Вопрос 4. Назовите субъектов законодательной инициативы и определите особенности рассмотрения законопроектов, внесенных различными субъектами законодательной инициативы

На федеральном уровне определены в ст. 104 Конституции РФ. Ими являются Президент РФ, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, по вопросам их ведения. Законодатель, основываясь на положениях Конституции РФ, определяет особенности реализации права законодательной инициативы при внесении в ГД определенных законопроектов. Так, согласно Бюджетному кодексу РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в ГД Правительством РФ.

Субъект, который имеет право на подачу законопроекта, обязан представить следующие документы: пояснительную записку, в которой необходимо изложить суть вносимого законопроекта текст законопроекта, а на его титульном листе должно быть указано, кем данный законопроект вносится список актов законодательства, утрачивающих силу, либо подвергающихся изменению вследствие принятия представленного законопроекта финансово-экономическое обоснование, если оно необходимо решение Правительства, необходимое в определенных ситуациях.

Вопрос о перечне субъектов законодательной инициативы в науке конституционного права остается дискуссионным. Внесение законопроектов депутатами палаты является традиционным правомочием депутатов в большинстве парламентов мира, причем индивидуальным правом каждого депутата в отдельности. На практике это приводит к излишней активности депутатов, внесению очень большого числа законопроектов. Часть из них не является актуальными, а к некоторым депутаты-инициаторы теряют интерес сразу после внесения.

Особой спецификой обладает внесение законопроектов Советом Федерации и его членами. Порядок внесения законопроекта определен гл. 17 Регламента. Совет Федерации, являясь внутрипарламентской структурой, может сам непосредственно вносить проекты. Постановление о внесении законодательной инициативы принимается большинством голосов от общего числа членов палаты. Член Совета Федерации, как и депутат Государственной Думы, вносит законопроект самостоятельно, при этом не требуется согласие других членов Совета или чьего-либо одобрения. Формально член Совета Федерации выступает в личном качестве, а не от имени субъекта. Делегировавшие его органы не вправе давать ему поручения и определять его действия (хотя и пытаются это сделать на основе своих решений). Регламент 1996 года содержал, как нам кажется, обоснованное требование о внесении законопроекта от двух членов, представляющих один субъект РФ, либо от 10 членов Совета Федерации. Несоблюдение этого правила, в частности, может повлечь внесение двух взаимоисключающих законопроектов от представителей одного субъекта РФ.

Особого внимания заслуживает право законодательной инициативы законодательных (представительных) органов субъекта федерации. Представительные (законодательные) органы федерального и регионального уровня не состоят в отношениях власти-подчинения, однако орган субъекта федерации может воздействовать на федеральное законотворчество. Важным моментом является то, что в соответствии с Конституцией законотворческая активность субъекта РФ не ограничена сферой совместных полномочий федерации и субъектов. Вместе с тем, результативность законодательных инициатив субъектов РФ крайне низка.

Последними в числе субъектов законодательной инициативы Конституция РФ называет суды. Практика внесение законопроектов судами также невелика (около 1 % от всех законопроектов). Во многом это объясняется тем, что законодательная инициатива ограничена вопросами их ведения. Однако вопросы ведения, например, Конституционного Суда РФ довольно широки. Вместе с тем, этот судебный орган предпочитает поправлять федеральное законодательство своими постановлениями, а не участвовать в его формировании на стадии принятия. Используемый термин «по вопросам своего ведения», видимо, предполагает разделение законодательных инициатив внутри самой судебной власти, поскольку суды – единственный орган правосудия в РФ, соответственно, любой вопрос жизни страны может стать вопросом рассмотрения соответствующего суда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: