Общая характеристика физических нагрузок различной направленности

Проблема классификации и нормирования тренировочных нагрузок детально разрабатывалась в рамках теории и методике спортивной тренировки. В результате упорной работы ученых различных специализаций выделено ряд классификационных признаков, позволяющих более точно охарактеризовать используемые тренировочные средства [58]. К числу наиболее существенных признаков классификации тренировочных средств можно отнести: специализированность нагрузки (меру сходства данного тренировочного средства с соревновательным упражнением); направленность (воздействие тренировочного упражнения на развитие того или иного физического качества); координационную сложность; величину нагрузки (количественную меру воздействия упражнения на организм спортсмена) [28].

Специализированность нагрузки предполагает распределение тренировочных упражнений на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательным упражнением. По этому признаку все тренировочные средства разделяются на специфические и неспецифические. Данная градация имеет особое значение непосредственно для спортивной практики, так как позволяет выделить средства с различным тренирующим эффектом [51].

Координационная сложность нагрузки предполагает распределение тренировочных упражнений на группы в зависимости от степени их сложности, выделяют повышенную, среднюю и малую координационную сложность упражнений [27].

Под величиной нагрузки понимают количественную меру тренировочных воздействий и выделяют показатели, относящиеся к «внешней» (физическая) и «внутренней» (физиологическая) стороне нагрузки [51].

Физическая нагрузка определяется по продолжительности и скорости выполнения упражнений, количеству повторений, подходов, элементов, поднятому весу и т. п. Физиологическая нагрузка учитывается по показателям кислородного долга и кислородного потребления, ЧСС, систолического объема и т.д. В свою очередь, для контроля за нагрузками используются значения объема и интенсивности, зарегистрированные при выполнении физических упражнений [4].

В процессе выполнения любого физического упражнения развиваются и совершенствуются, прежде всего, те двигательные качества, от которых зависит его результативность. Данное обстоятельство и указывает на необходимость в процессе физической тренировки направленно воздействовать на совершенствования соответствующих двигательных качеств. Однако данное правило справедливо лишь для однократного выполнения заданий. В случае варьирования условий выполнения тренирующее воздействие упражнения будет определяться соотношением его компонентов. Различное сочетание значений компонентов и определяет направленность воздействия упражнения (быстрота и сила или выносливость и т.п.). Анализ значений компонентов нагрузки позволяет распределить тренировочные упражнения на группы по направленности [24]. Выделяют следующие основные компоненты нагрузки: продолжительность упражнения; интенсивность упражнения; продолжительность интервалов отдыха между упражнениями; характер отдыха; число повторений упражнения и др.

Интенсивность упражнения обуславливает величину и характер физиологических сдвигов. Продолжительность упражнения тесно связана со скоростью его выполнения, поэтому упражнения разной длительности обеспечиваются разными энергетическими механизмами. Продолжительность интервалов отдыха между упражнениями во многом определяет величину и характер сдвигов, вызванных нагрузкой в организме. В периоды отдыха при повторной или интервальной работе происходит восстановление, протекание которого зависит от длительности упражнений и интенсивности их выполнения, а также от особенностей функционирования систем организма, обеспечивающих эффективность работы. Характер отдыха в паузах между попытками в определенной степени влияет на восстановительные процессы. Количество повторений упражнения (при фиксированных значениях их мощности, длительности и величины интервалов отдыха) определяет суммарную величину ответных реакций организма.

Сопоставляя изменения значений компонентов физической нагрузки с величиной физиологических показателей можно обнаружить, что изменение значений того или иного компонента сказывается на величине срочного тренировочного эффекта. Данное обстоятельство рассмотрено в отдельных исследованиях, направленных на сопоставление изменений компонентов физической нагрузки с величинами физиологических показателей установлено, что максимальное и минимальное значение компонентов соответствует максимальным и минимальным значениям физиологических критериев. В этой связи изменение значений того или иного компонента сказывается на величине срочного тренировочного эффекта [23.].

Таким образом, представленное распределение тренировочных нагрузок отражает специфику энергообеспечения работ разной мощности и продолжительности. В этой связи выделяют следующие основные группы средств: скоростно-силовые (анаэробная алактатная); скоростная выносливость (анаэробная гликолитическая); все виды двигательных качеств (аэробно-анаэробная); общая выносливость (аэробная); сила и силовая выносливость (анаболическая) [27].

Как известно в оздоровительной тренировке соблюдение принципа оздоровительной направленности реализуется при помощи рационального подбора параметров нагрузки. В связи, с чем непрерывно ведется поиск рациональных соотношений основных компонентов тренировочной нагрузки, обеспечивающих наиболее выраженное положительное воздействие на физическое состояние детей и подростков. Особо пристальное внимание уделяется выявлению наиболее оптимальной направленности (метаболической) применяемых физических нагрузок и их сочетаний в возрастном аспекте [2.].

Как уже отмечалось, адаптационные изменения, происходящие под влиянием физических упражнений, зависят от вида упражнений, структуры двигательного акта (упражнения различной направленности вызывают неоднозначные, иногда даже противоположные, структурно-функциональные перестройки). В связи с этим возникает необходимость анализа специфики воздействия физических упражнений, связанных с теми изменениями наступающими в организме под влиянием оздоровительной тренировки, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья [29].

В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений избирательной направленности: циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости. Циклические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость.

Ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость. Физическая тренировка способствующая повышению энергетического потенциала организма, расширению возможностей транспорта кислорода, совершенствование окислительных процессов и экономизации обмена веществ, увеличение функциональных способностей и устойчивости эндокринных систем, увеличение стабильности ионных насосов и эндокринно-метаболический антисклеротический эффект – является специфическим результатом адаптации организма к продолжительной мышечной деятельности т.е. упражнений на выносливость. Именно упражнения на выносливость являются тем видом физической активности, который рассматривается подавляющим числом специалистов, как основное средство укрепления здоровья [17].

Как указывается в работах Американского колледжа спортивной медицины, наибольшим оздоровительным эффектом должны обладать упражнения, выполнение которых удовлетворяет следующим требованиям: участие в работе больших мышечных групп; возможность продолжительного выполнения упражнения; ритмический характер мышечной деятельности; энергообеспечение работы мышц в основном за счет аэробных процессов.

Таким образом, с этой точки зрения необходимо считать оздоровительными лишь аэробные упражнения [43].

Однако следует подчеркнуть, что не только циклические упражнения способствуют благоприятным изменениям в организме. Так, гимнастическим упражнениям свойственен свой специфический развивающий эффект, отличный от развивающего эффекта упражнений на выносливость. Их основное значение это воздействие на функции центральной нервной системы и повышение умственной работоспособности. Данные упражнения являются эффективным средством физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, формируя разнообразные двигательные навыки, совершенствуя ловкость, силу, быстроту, укрепляя опорно-двигательный аппарат, развивая хорошую осанку и помогая сохранить подвижность в суставах [67].

Особым видом гимнастики являются занятия силовыми упражнениями. Однако, как отмечается, их использование далеко не всегда может быть рекомендовано в оздоровительной физкультуре. Особенно существуют строгие ограничения в соответствии с возрастными возможностями занимающихся [65].

Так же, как силовые упражнения, с ограничением могут применяться упражнения на скорость и скоростную выносливость. Данные физические упражнения могут использоваться лишь для молодых людей, так как в основном направлены на развитие анаэробной работоспособности, что требует повторения упражнений около предельной интенсивности в рамках одного занятия, что ведет к повышению кислотности внутренней среды организма. Следствием чего нарушается постоянство внутренней среды, которое является основным условием нормального функционирования всех органов и систем [17].

Существенным является вопрос о целесообразности сочетания аэробных упражнений с другими видами упражнений. Так, известно, что чем ниже исходные двигательные возможности, тем выше эффект тренировки в аэробном режиме. С повышением физической работоспособности влияние аэробных упражнений уменьшается. В этом случае хороший результат дают упражнения смешанного аэробно-анаэробного режима [58].

Таким образом, приоритет циклических аэробных упражнений подчеркивают большинство авторов оздоровительных программ. Это связано с профилактической эффективностью упражнений на развитие выносливости в отношении атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. Данные упражнения также обеспечивают увеличение общей неспецифической резистентности организма, что имеет большое значение в условиях постоянного ухудшения экологической обстановки. Вместе с тем следует отметить, что оздоровительная эффективность занятий физическими упражнениями не может быть ограничена только аэробными упражнениями. В обеспечении жизнедеятельности человека большое значение имеют все физические качества, однако, их вклад в общий объем тренировочного занятия зависит от возраста

В группах отбора и н.п. периодизация учебного процесса планируется как сплошной подготовительный этап, который можно условно разделить на подготовительный, соревновательный и переходный период. Планирование учебно-тренировочного процесса в годичном цикле представлено в таблицах. (см. приложение 2 таблицы) [60].

Таким образом, именно на этапе отбора и начальной спортивной специализации в рамках решения задач укрепления здоровья, создания предпосылок для нармального физического и психического развития, а также создания прочной базы для дальнейшей более углубленной спортивной специализации целессобразно предусмотреть способы оптимизации учебно тренировочного процесса повысив его оздоровительную эффективность. Для этого необходимо иметь данные свидетельствующие о влиянии систематических занятий физическими упражнениями на функциональное состояние детей старшего дошкольного возраста. А таеже иметь представления о возможных способах и механизмах повышения оздоровительной эффективности занятий физический культурой для данной категории воспитанников.

.


ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Педагогическая технология управления ФС детей дошкольного возраста средствами физического воспитания рассматривается как системный педагогический процесс, направленный на регуляцию физиологических, психологических и поведенческих аспектов ФС детей дошкольного возраста и построенный на алгоритмах деятельности призванной обеспечить эти результаты (рис.1.).

Данная технология не противоречит базисной модели физического воспитания детей дошкольного возраста принятой в Республике Беларусь и содержанию раздела «физическая культура» учебной программы дошкольного образования будучи максимально адаптированной к ее контексту. Применение экспериментальной технологии дополняет существующую систему оценки результативности физкультурно-оздоровительных мероприятий по динамике индивидуальных показателей здоровья, функционального состояния, физического и двигательного развития детей, совокупность которых определяет групповой эффект воспитания.

В структуре технологии можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:

- диагностика функционального состояния: определение исходного уровня физической работоспособности и подготовленности, оценка индивидуально-психологических особенностей детей, выявление биологического возраста, изучение физиологических, психологических и поведенческих аспектов ФС;

- планирование и прогнозирование изменения ФС организма детей: разработка «базовой модели ФС детей», включающей данные о скорости и качестве реализации значимой умственной работы, ее вегетативном обеспечении, психофизиологической цене деятельности, физической работоспособности и физической подготовленности. В данном контексте модельные параметры выступают в качестве эталонных показателей ФС, на достижение которых должен быть ориентирован процесс направленной физической подготовки (в качестве модельных используются уровни ФС, характерные для детей с более высокой комплексной оценкой работоспособности);

- программирование физической нагрузки в процессе реализации физкультурно-оздоровительных мероприятий (разработка комплексов упражнений различной преимущественной направленности): планирование содержания (вид упражнений, тип мышечных сокращений, объем активной мышечной массы, структура движений, специфичность тренировочного эффекта), направленности (аэробная, смешанная, анаэробно-гликолитическая, анаэробная алактатная), величины (интенсивность, объем, кратность занятий, характер и продолжительность интервалов отдыха) и организации (распределение нагрузки, взаимосвязь срочных, отставленных и кумулятивных эффектов) нагрузок. Формирование блоков (наборов упражнений) и комплексов упражнений различной метаболической направленности с учетом возраста и физической работоспособности детей различных групп УДО;

- разработка содержания занятий физическими упражнениями (направленной физической подготовки) с учетом уровня физической подготовленности и работоспособности детей дошкольного возраста: последовательное определение основных компонентов физической нагрузки – величины, направленности, интенсивности, недельного объема, продолжительности нагрузки развивающего характера в отдельном занятии, периодичности занятий. Составление программ направленной физической подготовки на микроструктурном (отдельное занятие, микроцикл), мезоструктурном (мезоцикл) и макроструктурном (годовой этап) уровнях;

- организация оперативного, текущего и этапного контроля ФС: на основе использования комплекса информативных показателей изучается динамика показателей ФС. Реализация этапного контроля производится на основе учета «средних» показателей темпа прироста результатов.

На основе данных о динамике исследуемых показателей ФС осуществляется регуляция физической нагрузки различной направленности в отдельном занятии и серии занятий по величине, интенсивности, продолжительности и периодичности (номограммы, уравнения регрессии, шкала интенсивности нагрузок, градации величины нагрузки). Обеспечение положительного взаимодействия срочных, отставленных и кумулятивных тренировочных эффектов занятий;

-сопоставление достигнутых изменений ФС с запрограммированными величинами, коррекция основных параметров ФН: на основе соотнесения данных оперативного, этапного и текущего контроля коррекция содержания, направленности, величины и организации физических нагрузок.

В процессе диагностики функционального состояния (первый компонент технологии) решается задачи, связанные с получением информации об исходном уровне ФС детей, их умственной и физической работоспособности. Осуществляется дифференциация дошкольников по уровню физической работоспособности и психофизиологической реактивности при реализации значимой умственной работы.

В рамках второго компонента технологии (планирование и прогнозирование изменения ФС детей) происходит определение величины желаемого прироста уровня физиологических, психологических и поведенческих показателей ФС детей различных групп УДО.

Программирование физической нагрузки в процессе реализации физкультурно-оздоровительных мероприятий (третий структурный компонент технологии) предназначено для решения ряда задач, связанных с рациональным построением содержания физкультурно-оздоровительных мероприятий позволяющее достичь «заданного» уровня изменения ФС, а также обязательного выполнения базового компонента программы по физическому воспитанию.

Четвертый компонент технологии (разработка программ педагогических воздействий различной направленности) предназначен для формирования целостного двигательного режима, обеспечивающего оптимизацию ФС в условиях учреждения дошкольного образования на основе использования программ физической подготовки различной метаболической направленности с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей различных групп детского сада.

Пятый компонент технологии выполняет функции обратной связи. На нем осуществляется сбор данных о срочном, отставленном и кумулятивном эффекте влияния разработанных программ физической подготовки на параметры ФС детей. Уточнение и коррекция индивидуальных программ педагогических воздействий.

Шестой компонент технологии является ее результирующим этапом, на котором предполагается достижение оптимального ФС с точки зрения снижения параметров индивидуальной активированности в состоянии покоя, а также повышения эффективности выполнения значимой умственной работы, снижения психофизиологической цены деятельности повышения работоспособности, снижения показателей острой заболеваемости.

Технология рассчитана на творческое использование педагогами содержания, форм и методов работы с детьми по физическому воспитанию ориентируясь на представленный алгоритм деятельности.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: