Задание 2. Выберите правильный ответ

РЕФЕРАТ

По истории на тему:

 «Студенческие волнения в России в начале XX в».

Руководитель:

Король Елена Александровна  _________________ «__»_____ 20_ г.

Исполнитель: Студент гр. З-17ЭК(ба)ЭПО

Морозова Альбина Фанилевна

 Вариант 30    «___»______ 20__ г.                                                                       

 

Г. Кумертау 2017

Содержание


Задание 1: Напишите реферат на тему «Студенческие волнения в России в начале XX в».


Задание 2. Выберите правильный ответ

 

                          

В общественном движении второй половины XIX - начала XX в. студенчество играло, несомненно, заметную роль. Один из первых советских исследователей молодежного движения пореформенной России Б.В. Титлинов отмечал, что в тот период понятия «студент» и «революционер» были почти синонимами, и тот не считался настоящим студентом, кого не били полицейские и жандармы, кто не отсидел своей порции в участке или тюрьме». В более поздней историографии студенчество рубежа XIX - XX вв. традиционно считалось самой либерально настроенной частью русской молодежи. Однако, на наш взгляд, масштабы участия студенчества в революционной деятельности советскими историками были несколько преувеличены.

Н.А. Бердяев в своих воспоминаниях пишет о том, что «социал-демократы не считали студенческое движение своим и относились к нему немного свысока. Настоящим революционным делом они считали пропаганду и агитацию среди рабочих». Более активно действовали среди студентов представители либерально-буржуазных и монархических партий, но и они не отвечали насущным проблемам, с которыми сталкивалось студенчество в начале XX в. Правильно будет сказать, что по своим социальным и политическим устремлениям вузовская молодежь была крайне разнородной.  

Самая активная часть студенчества занималась борьбой за свои интересы в рамках учебных дел. Академическое движение со второй половины XIX в. разворачивалось в основном вокруг вопроса об автономии университетов и «определенной экстерриториальности, независимости студенчества от официальных властей». Руководящими органами студенческого движения в основном были землячества - полулегальные организации, объединявшие учащихся по месту их рождения или обучения в гимназиях и семинариях.

Начиная с 1899 г. студенческие волнения носили почти непрерывный характер. Кроме академического движения в студенческой среде развивалось профсоюзное движение и студенческая «самопомощь».

Во все времена студенты всегда тянулись друг к другу, стремились к общению и совместному труду, пытались вместе решать проблемы, защищать свои права, объединяясь в сообщества. «Московский студент всегда немножко голодает... после обеда, остальное время - просто голодает. И, кажется, никогда студент не может сказать, положа руку на сердце: «Я сыт», - констатировал знаток быта московского студенчества П. Иванов. И далее: «Молодые студенты - вечные скитальцы - цыгане квартир». Это написано в 1903 г., но многие факты дают основание утверждать: «бедность и бесприютность во все времена были спутниками российского студенчества, в значительной степени происходившего из полисословной демократической среды».

Студенческая перепись 1912 г. в Петербурге, охватившая немногим более 2 тыс. человек, или 5,4% учившихся в высших учебных заведениях столицы, зафиксировала 30,7% нуждавшихся студентов. Если этот показатель принять за общероссийский, для чего есть основания, поскольку Петербург был самым населенным студентами городом, то численность "нуждавшихся" во всех высших учебных заведениях империи по состоянию на 1913/1914 учебный год составляла примерно 40 тыс. человек (из 123 тыс. списочного состава студентов высшей школы).

В поисках социальной справедливости большинство студентов отвернулось от церкви - политика и общественная деятельность заменила им религию. Другие предавались поиску гедонистических наслаждений. За революционную активность нередко исключали из университетов, пассивность же нередко приводила к апатии и нравственному разложению. Самоубийства стали массовым явлением среди студентов.

В этих условиях в рамках Всемирного христианского студенческого союза (ВХСС), который являлся частью Христианского союза молодых людей (ХСМЛ), в 1899 г. в России возникло, а с 1903 г. развивалось как самостоятельное студенческое христианское движение. Его особенность заключалась в том, что деятельность не была связана с русским отделением ХСМЛ (обществом «Маяк»). Скорее на его работу повлияли молодежные протестантские и сектантские организации, в первую очередь молокан и баптистов. Студенческое христианское движение в России было полулегальным практически во все время своего существования, в первую очередь из-за интерконфессиональности, которое оно проповедовало, что шло вразрез с позицией официальной православной церкви.

В начале XX в. духовная жизнь 150-миллионного населения России регулировалась законодательством, сложившимся в основном в XVIII и начале XIX столетия. С одной стороны, в основных законах провозглашалось, что «все принадлежащие к господствующей церкви подданные Российского государства, природные и в подданство принятые... пользуются... свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной», а также, что «свобода веры присвояется не токмо христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам». Однако в других частях законодательства эта «свобода веры» подвергалась значительным ограничениям. Российское законодательство оценивало религии по их «истинности», т.е. догматической близости к православию и, соответственно этому, одни «охраняло» и поддерживало, другие запрещало и для всех определяло различный правовой режим существования.

Наиболее достойной охраны российское законодательство считало православную веру «первенствующей и господствующей». Другие исповедания разделялись на «терпимые признанные» (инославные и иноверные исповедания), «терпимые непризнанные» (старообрядцы, сектанты), а также «нетерпимые непризнанные» (некоторые секты, например скопцы). Необходимо отметить, что грань между «терпимыми» и «нетерпимыми» исповеданиями постоянно варьировалась в зависимости от того, какое направление принимала политика государства в тот или иной период. Поэтому в категорию «нетерпимых» попадали старообрядцы, сектанты и даже протестантские конфессии. Попытка реформирования религиозного законодательства «сверху» в 1904 - 1907 гг. не привела к каким-либо существенным изменениям.

До 1920-х гг. русская православная церковь не имела собственных молодежных организаций. И, несмотря на то, что генерал-губернатор должен был наблюдать, «чтобы юношество получало воспитание в правилах чистой веры, доброй нравственности и в чувствах преданности престолу и отечеству», церковь не была озабочена привлечением молодежи. Историк и философ Л.П. Карсавин отмечал, что у русского православия есть серьезный недостаток: пассивность, бездейственность. Он писал: «Уверенность в будущем обожании обеспложивает настоящее». Между тем протестанты и сектанты в начале XX в. очень активно начали создавать свои молодежные организации. Но каждая такая организация принадлежала какой-то одной церкви и не имела общения с другими.

Основным принципом всемирного христианского студенческого движения был интерконфессионализм. Руководителями движения не единожды подчеркивалось: «Именно эта черта нашего движения делает его особенно интересным и дает ему возможность достигнуть замечательных результатов. Каждая национальность, вступая в (всемирный - И.А.) Союз должна сохранить свою самоличность и проявить на благо всего движения характерные черты своей народности». В состав ВХСС принимались все студенты, независимо от того, к какой церкви они принадлежали, и требовалось только, «чтобы руководители местных союзов были такие лица, которые веруют во Иисуса Христа, как Бога и Спасителя своего и согласны работать на принципах Союза». Более того, запрещалось вести пропаганду в пользу той или иной конфессиональности. Подчеркивалось, что христианский студенческий кружок не должен брать на себя функции, которые являются исключительно функциями церкви. Считалось, что кружок - явление временное в жизни каждого студента, а связь с церковью - пожизненная.

Студенческие христианские кружки, появлявшиеся в России, призваны были дать возможность общения и между разными конфессиями, и между разными высшими учебными заведениями: «Студенчество потерпело кораблекрушение на камнях неверия, и нужны общие дружные усилия всех студентов, чтобы вывести его из этого опасного положения». Проблема эта, как уже было показано выше, стояла в России начала XX в. достаточно остро. О двойственности задач студенческого христианского движения - религиозной и социальной - очень хорошо сказал известный русский мыслитель и религиозный философ Г.П. Федотов: «Спасающиеся в потоке наших дней на церковном корабле не могли не соединяться в некое общество спасания на водах. Только монах - и то лишь отшельник, затворник, молчальник - может и должен отрешиться от гложущей боли о мире…». Главной своей задачей руководители движения считали приобщение студентов к учению Христа, проповедь слова Божия среди молодежи, а основной формой деятельности - изучение Евангелия в небольших кружках. Другим приоритетным направлением деятельности движения было развитие товарищеских взаимоотношений, спасение от одиночества.

Организатором, идейным вдохновителем и руководителем студенческого христианского движения в России был Павел Николаевич Николаи. Некоторые, в том числе современные, исследователи считают его деятелем ХСМЛ и одним из покровителей общества «Маяк». Например, составители сборника «Русское и советское молодежное движение в документах. 1905 - 1937.» утверждают: «По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России работу Общества («Маяк» - И.А.) организовывал имперский чиновник барон П.Н. Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес». С этим мнением нельзя согласиться. Главным делом своей жизни Николаи считал студенческое христианское движение и не был связан с «Маяком» ни организационно, ни финансово.

Благодаря дипломатической карьере своего отца Павел Николаи уже в раннем возрасте познакомился с разными европейскими странами, он свободно говорил на русском, французском, немецком, английском, финском, шведском языках, а также знал греческий и латынь. Закончив юридический факультет Петербургского университета, он поступил на службу в канцелярию Сената, и это должно было стать началом блестящей чиновничьей карьеры. Однако ни его личные качества, ни слабое здоровье, ни, как это ни странно, воспитание, не способствовали его продвижению по службе. В 1899 г. П.Н. Николаи оставил должность в Сенате, чтобы посвятить себя студенческому христианскому движению.

В середине 1870-х гг. в России возникает и развивается евангельское движение, в том числе пиетизм. Пиетисты выступали против формализма в церковной жизни, требовали обновления церкви, поддерживали миссионерский энтузиазм. Английский лорд Редсток, человек глубоко верующий, прибыл из Лондона в Санкт-Петербург в 1874 г. По его инициативе были организованы частные беседы на религиозно-фиолософские темы. Интерес к Библии, пробужденный в аристократической среде Петербурга беседами лорда Редстока, был необычайным. Среди поборников нового евангелистского движения оказались крупный владелец недвижимости и медных рудников полковник А. В. Пашков, княгиня Гагарина, светлейшая княжна Ливен, граф Модест Корф и многие другие. Был среди них и Павел Николаи. Евангельская проповедь призывала к действию. Николаи начал посещать петербургские больницы, проповедовать городским извозчикам. С 1890 г. на своей яхте «Леда» он обходит рыбацкие поселки вдоль побережья Финского залива. «Финские рыбаки порой с удивлением смотрели на этого тщедушного господина, приносившего с собой полную сумку книг и говорившего с иностранным акцентом, но они просили его посетить их больных родственников…». С 1896 по 1908 г. Павел Николаи занимается миссионерством в исправительных учреждениях. Он посещает тюрьмы от Архангельска до Екатеринбурга, Красноярска, Иркутска и др. сибирских городов.

Новый этап в жизни П.Н. Николаи начинается в 1899 г., когда он познакомился в Хельсинки с организатором и лидером Всемирного Христианского Студенческого Союза Джоном Моттом. Последний предложил Николаи подумать о создании подобной организации в России и вместе с небольшой делегацией они совершили поездку по прибалтийским городам, побывали в Риге и Тарту, где организовали несколько студенческих кружков по изучению Евангелие. В Петербурге Джон Мотт предпринял попытку наладить контакт с официальным православным духовенством и властями. Однако встречен он был холодно, поскольку «в синодальных и правительственных кругах в его деятельности усмотрели попытку «увода душ». Состоявшиеся встречи «с обер-прокурором С.М. Лукьяновым и его предшественником на этом посту князем А.Д. Оболенским недвусмысленно показали россиянам, что прозелитизм никоим образом не является частью их программы», - пишет П. Гундерсен.

Впоследствии Джон Мотт будет не единожды посещать Россию, и как частное лицо, и с официальными миссиями.

До 1905 г. говорить о массовости студенческого христианского движения не приходится. Противодействие, на которое наталкивались все начинания П.Н. Николаи и других руководителей движения, было слишком сильным и со стороны властей и со стороны полиции. Активно выступала против движения церковь, не только православная, но и католическая, и протестантская, и даже, в некоторых случаях, сектантская. Все они выступали против идеи интерконфессиональности, считая ее вредной. П.Н. Николаи вспоминал: «Полиция, духовенство относилось к моей деятельности отрицательно, и я не мог опубликовать призывы к студенчеству, лишь рассылал по институтам карточки с приглашением прийти послушать духовные лекции. Народу приходило очень мало. Приходили больше студенты из протестантских семей, православные боялись. Успешнее продвигалась моя работа в Финляндии, но и там лютеранские пасторы опасались, что я хочу оторвать молодежь от их церкви».

В самом начале XX в. в крупных университетских городах (Петербург, Москва, Казань и др.) возникают разрозненные студенческие кружки, изучающие Евангелие и считающие своей основной задачей привлечение новых членов. В Петербурге в 1903 г. кружок состоял в основном из немецких и одного польского студента.

В 1905 г. ситуация меняется. Благодаря провозглашению свободы совести, давление властей на движение ослабевает. С другой стороны, проявляется негативное отношение к движению политических партий и течений. Николаи вспоминал: «Ощущается враждебность…среди революционного студенчества и политических деятелей, которые, не доверяя нам, принимают нас за черносотенцев или монархистов, а эти последние считают нас анархистами и врагами церкви и государства». Несмотря на это, численность студенческих библейских кружков резко возрастает. В 1906 г. в одной только Москве насчитывалось 20 кружков студентов.

Как часть студенческого христианского движения возникает женское движение курсисток, которое становится более массовым и активным, чем студенческое движение. Количество студенток (курсисток) в высших учебных заведениях с конца XIX в. быстро росло, уровень образования женщин приближался к уровню образования мужчин. Объясняя, почему такое большое внимание уделяется движению среди курсисток в России, генеральный секретарь женского отделения ВХСС Руфь Раус отмечала: «Растет число студенток, увеличивается и их влияние в обществе. Женщины, получившие высшее образование, имеют влияние не только в семье, но они будут принимать участие и в общественной деятельности, и в специальности - как врачи, педагоги и т.д. Возможно, они будут руководителями, и их пример станет образцом для многих. Студенткам открыты двери храма науки, и многие смотрят на них как на достигающих высшего смысла жизни». П.Н. Николаи говорил: «Мне всегда казалось, что женское сердце более чутко и научный материализм прививается в среде студенток-курсисток просто как мода, душа же их жаждет истинного света и любви». Руководителями движения среди петербургских курсисток стали баптистки Мария Леонардовна Бреше, Александра Ивановна Пейкер, Маргарита Ивановна Исаак, М.И. Куриленок, В.М. Максимовская. В Москве движением руководили А.А. Добролюбова, про которую П.Н. Николаи говорил: «она борется за Христа как львица», и А.В. Филинова.

В 1905 г. в Петербурге была проведена первая студенческая христианская конференция в России под председательством П.Н. Николаи. На ней присутствовали делегаты от кружков студентов и курсисток, а также несколько человек «интересующихся». На конференции были провозглашены основные принципы деятельности русского студенческого христианского союза: изучение Евангелие; распространение христианской нравственности; корпоративный принцип работы среди студентов, поскольку «в студенческой среде студент и курсистка чувствуют себя как дома, меньше стесняются, искренне рассказывают о своих ошибках и сомнениях и свободнее работают для доброго дела»; внеконфессиональность; «федеративный принцип» в отношении к политике - «нам нет дела до политических взглядов наших членов, наш кружок выше всяких политических тенденций, т.е. беспартийный». Делегатами был выдвинут лозунг: «Мы начинаем работу с себя!». Они говорили: «Перед нами прежде всего благо нашего поколения, его будущность».

Таким образом, в начале XX в. в России появилось интерконфессиональное студенческое христианское движение. Своей главной задачей руководители движения считали возрождение духовной нравственности у студенчества путем изучения Евангелия.



Список литературы

1. Бердяев Н.А. Самопознание Paris, 1949

2. Очерки молодежного движения,

3. В 1907 г. возникают организации студенческой «самопомощи». По своей организационной форме они напоминали учреждения кооперативного типа - потребительские общества, студенческие столовые, лавочки, магазины, издательства учебных пособий. При этом достоинства студенческих организаций нового типа в сравнении с землячествами были очень заметны, хотя землячества были более распространенным и популярным типом хозяйственно-культурной организации товарищеской взаимопомощи студентов.

4. Иванов П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы (очерки). М., 1903.

5. Иванов А.Е. Студенческая «самопомощь» в высшей школе Российской империи конец XIX - начало XX в.//Отечественная история 2002,

6. Радин Е.П. Душевное настроение современной учащейся молодежи по данным студенческой переписи. СПб., 1913.

7. Иванов А.Н. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991.

 

Задание 2. Выберите правильный ответ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: