Словарная работа: будильник, настенные (часы), песочные(часы), карманные(часы)

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: Кто и как считает и измеряет время.

 

 

Скаредина Марина Викторовна 

Воспитатель

МКДОУ «Детский сад «Рябинка»

Цель: Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.

Вид деятельности – познавательно- речевая                                              

Формы проведения - групповая

Образовательные области – «Познавательное развитие», «Социальное коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цели и задачи:

«Познавательное развитие»                                                                                                                                   - Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.                                                      – Систематизировать и расширять представления детей о том, кто как считает и измеряет время. Побуждать детей активно участвовать в беседе.                                                                                       -Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.

«Физическое развитие»                                                                                                                                                                                                                                                              -Воспитывать любовь и интерес к физической культуре; создать условия для познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач.                                                                                                                                                                   - Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей; формировать представление ЗОЖ.                                                                                                                                                                        

«Социально – коммуникативное развитие»                                                                                               - Формировать умение выполнять игровые действия.                                                                                                                                                                                                                             - Содействовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками.                                                                                                                                                                                             - Формировать умение эмоционально и положительно реагировать на просьбы и требования взрослого на необходимость реагировать своё поведение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

«Художественно – эстетическое развитие»                                                                                                          - Прививать любовь к художественной литературе.                                                                                                        – Становление эстетического отношения к окружающему миру.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        «Речевое развитие»                                                                                                                                                   - Владение  речью как средством общения и культуры.                                                                                                                                                                                                                                              – Использование художественных произведений для  обогащение активного словаря.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       - Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.                                                                                                                                                                       

Материал: Игрушка Чебурашка; плетень, петушок. Макет солнечных часов, водяных, будильник, ширма. Магнитофон.

Предварительная работа: «Размещение на «полочке умных книг» литературы по ознакомлению детей с понятием время


Словарная работа: будильник, настенные (часы), песочные(часы), карманные(часы),

Ход:

Воспитатель (В ): – Тихо-тихо, не шумите, только ушки навострите. Что вы слышите сейчас?

Кто день не спит?
И ночь не спит?
А все стучит, стучит, стучит?
И стук у них все в такт, да в такт,
Тик-так, тик-так?

(Звенит будильник)

– Ребята, что это может звенеть? А у кого дома есть будильник? А зачем он нужен?

В. – Мне кажется, что здесь кто-то прячется. Кто это?

Чебурашка (Чеб) – Ой, ой, ой! Расшумелись, спать не дают.

В. – А зачем ты, тут прячешься?

Чеб. – Я пришел к вам отдохнуть, а то крокодил Гена заставляет меня все делать по часам. То надо вовремя проснуться, то поесть, то заниматься.

А у вас, наверное, делай, что хочешь и когда хочешь?

В. – Ребята, а вы согласны с Чебурашкой?

А какой предмет нам помогает делать все вовремя?

Без часов, как без рук. Часы – это прибор для измерения времени.

А часы, которые разбудили, называются – будильник.

Чеб. – Эх, хорошо бы было, если б исчезли все будильники. Раз и нет.

В. – Дети, а что будет, если исчезнут все будильники? Начнётся беспорядок. А, кроме того, есть другие часы. Они не звонят, но тоже показывают время. Посмотрите, а где у нас в группе часы? Они висят на стене, поэтому называются – настенные часы. А вот у меня на руке наручные часы. А часы, которые носят в кармане, называются карманные. А ещё есть часы для игр, они какие? Игрушечные.

Чеб. – Да, но ведь наверно было время, когда не было часов?

В. Ребята, а как вы думаете, всегда ли были часы? А как же измеряли время, когда не было часов? Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет на 500 назад. У меня есть волшебные часы, если их стрелки перевести назад, то можно попасть в прошлое и узнать, как люди измеряли время.

– Приготовьтесь, не шалите и тихонечко сидите. Начинаю колдовать.

Раз- два- три- четыре- пять!

Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто будил людей по утрам?

Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас помнит стихотворение о петушке? (Петушок-золотой гребешок).

– Как будет петушок людей? Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь люди добрые, на работу пора.

А можно ли точное время определить по петушку?

А что случится, если ночью упадет петушок с жердочки и закричит во все горло?

– А если лиса унесет петушка, кто разбудит людей? И решили люди другие часы придумать. Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: «В них время течет».

Смотри, Чебурашка, как они устроены. Показ макета сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались как? Водяные.

Чеб. – Ура! Мне нравятся такие часы, заводить их не надо, бежит и бежит водичка.

В. – А всегда ли в таких часах будет водичка бежать? Как только вода вся выбежит, надо снова налить, т.е. завести водяные часы.

Чеб. – Заводите их поскорей, я гулять с ними пойду.

В. – Зимой на улице твои часы остановятся. А как вы думаете, почему?

Чеб. – То нельзя, это нельзя. Скучно с вами!

В. – А хочешь, чтобы не скучать, мы научим тебя играть.

Физкультминутка:

Часы нам время измеряют. (Дети стоят)

Стоят на месте, но шагают. (Шагают на месте)

Шагают часики все в такт.

Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)

И стрелки вертятся вперед. (Круговые движения руками)

За часом час, за годом год.

Чеб. – А как еще узнать время без часов?

В. - По солнцу. Такие часы работали от солнца, а значит, назывались как? Солнечные. А придумали такие часы в Древнем Риме. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время, идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу.                                                                           Как такие часы назывались? Солнечные.                                                                                                        А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?                                  Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался?                                                   А можно ли время остановить?                                                                                                  Можно остановить часы, но время было и будет всегда.                                                                                                           За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро. За зимой придет весна, лето, осень и снова зима. Вы были маленькие, стали большие.                                                                        Время идет вперед. (Звучит музыка «Бьют часы на старой башне»)                                                                                                         Пора заканчивать наше путешествие во времени. Если хотите, то завтра мы снова с вами побеседуем о времени и о часах и обязательно еще расскажем Чебурашке.

А сейчас пришло время заняться другими делами.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: