Е.Евтушенко«БАБИЙ ЯР»

Кейс к интегрированному уроку истории и литературы

«Уроки Холокоста»

Цель: углубить и актуализировать знания учащихся об истории Холокоста;

Задачи:

· Обучающая: дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому.

· Развивающая: развивать интеллектуальные умения (умение оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы), учить аргументировано и логично доказывать свою точку зрения, развивать монологическую речь учащихся.

· Воспитательная: способствовать развитию интереса к событиям отечественной истории, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, формированию толерантности.

Сюжетная часть:

- исторические документы: воспоминания, дневники, письма;

- конспект урока «Формирование фашизма в Европе»;

- работа с исторической картой;

- чтение художественных произведений.

Информационная часть:

- презентация, буктрейлеры, карта концлагерей

- фотографии писателей и художников

Методическая часть:

1. Переведите с немецкого. Что это может обозначать? Предположите, где эта надпись могла находиться?

JedemdasSeine

2. Слова пастора Мартина Нимеллера, узника нацистских лагерей:

«Сначала они пришли за евреями. Я молчал. – Я не был евреем.

Затем они пришли за коммунистами. Я молчал. – Я не был коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал. – Я не был профсоюзным работником.

Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь».

Как в Германии начал формироваться антисемитизм?

Какие законодательные акты ограничивали права еврейского народа?

При выполнении задания используйте следующий ресурс: https://postnauka.ru/video/41895

 

3. Изучите документы:

а) О еврейских погромах

«Утром 10 ноября одна новость обгоняла другую. На улицах Берлина разверзся ад. Вооруженные топорами, колунам и дубинками штурмовики ночью 9 ноября разбили все витрины еврейских магазинов, которые благодаря своим обозначениям нетрудно было отличить от других витрин… В пустых оконных проемах трепетали на ветру обрывки платьев. А уж мародеры на свой лад дополнили эту картину разрушения и насилия. Внутри магазинов валялись вывороченные ящики, разбросанное белье, поломанная мебель, разбитый и растоптанный фарфор, смятые шляпы.

Мы хотели собственными глазами убедиться в том, что рассказали нам по телефону друзья, а потому и вышли на улицу с утра пораньше. Мои родители, словно окаменев, созерцали страшную картину. Вдруг какой-то парикмахер, который стоял в белом халате перед дверью своего заведения и, вероятно, наблюдал за нами, крикнул отцу: «Еврейская морда!» Его жирная, осклабившаяся физиономия выражала явное злорадство» [1].

Вспоминания Эдвина Ландау о бойкоте еврейских магазинов:

«Немецкая молодёжь с плакатами «Евреи – это наша беда» отговаривала людей заходить в магазины евреев. А ведь когда-то, пишет автор воспоминаний, не только немцы, но и евреи сражались за свою Родину – Германию. Но гитлеровская пропаганда сыграла свою роль, настроив молодёжь против евреев».

 

Вспоминания Элизабет Фройнд о бойкоте еврейских магазинов:

«Уже неделю мы носим еврейскую звезду…. Кто – то рассказал мне один случай в городской электричке. Мать увидела, что её маленькая девочка сидит рядом с евреем, сказала: «Лисхнет, пересядь на другое место, нехорошо сидеть рядом с евреем». Тогда встал один рабочий – ариец: «А мне нехорошо сидеть рядом с Лисхнет!»

Почему началось преследование евреев в Германии?

Докажите примерами из текстов, что общество в Германии разделилось на палачей, безразличных и сочувствующих.

б) Тетрадь из сожженного гетто (Каунасское гетто глазами подростков)

Ростовская Тамара http://fanread.ru/book/9214427/

- http://www.jerusalem-korczak-home.com/bib/ros/

 

- Дети гетто (желающие могут выучить стихотворение наизусть)

 

Дети, рожденные в гетто,

Печальные дети войны,

Нарушив невольно запреты –

На свете вы быть не должны.

 

Нельзя вам дышать кислородом,

Нельзя в колыбели кричать –

Своим незаконным приходом

Под пули подставите мать.

 

И мечутся матери, плачут,

И помощи просят врачей,

И прячут родимого, прячут

Средь всяких ненужных вещей.

 

Выносят в корзинах плетенных

Под тусклым лучом фонарей

Малюток, в неволе рожденных,

На милость чужих матерей...

4. Работа со словарём. Определите значения слов:

Холокост, геноцид, гетто, антисемитизм, нацизм, толерантность, ксенофобия, коллаборационизм.

5. Заполните пропуски в таблице:

Дата События

1933

30 января Гитлер становится _____________Германии  
1 апреля Бойкот _______________магазинов  
Апрель Евреям запрещено работать на ___________________службе  
10 мая Публичное сожжение книг еврейских авторов и писателей, выступающих против ________________  
Сентябрь Евреям запрещено участвовать в культурной жизни  

1934

3 июля принятие Закона о запрете браков арийцев с представителями «иной расы»  

1938

5 октября В паспортах евреев ставится знак ___________ - от Jude (еврей)  
  «Хрустальная ночь»: разрушение синагог и погромы в рейхе  

1941

Июль - август Создание первых гетто на территории СССР
  Уничтожение десятков тысяч евреев Киева в Бабьем Яре
23-25 октября Убийство 26 тысяч евреев в _____________  
16-20 ноября Убийство 26 тысяч евреев Минска
10 декабря Уничтожение гетто _____________  

1942

20 марта В Освенциме начинают работать _____________  
15 -16 июля Ликвидация крупнейшего в России гетто в Смоленске
11 августа Расстрел 18 тысяч евреев Ростова в Змиевской балке

1943

23 октября Окончательная ликвидация нацистами Минского гетто
  Освобождение Освенцима советской армией

6. Прочитайте отдельные главы произведения В. Гроссмана «Жизнь и судьба» (Часть 1. гл.43. Часть 2. гл. 47 - 49) и устно ответьте на вопросы:

- Какое впечатление произвели на вас отрывки из романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба»? Почему?

- Какие изобразительно-выразительные средства, художественные детали, мотивы  использует автор в данных отрывках? С какой целью?

- Главные герои – разные люди, но автору важно показать их чувства и переживания. Давид – ребенок. Какие чувства он испытывает?

- А как описывает В. Гроссман фашистов?

 

7. Создайте карту нацистских лагерей в Европе. Отразите на карте названия, численность погибших, дату освобождения, а также что сейчас находится в этом месте.

При выполнении задания используйте следующий ресурс - https://ria.ru/spravka/20100427/227000409.html

 

 

8. Сопоставьте два стихотворения. Найдите сходства и различия:



Е.Евтушенко«БАБИЙ ЯР»

Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье.

Мне страшно.

     Мне сегодня столько лет,

как самому еврейскому народу.

 

Мне кажется сейчас -

               я иудей.

Вот я бреду по древнему Египту.

А вот я, на кресте распятый, гибну,

и до сих пор на мне - следы гвоздей.

Мне кажется, что Дрейфус - это я.

Мещанство -

      мой доносчик и судья.

Я за решеткой.

       Я попал в кольцо.

Затравленный,

      оплеванный,

              оболганный.

И дамочки с брюссельскими оборками,

визжа, зонтами тычут мне в лицо.

Мне кажется -

        я мальчик в Белостоке.

Кровь льется, растекаясь по полам.

Бесчинствуют вожди трактирной стойки

и пахнут водкой с луком пополам.

Я, сапогом отброшенный, бессилен.

Напрасно я погромщиков молю.

Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"-насилует лабазник мать мою.

О, русский мой народ! -

                  Я знаю -ты

По сущности интернационален.

Но часто те, чьи руки нечисты,

твоим чистейшим именем бряцали.

Я знаю доброту твоей земли.

Как подло,

   что, и жилочкой не дрогнув,

антисемиты пышно нарекли

себя "Союзом русского народа"!

Мне кажется -

        я - это Анна Франк,

 

прозрачная,

     как веточка в апреле.

И я люблю.

    И мне не надо фраз.

Мне надо,

   чтоб друг в друга мы смотрели.

Как мало можно видеть,

                обонять!

Нельзя нам листьев

             и нельзя нам неба.

Но можно очень много -

                 это нежно

друг друга в темной комнате обнять.

Сюда идут?

   Не бойся — это гулы

самой весны -

        она сюда идет.

Иди ко мне.

     Дай мне скорее губы.

Ломают дверь?

      Нет - это ледоход...

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно,

                 по-судейски.

Все молча здесь кричит,

                 и, шапку сняв,

я чувствую,

     как медленно седею.

И сам я,

  как сплошной беззвучный крик,

над тысячами тысяч погребенных.

 

Я - каждый здесь расстрелянный старик.

Я - каждый здесь расстрелянный ребенок.

Ничто во мне

     про это не забудет!

"Интернационал"

        пусть прогремит,

когда навеки похоронен будет

последний на земле антисемит.

Еврейской крови нет в крови моей.

Но ненавистен злобой заскорузлой

я всем антисемитам,

            как еврей,

и потому - я настоящий русский!


Сходства:
Илья Эренбург «БАБИЙ ЯР»

К чему слова и что перо,

Когда на сердце этот камень,

Когда, как каторжник ядро,

Я волочу чужую память?

Я жил когда-то в городах,

И были мне живые милы,

Теперь на тусклых пустырях

Я должен разрывать могилы,

Теперь мне каждый яр знаком,

И каждый яр теперь мне дом.

Я этой женщины любимой

Когда-то руки целовал,

Различия:
Хотя, когда я был с живыми,

Я этой женщины не знал.

Мое дитя! Мои румяна!

Моя несметная родня!

Я слышу, как из каждой ямы

Вы окликаете меня.

Мы понатужимся и встанем,

Костями застучим - туда,

Где дышат хлебом и духами

Еще живые города.

Задуйте свет. Спустите флаги.

Мы к вам пришли. Не мы - овраги.1944

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: