Контракт о сотрудничестве между детским психологом и родителями

 

Уважаемые родители, этот документ содержит важную информацию о том, как происходит психологическая помощь в виде семейных консультаций для родителей и детей, а также о правилах, ожиданиях, рисках и гарантиях, связанных с ней.

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с этим документом. Если у Вас возникнут какие-либо вопросы в ходе его чтения, мы сможем обсудить их на следующей же встрече.

1. УСЛУГИ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

Родители обращаются за помощью к психологу, как правило, когда замечают выраженные трудности в развитии или воспитании ребенка, проблемы, мешающие ребенку быть успешным в важных областях жизни, или когда их отношения с ребенком существенно ухудшаются.

Работа с детским психологом предполагает как работу с родителями, так и с ребенком. Работа с родителями строится по принципу тесного сотрудничества, так как в кабинете психолога мы все эксперты. Если я – эксперт в области психологи детей в целом, то Вы– эксперты в отношении своего собственного ребенка. Иногда идеи родителей оказывает бесценный вклад в успех работы. Поэтому все решения принимаются совместно с учетом особенностей Вашей семьи.

Работая с ребенком, я провожу игры или занятия, мы можем разговаривать или придумывать истории. При этом, вся информация, которая излагается ребенком в ходе индивидуальной работы остается между ним и мной, если только это не несет опасность для физического и эмоционального здоровья ребенка или окружающих. Я могу показывать родителям рисунки или рассказывать о том, что происходило в кабинете только с разрешения ребенка. Однако я могу открыто делиться своими выводами, которые я делаю на основе общения с ребенком, не раскрывая то, что он пожелал оставить в секрете.

В работе с родителями и детьми я использую разные методы, поэтому встречи могут быть очень разнообразны, в зависимости от семьи и трудностей, с которыми она столкнулась.

Важно понимать, что психологическая помощь существенно отличается от посещения врача или сервисных служб. В отличие от медицинского лечения, в кабинете психолога от Вас потребуются собственная активность, некоторые усилия и включенность. В отличие от сервисных служб, Вы не можете привести ребенка в надежде, что психолог «починит» его. Для того, чтобы работа с психологом проходила успешно, Вам необходимо будет работать над обсуждаемыми проблемами, как на консультации, так и (особенно!) между ними.

2. РИСКИ И ВЫГОДЫ

Психологическая помощь предполагает определенные трудности, но вместе с тем дает значительные результаты.

Поскольку работа с психологом часто предполагает обсуждение малоприятных тем, Вы можете столкнуться с переживанием таких неприятных чувств, как вина, боль, злость, раздражение, стыд, грусть, одиночество, беспомощность и др.

В процессе работы с ребенком также могут происходить временные «ухудшения» в поведении – в виде вспышек гнева, негодования, обвинений и грубостей в адрес родителей или психолога, апатия, слезы или истерики. В первое время работы иногда наблюдается так называемый «застой», когда поведение ребенка не меняется ни в лучшую, ни в худшую сторону. Эти «ухудшения» часто предваряют период позитивных изменений в поведении ребенка и жизни семьи.

Надо понимать также, что психологическая помощь способна дать хорошие результаты семьям, которые продолжают посещать психолога, несмотря на возникшие неприятные чувства или инциденты. Работа с психологом может привести к улучшению отношений между родителями и ребенком, преодолению ребенком многих проблем, а также к более здоровому самовыражению ребенка, когда он находит конструктивный путь для реализации своих талантов, способностей и качеств.

Однако нельзя дать гарантии в том, какой опыт получит каждая конкретная семья.

3. НАЧАЛО РАБОТЫ С ПСИХОЛОГОМ

Первая встреча предназначена для диагностики ребенка и семьи и является вводной. Она посвящена знакомству с родителем и ребенком, изучению истории развития ребенка, существующих у ребенка трудностей, семейной ситуации, стиля воспитания и так далее. При необходимости диагностика занимает две или больше встреч. По завершению оценки, я делюсь своими предварительными предположениями о сути и причинах возникших проблем. В случае, если семья решает продолжить посещение психолога, я излагаю план возможной работы с родителями и ребенком.

В отдельных случаях я считаю необходимыми или полезными дополнительные обследования ребенка у других специалистов (например, невролога, психиатра, логопеда, терапевта), для того, чтобы психологическая помощь была адекватна и успешна. В таких ситуациях я могу дать рекомендации соответствующих профессионалов.

Внимательно оцените всю полученную в ходе консультации информацию (Ваши мысли, чувства, ощущения), чтобы принять решение о том, комфортно ли Вам продолжить работу со мной. Важно также, чтобы Ваш ребенок испытывал доверие к психологу, чтобы он или она могли раскрыться в процессе работы. Работа с психологом требует больших затрат времени, денег и усилий, поэтому Вам следует быть очень внимательным в выборе специалиста, чтобы избежать разочарования и получить ожидаемый результат.

Если у Вас возникнут любые вопросы по поводу моего опыта, образования или методов, Вы можете задать их в любой момент во время встречи со мной, по телефону (с 9.00 до 21.00) или в электронном письме. Если же Ваши сомнения нарастают, я могу порекомендовать Вам другого специалиста, детского психолога для работы с ним или получения дополнительного мнения.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ О РАБОТЕ С ПСИХОЛОГОМ

При принятии решения о совместной работе в конце первой или второй вводной встречи психолог и родители заключают контракт о совместной работе до следующего пересмотра условий работы. В ходе заключения договоренности обсуждаются ожидаемый результат, условия, оплата, формат, длительность работы с психологом. Длительность курса может составлять 4, 8, 12 встреч, на последней из которых принимается решение о продолжении или завершении работы.

Если Вы не уверены, что готовы посещать психолога в течение двух или трех месяцев, обсудите ту длительность работы, по поводу которой Вы можете взять на себя обязательство регулярно посещать встречи.

При заключении договоренности о работе также обсуждаются цели планируемой работы. В случае необходимости они корректируются в соответствии с принципами реалистичности и адекватности.

5. ФОРМАТ РАБОТЫ

Первая встреча с родителями и ребенком длится 60 минут. Последующие консультации проходят в течение 55 мин. и происходят, как правило, раз в неделю в оговоренное психологом и родителями время. По необходимости встречи могут происходить чаще.

Первая встреча может происходит с одним, двумя, или с тремя членами семьи –родитель, с родителями и ребенком либо с матерью/отцом и ребенком соответственно. Состав семьи на консультациях обсуждается после диагностики (после вводной встречи).

Например, первые две-три встречи после диагностики могут проходить только с родителями или только с ребенком в зависимости от того, в чем заключаются трудности и семьи и каков план намеченной работы. Любые изменения, такие, как оплата, время, частота, состав встреч, формат работы обговариваются между родителями и психологом во время заключения или пересмотра контракта либо при необходимости по инициативе родителей или психолога.

5.1. ВСТРЕЧА С ТОЛЬКО РОДИТЕЛЯМИ

После диагностики, как правило, я считаю целесообразным провести встречи только с родителями. В это время мы проводим обсуждение проблемы и подбираем новые способы общения, которые помогут родителям и ребенку наладить взаимоотношения и преодолеть возникшие трудности. Иногда я провожу для родителей упражнения, даю объяснения по поводу психологии ребенка. После таких встреч родители обязательно выполняют ряд заданий дома.

5.2. ВСТРЕЧА С РЕБЕНКОМ

В случае, если занятие проходит только с ребенком, родитель приводит мальчика или девочку в кабинет, после чего остается в коридоре в зоне ожидания. Занятие с ребенком длится около 55 минут. В некоторых случаях беседа с родителями проводится до занятия с ребенком. При этом время занятия с ребенком уменьшается пропорционально затраченному времени с родителем.

5.3. СОВМЕСТНАЯ ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЕМ И РЕБЕНКОМ

Во время совместной встречи я обучаю родителей наблюдать и правильно понимать поведение ребенка и его мотивы. Также я провожу упражнения или игры, направленные на совместное взаимодействие. Иногда я использую метод видеозаписи, снимая эпизод совместной игры ребенка с родителями (с согласия родителей). Затем осуществляется совместный просмотр видеоматериала с последующим обсуждением.

6. ОПЛАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Родители обязуются оплатить психологу стоимость оказанных услуг. Стоимость очной консультации составляет 2000 руб. в час. Способ оплаты – наличный расчет после проведенной консультации.

Другие способы оплаты. Вы также можете оплатить консультацию с помощью безналичного расчета:

· перевод денег на карточку Сбербанка;

7. ПЕРЕНОС, ОТМЕНА ИЛИ ОПОЗДАНИЕ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Если родители по каким-либо причинам пропускают занятие и предупреждают об этом раньше, чем за сутки, то они не оплачивает встречу.

Если родители по каким-либо причинам пропускают занятие, то они оплачивают:

50% стоимости, если предупредили о пропуске менее, чем за сутки;

100% стоимости, если не сообщили о пропуске или предупредили позднее, чем за 3 часа до консультации.

Если психолог по каким-либо причинам отменяет встречу, то он обязан предупредить об этом ранее, чем за сутки.

Если психолог сообщает об отмене или переносе встречи позже, чем за сутки, то предоставляет клиенту скидку 50% на следующую встречу.

Если психолог по каким-то форс-мажорным обстоятельствам не предупреждает о пропуске или отменяет встречу менее, чем за 3 часа до ее начала, то предоставляет клиенту скидку 100% на следующую встречу.

В случае, если семья опаздывает на консультацию, ее время сокращается на время опоздания. Например, если родители приехали на встречу на 18.15, а не на 18.00, то консультация по-прежнему длится до 18.55, время ее окончания не сдвигается.

8. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПСИХОЛОГА И КЛИЕНТА

Я отвечаю за то, чтобы быть внимательной, наблюдать, что происходит с семьей и каждым ее членом и сообщать им о своих наблюдениях, мнениях, версиях и гипотезах в форме, которые я считаю наиболее полезной и эффективной для семьи. За все остальное (выводы, решения и изменения в своей жизни и жизни ребенка) ответственность несут родители, обратившиеся на консультацию.

Для того, чтобы родители и ребенок получили пользу от встречи, им необходимо активно включаться в работу, в упражнения, в обсуждение, а также мотивировать ребенка на контакт с психологом.

Вместе с тем, родители могут останавливать адресованные им высказывания и вопросы, высказывать предложения по поводу общения психолога с ребенком, а также отклонять идеи и упражнения, которые они считают неподходящими.

Ребенок также может согласиться или отказаться от той или иной формы активности в свободном порядке.

На время встречи обе стороны обязуются обеспечить условия для работы (не отвлекаться на другие дела, болтовню о посторонних или личных вопросах).

9. ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА В РАБОТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Не допускаются никакие виды насилия (экономическое, физическое, сексуальное, психическое), оскорбительные действия, а также использование конфиденциальной информации без согласия обеих сторон.

На период действия контракта не допускаются изменения социальных ролей между клиентами и психологом. В частности, нельзя вступать с психологом в дружеские, любовные, семейные и деловые отношения или участвовать в совместных коллективных мероприятиях, не являющихся частью психологической работы.

Любая информация, сообщённая родителями психологу (в том числе о профессии, здоровье, социальном статусе, финансах, семейных конфликтах, лечении и т.д.), конфиденциальна и не выносится за пределы общения между клиентами и психологом.

Любая информация, сообщенная ребенком психологом, является конфиденциальной. Я могу передать ее родителям только, если, с моей точки зрения, она угрожает эмоциональному или физическому здоровью ребенка или окружающих. Если мне кажется важным сообщить о другой информации родителям, то я могу сделать это только с разрешения ребенка. Важно также, чтобы родители выполнили обязательство не расспрашивать у ребенка о том, как проходила встреча с психологом, если только ребенок не захочет рассказать Вам об этом сам. Это необходимо для установления доверительных отношений с ребенком и семьей.

Ничто из того, что скажет любой из членов семьи, не будет использовано против него.

Иногда для работы полезно обсуждение случая с другими специалистами (супервизором, психиатром или другим врачом). В таком случае я обсуждаю информацию так, чтобы сохранить конфиденциальные данные семьи. В таком случае консультант, с которым я обсуждаю случай, также обязуется сохранить конфиденциальность.

10. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ С ПСИХОЛОГОМ ЗАПРЕЩЕНО

Нельзя проводить занятие в состоянии алкогольного опьянения (даже легкого) или под влиянием веществ, изменяющих сознание, например, наркотиков или сильных успокоительных, если они не прописаны клиенту лечащим врачом для постоянного приёма. Допускаются вещества, проясняющие и обостряющие внимание, не искажая его, такие, как чай, кофе, никотин, ноотропы. Психологическая работа в состоянии измененного сознания небезопасна.

Если Ваш ребенок принимает какие-либо препараты, прописанные лечащим педиатром, неврологом или психиатром, важно сообщить перед началом работы с психологом.

11. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ С ПСИХОЛОГОМ

Родители в любой момент могут отказаться от любого предложения психолога, прекратить работу в любой момент времени. Мы проводим последнюю встречу для подведение итогов работы и завершение клиент-терапевтических отношений.

Однако родители обязуются сообщить психологу свое решение о прекращении консультирования. В случае, если прерывание работы не связано с обстоятельствами непреодолимой силы, родители обязуются посетить последнюю встречу для подведения итогов, экологичного завершения отношений и работы с психологом.

Психолог имеет право прервать действие договора при несоблюдении правил этого контракта со стороны семьи.

Психолог прекращает свое вмешательство, когда становиться ясно, что семья не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред семье или ее членам.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: