеру содержания, но не по его объёму. Потому что, когда мы имеем дело с онтологической картиной мира, то эти 2 понятия находятся в одном отношении друг к другу, а когда мы имеем дело с философской гносеологией,то это отношение иное.

Под онтологическим аспектом понимается бытийственный аспект. В нём нет различий между материей и бытием, поскольку сознание, которое не входит в понятие материи, на самом деле в него входит, потому что сознание не существует отдельно от материи.Это не есть реальность рядоположенная с ней, внешняя по отношению к материи. Сознание в известных нам формах есть всего лишь свойство материи и оно неотделимо от неё, к тому же оно не является всеобщимсвойством (как например: движение, пространство, время). Сознание является свойством только высокоорганизованной материи, вся остальная материя сознанием не обладает. В этом аспекте понятие материи и бытия тождественны, а сознание входит и в понятие бытия и в понятие материи.

Но когда речь идёт о гносеологическом аспекте анализа этих 2 понятий, то их противопоставление целесообразно, потому что кроме материи и сознания ничего нет и для исходного определения этих категорий, при решении вопроса что первично, а что вторично, что является определяемым, а что определяющим, для нас имеет смысл отрывать их друг от друга и противопоставлять, но помня, что это только гносеологический аспект рассмотрения данных понятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: