Форма гос-го устройства СССР по Конституции 1977

Форма правления

Советское государство было провозглашено советской республикой по форме правления. В ней отсутствовала разделение властей, а основным представительным органом власти являлись Советы народных депутатов, корпус которых сам принимает законы, исполняет их и контролирует их исполнение. На этой идеологической основе, по сути, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая система, которая полностью находилась под контролем партии. Советское государство прошло длительную эволюцию, в том числе эволюционировала и форма правления, но на всех оно являлось партийным государством.

Форма территориального устройства              . Статья 70 Конституции СССР 1977 года гласила:

«Союз Советских Социалистических Республик - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.»

Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые сами по себе имели разнообразное административно-территориальное деление.

Определить однозначно сущность политического режима второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. затруднительно. В этот период присутствуют проявления, как авторитаризма, так и демократии. Среди исследователей преобладает мнение, что ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С. Горбачева.

Тип государства по конституции 1977 года.  Статья 2-я Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов.» Кандидаты на выборах выдвигались от трудовых коллективов, профсоюзов, молодёжных организаций (ВЛКСМ), самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС). Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Формально источником права были только постановления законодательного органа, то есть Верховного Совета СССР (В.С. СССР). Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из Председателя, 15-ти заместителей Председателя, секретаря и 20-ти прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал Президиум В. С. СССР, формировал Совет Министров СССР, избирал судей Верховного Суда СССР и назначал Генерального прокурора СССР. В 1937—1989 гг. коллективным главой государства считался Верховный Совет СССР, в промежутках между сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Фактическая власть в СССР принадлежала руководству КПСС, которая функционировала в соответствии со своим внутренним уставом. В отличие от более ранних конституций, Конституция 1977 года впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» (Статья 6-я). Иными словами, «партийное» государство получило конституционную основу.                  

Можно подытожить, что Конституция 1977 года закрепила руководящую роль КПСС в политической системе, в которой Советы официально считались государственным стержнем, а фактически играли второстепенную роль


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: