Задание № 5. Синтаксические нормы

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Приговорить, осудить (казнь), гордиться, радоваться (успехи), вопреки (угроза).

 

2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.

1. Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски. 2. Матрос, который спас утопающих, награжден медалью. 3. Многие из тех, которые посетили выставку, были приезжими.  

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Напившись жаркого ча(я, ю) с медом и пышками такими белыми вкусными домашними что они таяли во рту мужчины с удовольствием покурили после чего гости через заднюю садовую к…литку спустились счас…ливо(усталые) к берегу и здесь в заливчике пос…дели на (полу)вытянутом из воды б…ркасе огляд…вая уже предзакатное небо с гр…дами перистых облаков тихую реку с теми же облаками тихую деревню разброса(н, нн)ую на бугре над луговой низиной.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 37

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Директоров, договор, феномен, ходатайствовать, эксперт.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:  [ ЧН ] или [ ШН ]?

Кузьминична, скворечник, яичница, ничто, друг сердечный.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Паблисити, ресурсы, рейтинг, инцидент, катаклизм.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. На полгода были задержаны платежи по выплате зарплаты.                 2. Покупатель потребовал прейскурант цен. 3. На завтрак был кофе и бутерброды с маслом.

 

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Оборотливый – оборотный, опасный – опасливый, скрытый – опасливый.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Войска неприятеля потерпели огромные потери в сражении. 2. «Белая ворона» – так называют иногда человека совестливого, не равнодушного к тому, что плохо лежит. 3. Результаты эксперимента превзошли наши ожидания: практически погибла большая часть подопытных кроликов.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Оседлать Пегаса. 2. Пиррова победа. 3. Колесо Фортуны.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Прикубанский) РОНО, новый (плащ-палатка), (храбрый) шевалье, (громкий) сопрано, (экстренный) коммюнике.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Цыган, рекрут, габарит, карат.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

7 щенков, 2 суток, 8 человек, с 675 рублями.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Внушать страх, вселять страх (противник), сопротивляться, бороться (враг), полон (бодрость).

 

2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.

  1. Автор рассказал о книге, которая готовилась к изданию. 2. Факты, которые были приведены в докладе, свидетельствуют об успехах в медицине. 3. Арестованный тревожился о семье, которая была взята под надзор.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Второй этаж сост…ял из нескольких помещений разной вел…чины. Самое крупное большая гости(н, нн)ая. Она имела овальную форму. Гр…мадная в…тая бронзовая люстра нав…сала над ее центром. Четыре потускневших зерк…ла а (к, кк)уратно распол…гались по стенам (в)переме…ку со сливоч(?)ными коло(н,нн)ами д…ван м…нувшего ст…летия обитые вишневым француз…ким барх…том оп…ясывали гости(н, нн)ую вел…колепный п…ркет бл…стал буд(то) вчера натертый. Гости(н, нн)ая к…залась пустой лиш…(н, нн)ая рояля и кресел за (то) она открывала теперь свое пр…странство годное для фехтования и одиночества.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 38

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Завидно, каучук, красивее, маркетинг, (остричь) наголо.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:  [ ЧН ] или [ ШН ]?

Избыточный, горячечный, копеечный, сердечный, пустячный.

 

  Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Конформизм, легитимный, ностальгия, остракизм, стагнация, юрисдикция.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. В театре состоялась первая премьера балета «Спартак». 2. На вечере присутствовал весь цвет театральной элиты. 3. В газете «Из рук в руки» появилось объявление о свободной вакансии на должность главного инженера предприятия.

 

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Обеднеть – обеднить, описка – отписка, политичный – политический, освоить – усвоить, скрытый – скрытный. 

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 2. Задержка транспорта здорово потратила нам нервы. 3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Восьмое чудо света. 2. Титанический труд. 3. Сжечь за собой корабли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: