Прочитайте текст и выполните задания 9-15

 

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.

– (4)Тут, – признался дед.

– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

– (9)«…на замечание командира звёздочки дёргал Аллу Иванову за волосы, бил командира звёздочки по голове», – грустно прочитал дед.

– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – совсем потеряв голос от ощущения вины, прошептал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

– (12)Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

– (13)Так просто, – буркнул мальчик.

– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17) Внук вспотел.(18) Дед попал в самую середину.(19) Он очень хотел дружить с Алкой и, сломленный дедовой проницательностью, заговорил:

- (20) Мы же раньше с ней дружили! (21)А теперь она всё: Толик да Толик.

(22)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (23)И обоим смешно! (24)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет... (25) И такая ехидная, как ехидна.

(26)Дед слушал его внимательно и чему-то улыбался.

– (27)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (28)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы. (29) А иначе миру между нами не бывать.

(30)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(31)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры. (32) Как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(33)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

– (34)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил?

- (35) Конечно, не дарил! (36) Спрашиваешь ещё,- возмущённо ответил внук и отвернулся.

- (36) Я вот тоже не дарил и, представь, жалею.

- (37)Ты хоть посмотри, что даришь.

– (38)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.

- (39) И близко не попал.(40)Болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(41)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...» (42) Он перевёл взгляд на лучи солнца и уловил какое-то родство между ними и этими гордыми цветами.

(43)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь, но запомнилась надолго, как и те гордые астры.(44)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (45)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

(46) А потом, еле-еле промямлив извинения, Андрейка сунул в руки потрясённой Алки астры и пробормотал:

– (47)Это тебе... эти ледянистые...

(48)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

(По В.И. Одноралову)*

∗ Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – оренбургский поэт, прозаик, публицист и детский писатель, член Союза писателей России, лауреат премии журналов «Костёр» и «Литературная учёба», областных премий «Оренбургская лира», премии ГТРК «Оренбург».

  9   Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Андрейка согласился извиниться перед Алкой?»

(27) Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго.

(20) Мы же раньше с ней дружили!

(30)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(36) Я вот тоже не дарил и, представь, жалею.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

  10  Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 44: «Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз».

эпитет

метафора

фразеологический оборот

антитеза

 

Ответ: ____________________________________________________

 

 11  Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – совсем ПОТЕРЯВ голос от ощущения вины, прошептал мальчик. А) местоимение
2)Он перевёл взгляд на лучи солнца и уловил какое-то родство между ними и ЭТИМИ гордыми цветами. Б) наречие
3)Спрашиваешь ещё,- ВОЗМУЩЁННО ответил внук и отвернулся.   В) деепричастие
4)У нас в дневнике всё ЗАПИСАНО, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.   Г) краткое прилагательное Д) краткое причастие  
Ответ:  
1 2 3 4
       

 

 12   Укажите способ образования слова «осторожно» (предложение 48).

Ответ: _______________________________________________________

 

 13   Из предложений 5-9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

  14   Замените книжное слово «ледянистые» в предложении 41 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

 15   Среди предложений 43-48 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

 

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 16.1 или 16.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 16.1 или 16.2.

 

  16.1  На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему дедушка заставил Андрейку извиниться перед Аллой и подарить ей цветы».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

  16.2  Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 



Вариант 11

Часть 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: