Предложение рассыпалось

 

Цель: развитие навыка чтения простых предложений, навыков языкового синтеза предложений

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

 Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке.

Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например:

КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.

СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА.

НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ.

ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ.

ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ.

КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ.

КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ.

УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки, соответствующие содержанию предложения. Это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Также можно некоторые слова предложений заменять предметными картинками.

Чтобы сделать задания более веселыми, добавьте к каждому комплекту слов по 1-2 лишних слова, не соответствующих смыслу предложения.

Например: КОРАБЛЬ, ПОДЛЕТАЛ, ПОДПЛЫВАЛ, БЫСТРО, К, БЕРЕГУ, МАГАЗИНУ.

Вариант: Перепутайте слова 2-3 предложений. Пусть ребенок составит предложения одновременно. Помните, что в этом случае слова предложений должны быть обязательно написаны одним цветом и шрифтом.

Слово потерялось

Цель: развитие навыков чтения простых предложений, навыков словоизменения, языкового анализа и синтеза.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, шаблоны с геометрическими фигурами, ножницы.

 Напишите на листах бумаги словосочетания, в которые входят предлоги. Предлоги не пишите, оставьте для них место. Например, ЧАЙ _ САХАРОМ, КОШКА _ ДИВАНЕ, КОСТЮМ _ КЛЕТКУ, СОБАКА _ ЗАБОРОМ, ПРИШЛА _ ШКОЛЫ, КНИГА _ ГОРОДЕ. С помощью шаблона нарисуйте разные геометрические фигуры и вырежьте их. Предлоги напишите на фигурах (С, НА, В, ЗА, ИЗ, О). Добавьте в комплект какой-нибудь лишний вариант ответа. Например, ОТ или ПО. Для одной игры достаточно 3-8 сочетаний слов.

Расскажите ребенку, что из словосочетаний "убежали" самые маленькие словечки, их необходимо вернуть на место. Для этого надо внимательно прочитать слова и догадаться, какое словечко, в какое место вернуть. Обратите внимание ребенка, что нужно внимательно читать слова, приведите пример неправильного подбора предлога. Например, РЫБКА НА ОЗЕРЕ, СКАЗКА В ГНОМАХ.

Радуйтесь вместе с ребенком, правильно выполненным заданиям, веселитесь, если случайно получаются забавные сочетания слов.

Вариант: Можете использовать в качестве основы игры и простые предложения с опущенными предлогами. Например: ВОДУ НАЛИЛИ_СТАКАН (В) или МАШИНА ПРОЕХАЛА_УЛИЦЕ (ПО).

Что не так?

Цель: развитие навыков чтения предложений с пониманием прочитанного, развивать внимание.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: бумага для записей, простой карандаш или ручка.

Напишите от руки или распечатайте на принтере пословицы, специально допустив в них "забавные" ошибки.

Предлагайте ребенку читать пословицы, пусть он по смыслу догадывается об ошибке и исправляет ее, зачеркивая "заблудившуюся" букву. Не забывайте спрашивать ребенка о смысле прочитанной им пословицы.

Для игры вы можете использовать эти варианты заданий.

Ус хорошо, а два лучше. (УС-УМ)

Работа не полк - в лес не убежит. (ПОЛК-ВОЛК)

Машу маслом не испортишь. (МАШУ-КАШУ)

На ловца и дверь бежит. (ДВЕРЬ-ЗВЕРЬ)

Лес рубят - кепки летят. (КЕПКИ-ЩЕПКИ)

Нашла коза на камень. (КОЗА-КОСА)

Правда глаза полет. (ПОЛЕТ-КОЛЕТ)

Старый круг лучше новых двух. (КРУГ-ДРУГ)

Не игла шьет, а раки. (РАКИ-РУКИ)

На сердитых соду возят. (СОДУ-ВОДУ)

Без труса не вытащишь и рыбку из пруда. (ТРУСА-ТРУДА)

Рыбка мелка, да муха сладка. (МУХА-УХА)

На безрыбье и бак рыба. (БАК-РАК)

У грача лечись, а у умного учись. (ГРАЧА-ВРАЧА)

Для одного занятия достаточно выполнить 3-5 заданий.

Делай раз, делай два

Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, с умением запоминать прочитанное.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Напишите на отдельных карточках короткие предложения-команды. Например: "Подними руки вверх", "Хлопни три раза", "Присядь пять раз", "Сделай два наклона вперед", "Попрыгай на правой ноге", "Сделай четыре шага назад", "Опусти левую руку", "Пробеги до двери", "Повернись к окну", "Пройди как медведь", "Постой на левой ноге", "Повернись вокруг себя" и т. д.

Предложите ребенку сделать зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает предложения и выполняет команды. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-3 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок.

Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 4-6. Можете повторять одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами.

Я – артист

Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, развитие выразительности речи.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Напишите на отдельных листах бумаги предложения из данного списка.

1. ОТКРОЙТЕ РОТ И СКАЖИТЕ: "А-А-А"!

2. ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ.

3. ПОКУПАЙТЕ МОРОЖЕНОЕ: ФРУКТОВОЕ, СЛИВОЧНОЕ, ШОКОЛАДНОЕ!

4. СТОЙ! КТО ИДЕТ?

5. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ТЕПЛАЯ ПОГОДА И СИЛЬНЫЕ ДОЖДИ.

6. НАЧНЕМ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ.

7. КАКУЮ ПРИЧЕСКУ ХОТИТЕ СДЕЛАТЬ?

8. ВАМ ПИСЬМО!

9. ПРАВО РУЛЯ! ПОЛНЫЙ ХОД!

Предложите ребенку прочитать предложения и отгадать, люди каких профессий могут говорить такие слова. После попросите прочитать предложения заново, но при этом еще и сыграть роли людей этих профессий - сделать какие-то характерные движения, продекламировать соответствующим голосом. Предложите произнести эти фразы в микрофон.

Составь пословицы

Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, пополнение словарного запаса, развитие мышления.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: белый или цветной картон, циркуль, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Из картона вырежьте круги максимально большого размера. Все круги разрежьте пополам. В половинках каждого круга напишите пословицы, деля их на две смысловые части. Например: ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО / ХОРОШО ТАМ / ЛУЧШЕ ПОЗДНО / ШИЛА В МЕШКЕ / ХУЖЕ ОСЕНИ / ГДЕ НАС НЕТ/ ЧЕМ НИКОГДА / НЕ УТАИШЬ. Эту работу проделайте без участия ребенка.

Разложите перед ребенком половинки З-6 пословиц, попросите собрать пословицы, прочитать и объяснить их смысл.

Вы можете использовать для игры пословицы из перечня или подобные им:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Мал муравей телом, да велик делом.

Мал золотник, да дорог.

Как аукнется, так и откликнется.

Добрый пример лучше ста слов.

Поспешишь - людей насмешишь.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Безусловно, полезным будет одновременное составление пословиц на одну тему. Например, на тему "Дружба":

Дружба - не гриб, в лесу не найдешь.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Стой за правду горой, тогда и друзья с тобой.

Верную дружбу и топором не разрубишь.

Или на тему "Учеба":

Делу - время, а потехе - час.

Тяжело в учении - легко в бою.

Хочешь больше знать - надо меньше спать.

Кто много читает, тот много знает.

Возьми книгу в руки - не будет скуки.

Красна птица пером, а человек умом.

Век живи - век учись.

Такой подход к организации игры позволит ребенку понять смысл пословиц во всех его тонкостях. А взрослому даст больше возможностей для объяснения.

Вариант: Предложите ребенку, соединив начало и конец разных пословиц, составить пословицы с новым содержанием, пусть даже и шуточным. Например:

Любишь кататься - не сиди на печи.

Век живи - не суйся в воду.

Поспешишь, тогда и друзья с тобой.

Добрый пример не утаишь.

Слово не воробей, в лесу не найдешь.

Вставь окончания

Цель: развитие навыков чтения предложений с пониманием прочитанного, развитие навыков словоизменения.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Из картона вырежьте полоски шириной примерно 3-5 см. На них напишите предложения с пропущенными окончаниями. Например, такие:

РЕЧКА ГЛУБОК_, А РУЧЕЕК МЕЛК_.

СЛОН БОЛЬШ_, А МЫШКА МАЛЕНЬК_.

СОЛЬ СОЛЕН_, А САХАР СЛАДК_.

НЕБО ГОЛУБ_, А СОЛНЦЕ ЖЕЛТ_.

ДОМА ВЫСОК_, А ИЗБУШКИ НИЗК_.

ГИРЯ ТЯЖЕЛ_, А ШАРИК ЛЕГК_.

БЕЛКИ РЫЖ_, А ЗАЙЦЫ БЕЛ_.

На карточках такой же ширины, что и полоски с предложениями, напишите окончания: АЯ, ОЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЙ, ЫЙ, ИЕ, ЫЕ.

Попросите ребенка разложить нужные окончания к каждому предложению. Для проверки правильности выполнения задания предлагайте ребенку прочитывать каждое предложение целиком после расстановки окончаний.

Вариант: Если ребенку пока трудно читать длинные предложения, это упражнение можно провести и со словосочетаниями.

Напишите на карточках слова:


М0КР_         ДОРОГА,

МОКР_        БЕЛЬЕ,

МОКР_        РУКИ,

МОКР_        ЗОНТ или

НОВ_              ДОМ,

НОВ_              КНИГА,

НОВ_              ДРУЗЬЯ,

НОВ_              ПРЕПЯТСТВИЕ.


Используйте те же карточки с окончаниями.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: