Кейс к интегрированному уроку истории и литературы
«Уроки Холокоста»
Цель: углубить и актуализировать знания учащихся об истории Холокоста;
Задачи:
· Обучающая: дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому.
· Развивающая: развивать интеллектуальные умения (умение оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы), учить аргументировано и логично доказывать свою точку зрения, развивать монологическую речь учащихся.
· Воспитательная: способствовать развитию интереса к событиям отечественной истории, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, формированию толерантности.
Сюжетная часть:
- исторические документы: воспоминания, дневники, письма;
- конспект урока «Формирование фашизма в Европе»;
- работа с исторической картой;
- чтение художественных произведений.
Информационная часть:
- презентация, буктрейлеры, карта концлагерей
- фотографии писателей и художников
Методическая часть:
1. Переведите с немецкого. Что это может обозначать? Предположите, где эта надпись могла находиться?
JedemdasSeine
2. Слова пастора Мартина Нимеллера, узника нацистских лагерей:
«Сначала они пришли за евреями. Я молчал. – Я не был евреем.
Затем они пришли за коммунистами. Я молчал. – Я не был коммунистом.
Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал. – Я не был профсоюзным работником.
Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь».
Как в Германии начал формироваться антисемитизм?
Какие законодательные акты ограничивали права еврейского народа?
При выполнении задания используйте следующий ресурс: https://postnauka.ru/video/41895
3. Изучите документы:
а) О еврейских погромах
«Утром 10 ноября одна новость обгоняла другую. На улицах Берлина разверзся ад. Вооруженные топорами, колунам и дубинками штурмовики ночью 9 ноября разбили все витрины еврейских магазинов, которые благодаря своим обозначениям нетрудно было отличить от других витрин… В пустых оконных проемах трепетали на ветру обрывки платьев. А уж мародеры на свой лад дополнили эту картину разрушения и насилия. Внутри магазинов валялись вывороченные ящики, разбросанное белье, поломанная мебель, разбитый и растоптанный фарфор, смятые шляпы.
Мы хотели собственными глазами убедиться в том, что рассказали нам по телефону друзья, а потому и вышли на улицу с утра пораньше. Мои родители, словно окаменев, созерцали страшную картину. Вдруг какой-то парикмахер, который стоял в белом халате перед дверью своего заведения и, вероятно, наблюдал за нами, крикнул отцу: «Еврейская морда!» Его жирная, осклабившаяся физиономия выражала явное злорадство» [1].
Вспоминания Эдвина Ландау о бойкоте еврейских магазинов:
«Немецкая молодёжь с плакатами «Евреи – это наша беда» отговаривала людей заходить в магазины евреев. А ведь когда-то, пишет автор воспоминаний, не только немцы, но и евреи сражались за свою Родину – Германию. Но гитлеровская пропаганда сыграла свою роль, настроив молодёжь против евреев».
Вспоминания Элизабет Фройнд о бойкоте еврейских магазинов:
«Уже неделю мы носим еврейскую звезду…. Кто – то рассказал мне один случай в городской электричке. Мать увидела, что её маленькая девочка сидит рядом с евреем, сказала: «Лисхнет, пересядь на другое место, нехорошо сидеть рядом с евреем». Тогда встал один рабочий – ариец: «А мне нехорошо сидеть рядом с Лисхнет!»
Почему началось преследование евреев в Германии?
Докажите примерами из текстов, что общество в Германии разделилось на палачей, безразличных и сочувствующих.
б) Тетрадь из сожженного гетто (Каунасское гетто глазами подростков)
Ростовская Тамара http://fanread.ru/book/9214427/
- http://www.jerusalem-korczak-home.com/bib/ros/
- Дети гетто (желающие могут выучить стихотворение наизусть)
Дети, рожденные в гетто,
Печальные дети войны,
Нарушив невольно запреты –
На свете вы быть не должны.
Нельзя вам дышать кислородом,
Нельзя в колыбели кричать –
Своим незаконным приходом
Под пули подставите мать.
И мечутся матери, плачут,
И помощи просят врачей,
И прячут родимого, прячут
Средь всяких ненужных вещей.
Выносят в корзинах плетенных
Под тусклым лучом фонарей
Малюток, в неволе рожденных,
На милость чужих матерей...
4. Работа со словарём. Определите значения слов:
Холокост, геноцид, гетто, антисемитизм, нацизм, толерантность, ксенофобия, коллаборационизм.
5. Заполните пропуски в таблице:
Дата | События |
1933 | |
30 января | Гитлер становится _____________Германии |
1 апреля | Бойкот _______________магазинов |
Апрель | Евреям запрещено работать на ___________________службе |
10 мая | Публичное сожжение книг еврейских авторов и писателей, выступающих против ________________ |
Сентябрь | Евреям запрещено участвовать в культурной жизни |
1934 | |
3 июля | принятие Закона о запрете браков арийцев с представителями «иной расы» |
1938 | |
5 октября | В паспортах евреев ставится знак ___________ - от Jude (еврей) |
«Хрустальная ночь»: разрушение синагог и погромы в рейхе | |
1941 | |
Июль - август | Создание первых гетто на территории СССР |
Уничтожение десятков тысяч евреев Киева в Бабьем Яре | |
23-25 октября | Убийство 26 тысяч евреев в _____________ |
16-20 ноября | Убийство 26 тысяч евреев Минска |
10 декабря | Уничтожение гетто _____________ |
1942 | |
20 марта | В Освенциме начинают работать _____________ |
15 -16 июля | Ликвидация крупнейшего в России гетто в Смоленске |
11 августа | Расстрел 18 тысяч евреев Ростова в Змиевской балке |
1943 | |
23 октября | Окончательная ликвидация нацистами Минского гетто |
Освобождение Освенцима советской армией |
6. Прочитайте отдельные главы произведения В. Гроссмана «Жизнь и судьба» (Часть 1. гл.43. Часть 2. гл. 47 - 49) и устно ответьте на вопросы:
- Какое впечатление произвели на вас отрывки из романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба»? Почему?
- Какие изобразительно-выразительные средства, художественные детали, мотивы использует автор в данных отрывках? С какой целью?
- Главные герои – разные люди, но автору важно показать их чувства и переживания. Давид – ребенок. Какие чувства он испытывает?
- А как описывает В. Гроссман фашистов?
7. Создайте карту нацистских лагерей в Европе. Отразите на карте названия, численность погибших, дату освобождения, а также что сейчас находится в этом месте.
При выполнении задания используйте следующий ресурс - https://ria.ru/spravka/20100427/227000409.html
8. Сопоставьте два стихотворения. Найдите сходства и различия:
Е.Евтушенко«БАБИЙ ЯР»
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас -
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне - следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус - это я.
Мещанство -
мой доносчик и судья.
Я за решеткой.
Я попал в кольцо.
Затравленный,
оплеванный,
оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется -
я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"-насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! -
Я знаю -ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя "Союзом русского народа"!
Мне кажется -
я - это Анна Франк,
прозрачная,
как веточка в апреле.
И я люблю.
И мне не надо фраз.
Мне надо,
чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть,
обонять!
Нельзя нам листьев
и нельзя нам неба.
Но можно очень много -
это нежно
друг друга в темной комнате обнять.
Сюда идут?
Не бойся — это гулы
самой весны -
она сюда идет.
Иди ко мне.
Дай мне скорее губы.
Ломают дверь?
Нет - это ледоход...
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я - каждый здесь расстрелянный старик.
Я - каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
"Интернационал"
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому - я настоящий русский!
Сходства: |
К чему слова и что перо,
Когда на сердце этот камень,
Когда, как каторжник ядро,
Я волочу чужую память?
Я жил когда-то в городах,
И были мне живые милы,
Теперь на тусклых пустырях
Я должен разрывать могилы,
Теперь мне каждый яр знаком,
И каждый яр теперь мне дом.
Я этой женщины любимой
Когда-то руки целовал,
Различия: |
Я этой женщины не знал.
Мое дитя! Мои румяна!
Моя несметная родня!
Я слышу, как из каждой ямы
Вы окликаете меня.
Мы понатужимся и встанем,
Костями застучим - туда,
Где дышат хлебом и духами
Еще живые города.
Задуйте свет. Спустите флаги.
Мы к вам пришли. Не мы - овраги.1944