Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие организма ребенка представляет собой сложный непрерывный процесс, сопровождаемый морфологическими, функциональными и биохимическими изменениями, которые на разных этапах имеют отчетливо выраженную последовательность и цикличность. Организм ребенка постоянно находится в процессе роста и развития, проходящих непрерывно в определенной закономерной последовательности [57. 58.].

Для развития организма ребенка характерны неравномерность и гетерохронность, проявляющиеся в ступенчатости появления основных функций организма. Одни из них «идут» как бы впереди, закладывая фундамент для появления других. Затем функции, которые отставали, выходят на первый план и создают основу для дальнейшего усложнения деятельности ребенка. Каждая функция обладает присущим только ей сензитивным периодом, в течение которого наблюдается наиболее интенсивное ее развитие. Кроме этого развитие организма ребенка протекает стадиально; причем каждая последующая возрастная стадия возникает при окончательном формировании предыдущей [62.].

В ходе развития организма ребенка происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что процессы организма отделяются друг от друга и превращаются в самостоятельные виды деятельности. Интеграция состоит в установлении связей между отдельными частями организма ребенка [1].

Организму ребенка присуща пластичность, благодаря чему он приобретает возможность изменяться под воздействием каких-либо условий (внешних или внутренних) и усваивать накопленный опыт. Пластичность имеет несколько проявлений. Во-первых, компенсация психических или физических функций в случае их отсутствия или недоразвития. Во-вторых, подражание, рассматриваемое как своеобразная форма ориентировки ребенка в окружающем мире [57].

Все выше описанные особенности детского организма обеспечивают его психофизическое развитие. Под физическим развитием понимают процесс становления и изменения биологических форм и функций организма человека, совершающейся под влиянием условий жизни, воспитания. Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма [57, 5].

Психическое развитие – это процесс формирования познавательных процессов, свойств личности, темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов [33].

Психомоторное развитие характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей [53]. Психическое и физическое развитие тесно взаимосвязаны; отставание одного из них может приводить к задержке другого.

Дети  5-6-летнего возраста находятся в зоне «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7–10 см [25]. Средняя длина тела дошкольника 6-и лет составляет около 110 см. На протяжении седьмого года жизни длина тела увеличивается на 0,5 см в месяц и к шести годам достигает в среднем 116 см [35]. Масса тела 5-6 летнего ребенка находится в пределах 19 кг. В течение года ее прибавка составляет около 200 г в месяц и к шестилетнему возрасту поднимается в среднем до 21,5 кг [57].

К пяти-шести годам еще не завершено развитие опорно-двигательной системы ребенка; скелет его еще подвергается сложным преобразованиям по воздействием внешних и внутренних факторов [35 36.]. Кости ребенка не обладают достаточной прочностью, поэтому легко поддаются искривлению под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды: физические упражнения, неадекватные функциональным и возрастным возможностям детей, несоответствующая росту ребенка одежда и обувь [69].

К шести годам увеличивается масса мышц, в особенности нарастает мускулатура нижних конечностей. Увеличивается также сила и работоспособность мышц. Совершенствуется рефлекторная регуляция расслабления и напряжения отдельных групп мышц, благодаря чему у ребенка вырабатывается осанка [15.].

В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит дальнейшее интенсивное созревание организма ребенка. Наряду с общим ростом происходит анатомическое формирование и функциональное развитие тканей и органов. Важное значение имеют окостенение скелета, увеличение массы мышц, развитие органов дыхания и кровообращения [42]. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, ее контроль над корковыми центрами. Физическое развитие создает необходимые условия для большей самостоятельности ребенка, для усвоения им новых форм общественного опыта в процессе обучения и воспитания [22].

У старших дошкольников происходит дальнейшее совершенствование двигательного анализатора, благодаря чему формируются и совершенствуются разнообразные двигательные навыки, начиная с сидения и заканчивая сложно координационными движениями, такими как сохранение равновесия, выполнение графических действий и т. д. [56, 66].

Состояние моторики ребенка является косвенным показателем зрелости различных отделов ЦНС в виду того, что многие моторные акты возможны лишь при условии тесного взаимодействия различных анализаторов. Развитие некоторых из них напрямую связано с организацией центральных механизмов моторных функций организма ребенка в целом [15.].

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте совершенствуются и достигают стабильного уровня функционирования основные процессы высшей нервной деятельности: возбуждение и в большей мере торможение. Несколько легче в данный период формируются виды условного торможения, что выражается в повышении работоспособности коры головного мозга [13]. Постепенно ребенок приобретает способность сосредотачивать внимание в течение 20-25 минут и более [40.]. Однако характерно по-прежнему преобладание возбудительного процесса над тормозным, а также неустойчивость основных процессов нервной системы, что достаточно остро проявляется в трудный период адаптации ребенка к новым условиям [32].

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте отмечается снижение порогов зрительной, слуховой и кожно-двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения и тонкость различения цветов и их оттенков. Восприятие приобретает более целенаправленный характер: дети 6-7 лет могут более свободно обращать внимание на те моменты, которые отмечаются педагогом [22].

У детей продолжают совершенствоваться все стороны речи. Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми продолжает быть личностное общение, направленное на получение от последних оценки свойств и качеств собственной личности. Взаимоотношения ребенка с другими детьми основывается на более прочных взаимных привязанностях и характеризуются большей устойчивостью. Возникает привязанность к своей группе; складываются простейшие формы групповой солидарности. В то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. В этом возрасте дошкольники постепенно овладевают непосредственными эмоциями, возникающими под влиянием ситуации. Совершенствуется волевая сфера ребенка, развивается психическая произвольность, на основе которой становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути достижения этих целей, правильная оценка результатов собственных действий [22 62].

Как указывал Л.С. Выготский, в старшем дошкольном и младщем школьном возрасте проявляется и совершенствуется новая система психических функций, в центр которой выходит память [26]. Развитие памяти в возрасте 5-6 лет имеет характер смыслового запоминания. Постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Так, к концу дошкольного возраста память начинает приобретать произвольный характер [3, 48].

На этапе старшего дошкольного возраста отмечается высокая взаимосвязь в развитии памяти и мышления. Для дошкольника мыслить – значит вспоминать, то есть использовать свой прежний опыт и изменять его. К концу дошкольного возраста дети постепенно переходят к наглядно-образному мышлению; к наглядно-действенному они обращаются в довольно редких случаях [62, 40, 58].

Наивысшего расцвета достигает воображение, позволяющее ребенку не только воспроизводить образы прошлого опыта, но и создавать что-то новое, что-то свое. Воображение дошкольника становится предвосхищаемым. Дети способны представить себе не только конечный результат своей деятельности, но и его промежуточные этапы. Складываются основные действия воображения дошкольника: создание замысла в форме наглядной модели воображаемого предмета, явления и последующее обогащение этой модели деталями, придание ей конкретности, что отличает результаты действий воображения от результатов мыслительных действий [48].

Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра, особенно один ее вид – ролевая игра. Важная роль игры в развитии психических процессов состоит в том, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено. Игра является также первой школой воли ребенка. Она создает благоприятные условия и для развития движений дошкольника, сознательного их воспроизведения. На этапе старшего дошкольного и перехода к младшему школьному возрасту игровая деятельность от сюжетно-ролевого взаимодействия переходит в игру по поводу правил.[61, 44, 19].

Вместе с естественной эволюцией игровой деятельности продолжают развиваться и другие виды продуктивной деятельности, где дети воплощают свои замыслы, доводят их до конца. Важное значение приобретают такие виды деятельности, как учение и труд. Дети 5-6-летнего возраста способны выполнять посильные трудовые обязанности. Важной особенностью дошкольного возраста является формирование произвольности поведения, которое в данном возрасте опосредуется нормами и правилами. Ребенок 6- летнего возраста способен управлять своим поведением, понимает смысл задачи, поставленной взрослым, самостоятельно выполняет указания, направленные на способ ее выполнения [18].

Все перечисленные особенности способствуют тому, что у детей на этапе перехода к систематическому обучению, все более разнообразной становится двигательная деятельность. Дети хорошо владеют основными движениями, начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений. Возрастают проявления самостоятельности. Движения ребенка становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер [61, 40].

Этап перехода к систематическому обучению – это период, когда оценка и развитие психического и физического состояния имеют особую значимость, что определяется следующими причинами. Во-первых, насыщенность учебных программ и высокий темп прохождения материала требуют, чтобы ребенок, поступающий в школу, уже владел элементарными формами учебной деятельности, знаниями и умениями, имел должный уровень психического, социального и физиологического развития [44, 59]. Во-вторых, выявление задержки психического развития происходит в большинстве случаев с началом школьного обучения. В-третьих, с началом школьного обучения происходит снижение ДА [61,].  В-четвертых, изучение уровня развития познавательной и двигательной деятельности детей на этапе перехода к систематическому обучению поможет лучше выявить их особенности, дифференцировать возможные отклонения в психофизической сфере у детей данной возрастной группы, а также построить коррекционную программу, направленную на профилактику неблагоприятных функциональных состояний, возникновение которых сопряжено с наличием определенных факторов риска которыми изобилует школьная среда [46].

Анализ литературы по проблеме психофизического развития показал, что психомоторное развитие на протяжении всей жизни человека характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей. Психическое и физическое развитие тесно взаимосвязаны; отставание одного из них может приводить к задержке другого. Изучение особенностей психофизического развития на этапе 5-6 лет показало, что ребенок находится в стадии интенсивного развития всех психических и физических функций и систем.

В связи с этим адаптация к систематическому школьному обучению, в том числе посредством направленного и рационального использование средств физической культуры, является одной из приоритетных задач всех специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: