Балансовый счет | Инвентарный (номенклатурный) номер | Наименование показателей | Единица измерения | Цена | По данным учета | По данным инвентаризации | Результат | |||||
количество | сумма | количество | сумма | недостача | излишки | |||||||
количество | сумма | количество | сумма | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
По результатам инвентаризации каждая группа (бригада) инвентаризационной комиссии составляет промежуточный акт по конкретному участку проводки, а по результатам полной инвентаризации – общий акт инвентаризации. В акте указывается состав инвентаризационной комиссии, результаты проведения инвентаризации, выводы и предложения. Акт инвентаризации утверждается руководителем организации.
По результатам инвентаризационная комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем организации. Далее определяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Установленные расхождения должны быть отрегулированы в течение десяти дней после окончания инвентаризации.
Для своевременного урегулирования расхождений между фактическими остатками с данными бухгалтерского учета издается приказ руководителя организации с учетом отмеченных решений и предложений в протоколе инвентаризационной комиссии.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации либо увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации. На счетах у коммерческой организации эти излишки отражаются:
Дебет счетов 10 «Материалы», 41 «Товары»,
43 «Готовая продукции» и т.д.
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы на продажу), сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. На счетах у коммерческой организации эти операции отражаются следующим образом:
1) выявленные недостачи ценностей:
Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др.;
2) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли:
Дебет счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.
Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
3) недостача имущества сверх величин (норм) убыли, потерь от порчи:
Дебет счета 73 «Расчеты с персоналам по прочим операциям»
Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
4) недостача ценностей сверх величины (норм) убыли и потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников, а также недостача товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необъективности исков:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
5) при взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленных на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей, относится:
Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», а по мере погашения задолженности:
Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если выявленные при инвентаризации недостачи и порча имущества связаны с чрезвычайными ситуациями, то стоимость такого имущества списывается со счетов учета ценностей (ресурсов) на дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
[1] Слово «документ» происходит от латинского documentum – свидетельство, доказательство.
[2] Реквизиты от латинского reguisitum - требуемое, нужное.