- Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника.
В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила в составление натюрморта есть.
1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должен быть заложен определенный смысл, идея, тема. Например: предметы труда (профессии человека), растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.
2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые по массе предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме, крупные и мелкие.
|
|
3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.
4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
5. Большую роль в натюрморте играет дальний план, фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки, сдержанный по цвету не спорящий с передними планами не мешает рассматривать натюрмортную группу предметов.
6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым. Присутствие: контрастов в тоне цвета, локальных (собственных) цветов предметов, увеличивает передачу переднего плана.
ПЛЕНЭР