Бюджетные правоотношения

Круг бюджетных правоотношений достаточно широк, они в консолидированном виде изложены в статье 1 БК. Под бюджетными отношениями согласно БК, понимаются отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Бюджетные отношения по функциональному признаку могут быть классифицированы как отношения: касающиеся бюджетной системы; связанные с определением структуры и перечня доходов и расходов и распределением их между звеньями бюджетной системы; по поводу разграничения полномочий, прав и обязанностей между республикой и местным самоуправлением; по участию в бюджетном процессе; относительно организации и осуществления контроля за всеми стадиями бюджетного процесса; по поводу дефицита бюджета и источников его финансирования.

По субъектному составу отношения складываются: между органами представительной и исполнительной власти; внутри представительной власти (между Парламентом и областными Советами депутатов, между областными Советами с одной стороны, городскими районными с другой и т.д.; внутри исполнительной власти (между Советом Министров и исполкомами областных Советов депутатов и т.д.); государством, в лице органов, его представляющих, и юридическими лицами; государством и населением по поводу уплаты налогов и получения бюджетных ссуд; Республикой Беларусь и иностранными государствами в связи с привлечением иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита; Республикой Беларусь, другими государствами и международными организациями по поводу согласования бюджетной политики в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями; Советом Министров и Минфина по поводу организации бюджетного процесса; Минфином и Нацбанком по поводу кассового исполнения бюджета.

особенности. Первая. Одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченные органы, органы местного управления и самоуправления. Вторая. Они возникают в процессе планового образования, распределения и использования основного централизованного денежного фонда государства. Третья. Они являются разновидностью имущественных отношений. Четвертая. Они имеют властно-имущественный характер. Пятая. Самостоятельная нормативно-правовая регламентация бюджетных правоотношений. Шестая. Сложносоставной характер указанных отношений. Седьмая. Возможность существования бюджетных правоотношений только в рамках бюджетного процесса. Восьмая. Необходимость осуществления финансово-контрольных мероприятий в бюджетной сфере. Девятая. В случае возникновения противоречий между нормами БК и иными нормативными правовыми актами участники бюджетных правоотношений должны руководствоваться БК.

бюджетные правоотношения следует рассматривать как урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию республиканского и местных бюджетов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: