Игровые солдатики как средство развития у обучающихся интереса к отечественной литературе и истории (на примере создания игровой диорамы «горячий снег сталинграда»)

Целью данного проекта было создание диорамы с использованием игровых солдатиков для ознакомления обучающихся начальной школы с историей Сталинградской битвы при проведении уроков мужества, проходящих в школьном музее Боевой славы.

В ходе реализации проекта были решены следующие задачи:

- изучение истории Сталинградской битвы;

- ознакомление с произведениями художественной литературы, созданными для детей, в которых описывается битва за Сталинград;

- определение понятия «игровой солдатик»;

- изучение современного рынка игрушечных солдатиков в России;

- создание композиционного решения отдельного фрагмента Сталинградской битвы.

В результате работы над проектом мы пришли к следующим выводам:

1. В битве за Сталинград была одержана не только военная, но и моральная победа – «победа патриотизма, любви к своей Родине, к своему Отечеству над злобой, ненавистью и агрессией», – сказал президент В.
В. Путин. Сталинград навсегда останется символом непобедимости и единства русского народа. «И до тех пор, пока мы с уважением будем относиться к самим себе, к своей истории, будем относиться с уважением и любовью к своей Родине, к своему языку и к своей культуре, к своей исторической памяти, – Россия всегда будет непобедимой», – отметил наш президент.

2. Воспитание патриотизма должно начинаться с раннего возраста. Чувство патриотизма напрямую связано с психологией победителя, то есть с тем, что в последнее время так старательно хотят вытравить из россиян. Нам хотят навязать психологию вины, заставить нас каяться в совершённых нашими дедами и прадедами «грехах». Задача нашего проекта является в противостоянии этому. Вызвать интерес к родной истории, к истории великих побед России, почувствовать гордость за эти победы поможет игровой солдатик. Игровой солдатик – это готовый продукт, не требующий дополнительной сборки (за редким исключением) и окраски. Масштаб солдатика 1/32 (54-60мм) – основной масштаб для коллекционных и детских игровых солдатиков. Такой солдатик предназначен непосредственно для игры. Через игру ребёнок развивает фантазию, проявляет интерес к сообщаемым ему фактам. Выбор игрового солдатика для создания диорамы не случаен: он позволяет привлечь обучающегося к игре, можно потрогать фигурки, попереставлять их, представляя, что будет дальше, без ущерба для самой диорамы.

3. В период СССР выпуском игровых солдатиков занимались многие государственные предприятия (Московский завод игрушки «Прогресс», Московский комбинат игрушки, Московский завод пластмассовых игрушек «Малыш», Ленинградский карбюраторно-арматурный завод им. Куйбышева, Минский моторный завод, Брянский автомобильный завод, Астерцовская фабрика игрушек и др.). Затем наступили времена, когда солдатиков  назвали пережитком милитаризма, развивающем в ребёнке агрессию. Выпуск солдатиков в «перестроечной» России прекратился. Хотя в это же время на Западе игровые солдатики постоянно выпускались. Справедливости ради нужно отметить, что в России производством игровых солдатиков пытались заниматься кооперативы («Оритет», «Линтек») и добились в этом некоторых успехов в плане расширения ассортимента (набор «Солдаты Великой Отечественной», наборы на войну 1812 года), но количество выпускаемой продукции было небольшим и сейчас эти наборы у коллекционеров определяются как редкие. Отрадно отметить, что в последнее десятилетие у российских производителей возник интерес к игровому солдатику. Следует отметить бренды «Солдатики Инженера Басевича» и «Солдатики Публия» из Санкт-Петербурга. Эти производители выпускают игровых солдатиков, с которыми можно разыгрывать различные эпизоды отечественной истории. В представляемой нами диораме задействованы солдатики производства России, Италии, США, Канады и Китая.

4. На нашей диораме представлен один из самых драматичных эпизодов сражения: 13 ноября 1942 года солдаты 578 пехотного полка вермахта и 50 сапёрного батальона при поддержке танков 14 танковой дивизии вермахта, переброшенных из района хлебозавода (Brotfabrik), переходят в атаку из района завода «Баррикады» на позиции 650 стрелкового полка 138 стрелковой дивизии из состава 62 Армии Сталинградского фронта с целью соединения с сапёрами 45 сапёрного батальона вермахта и ликвидации плацдарма, который по окончании боёв стал известен как «Остров Людникова». «Прорвались фашисты к Волге в районе завода "Баррикады", отрезали от других 138-ю стрелковую дивизию. Командовал дивизией полковник Людников. Занимала дивизия очень небольшую территорию у волжского берега. С севера, с запада, с юга – фашисты, с четвёртой, с восточной, стороны – Волга. Островом Людникова назвали солдаты эту часть сталинградской земли.

Всюду было трудно защитникам Сталинграда. А здесь, на острове Людникова, и того труднее. Стояла середина ноября. Ни зима, ни осень. Волга ещё не замёрзла, но уже шёл по ней лёд - шуга. И на лодках в такое время года не переправишься, и по льду не перейдёшь. Трудно было сюда доставлять продовольствие и боеприпасы. Бойцы получали по 25 граммов сухарей и по 5 граммов сахара в день. Но держались» (Алексеев, 2005, 55).

На диораме изображён момент, когда бойцы Красной армии, увлекаемые командиром, переходят в контратаку. Фигура командира является центром композиции диорамы. За ним в динамичных позах устремляются бойцы. В развалинах завязываются рукопашные схватки. Остановленные противотанковыми ежами немецкие танки встали, красноармейцы бросают в них бутылки с зажигательной смесью. С обеих сторон ведут охоту снайперы. Наступательный порыв наших войск поддерживает танк Т-34 и орудие ЗИС-3.

4. Историю Сталинградской битвы в форме, хорошо понятной обучающимися начальной школы, можно найти в книге Сергея Алексеева «Сталинградское сражение. 1942 – 1943».

5. В заключении я хотел бы привести слова историка Анатолия Уткина: «Никогда в нашей истории не погаснет великий жертвенный подвиг тех, кто, опершись на родной волжский берег, исключил для себя переправу, кто нашел в себе нечто трудноопределимое и бездонное, нечто сильнее страха и важнее собственной жизни.Вполоборота к распластавшейся к северу стране, на Мамаевом кургане Родина-мать, подняв меч, молча кричит своим часто неразумным детям. И мы будем жить в грядущей истории лишь до тех пор, пока мы слышим этот крик» (Уткин, 2003, 255).


Литература

  1. Алексеев С.П. Сталинградское сражение. 1942 – 1943: Рассказы для детей. – М.: Дет. Лит., 2005.
  2. Уткин А.И. Вторая мировая война. – Эксмо. 2003.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: