Интерпретация, расшифровка к тесту Эллиса

 

Катастрофизация. Выраженная тенденция оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое. Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер. Происшедшее неприятное событие оценивается как «катастрофа",        

 которая разрушит нашу жизнь раз и навсегда и на которую личность никоим образом не может повлиять.                                         

Слова-маркеры, как озвученные, так и обнаруженные в ходе интроспекции в качестве мыслей, идей и образов: "катастрофа", "кошмар", "ужас", "конец света" и т.п.                                        

Для трансформации данной иррациональной установки на адаптивную следует осознанно заменять в своих убеждениях крайне негативную оценку ситуации, не базирующуюся на реальных фактах, на более адекватную и вырабатывать в себе объективный взгляд на ситуацию.          

 

Должествование в отношении себя. Тенденция к предъявлению повышенных требований к себе. Наличие установки долженствования в отношении себя. Убеждённость в том, что человек должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если он не делает того, что должен и обязан, значит, с ним что-то не в порядке. Это иррациональное убеждение        

 может приводить к тому, что человек будет испытывать депрессию, тревогу и отчаяние, сомневаться в самом себе.                             

Слова-маркеры, как озвученные, так и обнаруженные в ходе интроспекции в качестве мыслей, идей и образов: «я должен», «я не должен", "я обязан", "я обязательно", " я, во что бы то ни стало" и т.п.                                                            

Для трансформации данной иррациональной установки на адаптивную следует изменить внутреннее отношение ко многим явлениям своей жизни с "я должен..." на "мне хотелось бы, чтобы я....". Необходимо выбирать пожелание, предпочтение вместо абсолютного требования к себе.                                                                     

 

Должествование в отношении других. Тенденция к предъявлению повышенных требований к другим. Наличие установки долженствования в отношении других людей. Убеждённость в том, что люди, с которыми человек общается, его родители, семья, должны, обязаны относиться к нему хорошо и быть справедливыми. Это иррациональное убеждение может приводить к тому, что если окружающие не соответствуют ожиданиям человека, то он будет испытывать негативные чувства по отношению к ним.                                    

Слова-маркеры, как озвученные, так и обнаруженные в ходе интроспекции в качестве мыслей, идей и образов: «они должны», «они    не должны", "они обязаны", "они обязательно", "они во что бы то ни стало" и т.п.                                                             

Для трансформации данной иррациональной установки на адаптивную следует изменить внутреннее отношение к другим людям с «они должны..." на "мне хотелось бы, чтобы они...". Необходимо выбирать пожелание, предпочтение вместо абсолютного требования к другим.           

 

Оценочная установка.   Тенденция в большинстве случаев оценивать личность человека вцелом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Такое оценивание может носить иррациональный характер, так как отдельный аспект человека отождествляется со всей личностью.                    

Слова-маркеры, как озвученные, так и обнаруженные в ходе интроспекции в качестве мыслей, идей и образов: "плохой", "хороший», «никчемный", "глупый" и т.п.                                              

Для трансформации данной иррациональной установки на адаптивную следует осознанно заменять в своих суждениях сверхобобщения на основании отдельных признаков на суждения учитывающие особенности поведения человека в конкретной ситуации.                                 

 

Фрустрационная толерантность. Пониженный уровень стрессоустойчивости личности. Склонность к переживаниям состояния психологического стресса в ситуациях, связанных с невозможностью удовлетворения своих потребностей при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению поставленных целей. Может проявляться в негативно окрашенных переживаниях разрушения планов, неудовлетворенности, разочарования, неудачи, тревоги, раздражительности, гнева, отчаяния, чувства вины. Эффективность деятельности при этом снижается.                 

 

Общая оценка иррациональности мышления. Иррациональные суждения могут проявляться в склонности к преувеличению, упрощению, чрезмерному обобщению, алогичным предположениям, ошибочным выводам, абсолютизации.  Пониженный общий уровень рациональности мышления – это тенденция к формированию жестких связей между информацией о реальностии, которую человек воспринял в мире и его отношением к этой реальности    типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений. Эти иррациональные установки могут не соответствовать реальности как по силе, так и по качеству этого предписания и, если они не реализуются, то приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность личности.     

 

Расшифровка полученных результатов:

Менее 15 баллов - Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональных установок, ведущих к стрессам.

От 15 до 22 - Наличие иррациональной установки. Средняя вероятность возникновения и развития стресса.

Более - 22 - Иррациональные установки отсутствуют.

ЗАДАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ:

1. Подсчитайте выраженность каждой из иррациональных установок и укажите полученные результаты

2. Определите наиболее выраженную из них

3. Вспомните ситуации, в которых они чаще всего возникают, опишите ситуацию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: