Столыпинская реформа

 

Наиболее распространенной формой в России было общинное владение землей, при котором вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины (так называемая «мирская земля»), которая в произвольные сроки перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами, сообразно размеру семей. При этих переделах также учитывалось создание новых крестьянских хозяйств и исчезновение существовавших. Часть земли (прежде всего луговые, пастбищные земли и леса, неудобья), как правило, не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении сельского общества. По обычаю, крестьяне оценивали хозяйственную полезность каждого участка в условных единицах, «тяглах», сколько «тягл» находилось в распоряжении крестьянского хозяйства, столько же пропорциональных долей оно должно было вносить в общую сумму поземельных налогов, уплачивавшихся сельской общиной.

Сельское общество могло в любое время произвести передел мирской земли — изменить размеры участков в пользовании крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. С 1893 года переделы разрешалось проводить не чаще, чем один раз в 12 лет. Не все крестьянские общества практиковали регулярные переделы, а некоторое общества произвели их только один раз при освобождении из крепостной зависимости. Кроме общих переделов, затрагивавших всю землю общины, весьма часто производились «скидки» и «накидки» — увеличение надела одного хозяйства за счёт уменьшения другого, не касавшиеся всех прочих. Как правило, земля отрезалась от вдов, состарившихся людей, уже не способных её обрабатывать, и прирезалась к крепким, увеличившимся семьям.

Общинная собственность на землю была совместима с поднадельной арендой — арендой одними крестьянами надельной земли других. Крестьяне, переселявшиеся на постоянное жительство в город, не могли продать свои участки. Имея выбор — либо уволиться из сельского общества без земли и денег, либо продолжать числиться в обществе и сдать в аренду свой участок — они неизменно находили более выгодным второй вариант. В результате, миллионы горожан продолжали формально считаться членами сельских обществ; перепись 1897 года установила, что в городах живет 7 млн крестьян.

    Община как коллективный собственник мирской земли была очень существенно ограничена в праве продажи земли. Такие сделки должны были пройти длинную цепочку утверждений, вплоть до утверждения министром внутренних дел (для сделок на сумму свыше 500 рублей). Практически, продажа земли общиной была возможна только на условии встречной покупки другого участка. Община не могла также и передать землю в залог, даже если выкуп был завершен.

В 1905 году в Европейской России 9,2 млн. крестьянских дворов имели 100,2 млн. десятин надельной земли в общинном владении.

Второй широко распространенной формой землевладения в сельских обществах было подворное (участковое) землевладение, при котором каждое крестьянское хозяйство получало выделенный раз и навсегда, передаваемый по наследству участок. Такая форма собственности была более распространена в Западном крае. Наследственный участок представлял собой ограниченную частную собственность — он передавался по наследству, и мог быть продан (только другим лицам крестьянского сословия), но ни в каком случае не мог быть передан в залог. Как и общинное владение, подворное владение могло сочетаться с общинной собственностью на непахотные земли (луга, пастбища, лес, неудобья).

Сельское общество имело право в любой момент перейти от общинного пользования землей к подворному, но обратный переход был невозможен.

  «Усадебная оседлость» крестьян (придомовые участки) находились в ограниченной (с правом передачи по наследству) собственности крестьян. Общие земли селений (улицы, проезды) всегда принадлежали сельскому обществу в целом.

После завершения революционных событий 1905 года в России наступил период реформирования, в котором активное участие принял министр внутренних дел П.А.Столыпин.

Пётр Аркадьевич Столыпин (2(14) апреля 1862 года, государственный деятель Российской империи. Из старинного дворянского рода. Окончил Петербургский университет и с 1884 года служил в министерстве внутренних дел. В 1906 году император предложил Столыпину пост министра внутренних дел, затем премьер-министром.

 

Фото 18. Пётр Аркадьевич Столыпин.

Основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину.

 Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования.

Считая основной причиной застоя в сельском хозяйстве сохранение крестьянской общины, он направил все усилия на ее разрушение. Одновременно началось укрепление крестьянской частной собственности на землю. Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия.

Из речей Столыпина:

  «Государство есть один единый организм. Самой больной, самой слабой частью, которая увядает, является крестьянство. Ему надо помочь».

«Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, так как где достаток, там и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого надо дать крестьянину освободиться от тех тисков, в которых он находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не изжила. Отменяется лишь насильное прикрепление крестьянина к общине».

    «Не беспорядочная раздача земель, а создание личной земельной собственности крестьянина. реальное право выхода из общины - вот задача и вопросы бытия Русской державы».

   «Наша земельная община – это гнилой анахронизм, здравствующий … наперекор здравому смыслу и важнейшим государственным потребностям. Дайте выход сильной личности в крестьянстве, освободите ее от воздействия невежества, лени и пьянства, и у вас будет прочная устойчивая опора для развития страны без всяких утопий и искусственных вредных скачков. Община в ее настоящем виде не помогает слабому, а давит и уничтожает сильного, губит народную энергию и мощь». П.А.Столыпин. Из беседы с журналистом П.А.Тверским в 1907 году.

«На очереди главная наша задача — укрепить низы. В них вся сила страны. Их более 100 миллионов и будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте — и слова Русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром… Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа — вот девиз для нас всех, Русских. Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

«Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в этом деле нужна продолжительная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать».

«Национализация земли приведет к такому социальному перевороту, к такому перемещению ценностей, какого еще не видела история».

«Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность».

По Указу от 9 ноября 1906 года все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение, такие земли называли отрубами, фермами и хуторами. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. Выходя из крестьянской общины, бывший её член мог требовать от нее закрепления в личную собственность участок положенной ему земли. Причем эта земля выдавалась крестьянину не по принципу «полосок», как раньше, а была привязана к одному месту. В частности, вышедшие из общины получали «в собственность отдельных домохозяев» все земли, «состоящие в его постоянном пользовании». Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же пределы были, то он платил общине за излишки по выкупным платежам 1861 года. Поскольку за сорок лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Закон от 14 июня 1910 года гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли».

К 1916 году, из общины вышло 2, 5 миллиона крестьян.

В ЦГА УР имеется дело «Бумаги по укреплению за крестьянами в личную собственность земли…» за 1911-1912 годы на 199 листах (ф.94, оп.1, д.158). Но, судя по документам, оформление земли в личную собственность было делом не простым: очень много было волокиты, как со стороны общины, так и земства.

 

 

Фото 19. Закон 14 июня 1910 года «Об изменении и дополнении некоторых постановлении о крестьянском землевладении».

 

Фото 20. Дело «Бумаги по укреплению за крестьянами в личную собственность земли...» Глазовского уезда 11 участка.

 

 

Фото 21. Сводная таблица по 11–ому участку Глазовского уезда по состоянию на 1 апреля 1911г.

 

Начальниками участков Глазовского уезда ежемесячно отправлялись в Вятскую губернию сведения об укреплении земли в личную собственность.    

Расшифрую эту таблицу:

- общее число домохозяев, заявивших требование об укреплении земли в личное пользование – 793,

- получили от общества приговоры об укреплении – 468,

- за отказом общества об укреплении земли в личное пользование – 395,

- число домохозяйств, по заявлениям которых состоялись постановления земских начальников об укреплении земли в личное пользование – 238,

- об отказе в укреплении – 86,

- число селений, перешедших в полном составе – 8, 

- домохозяйства, за исключением ранее укрепивших землю и досрочно выкупивших свои наделы земли – 377,

- земли, за исключением ранее укрепивших землю и досрочно выкупивших свои наделы земли – 76839 десятин 520 кв. сажен.

Вот как выглядело такое прошение.

 

 

Фото 22. Прошение крестьянина Н.А.Гунбина о закреплении земли в личную собственность.

 

Процент отказа общины в укреплении земли в личную собственность в ряде уездов Вятской губернии был следующим:

Вятский уезд – 60%,

     Слободскойуезд – 70%.

     Глазовский уезд - 72%,

     Нолинский уезд - 77 %.

Основной причиной отказов сельских обществ являлось желание сохранить первоначальную площадь надельной земли или хотя бы оставить в своей собственности лишние душевые наделы. В условиях возрастающего числа населения и преобладающих экстенсивных форм хозяйствования, под влиянием отношения общины многие из домохозяев, даже получивших согласие на укрепление земли в личную собственность, отказывались от своего намерения превратиться в собственников. Так, например, на 1 августа 1909 года около 30 % Вятских крестьян, подавших заявления об укреплении земли, после отказа сельского схода в реализации, оставляли свое намерение и к земскому начальству больше не обращались.

Что касается Котельнического и Глазовского уездов, то их заинтересованность в укреплении наделов в личную собственность во многом была вызвана их постоянным активным участием в миграционном процессе и отсутствием существенных побудительных мотивов к ведению полевого хозяйства в рамках общины для некоторых из них.

  В Глазовском уезде в 1908 году писали: «В нашем Поломской волости заявлений о выходе из общины почти нет, если не считать 2 случаев выделения из общины. Но эти выделения последовали из двоекорыстных расчетов. Один думает ехать на поселение, а Сибирь, а другой в настоящее время общается с людьми с вопросом – нельзя ли обратно воротиться в общину. Оба занимаются бакалейной торговлей».

О.М.Семерикова приводит следующие данные о укреплении земли в личную собственность по Вятской губернии:

Таблица 5.

 

Укрепление земли в личную собственность в Вятской губернии, %.

 

Период

 

Отношение домохозяев,

заявивших крестьян об укреплении земли в личную собственность

к числу всех домохозяев на 1905 год

Отношение числа домохозяев, укрепивших землю в личную собственность

Отношение площади надела земли, укрепленного в

 личную собственность

 ко всей площади на

1905 год

к числу домохозяев, заявивших требование к числу всех домохозяев на 1905 год
на 01.01.1915 г. 10,6 45,8 4,9 3,8
на 01.01.1917 г. 10,8 46,6 5,0 3,9

Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Во время аграрной реформы Столыпина, активизировалась деятельность Крестьянского банка, учрежденного еще в 1882 году. Банк служил посредником между помещиками, которые желали продать свои земли, и крестьянами, желавшими их купить.

Деятельность банка простиралась на европейскую территорию России, где в 1883 году было открыто 11 его отделений. После открытия в 1885 году Дворянского земельного банка руководство Крестьянским поземельным банком перешло к управляющему этого банка, а в июне 1890 года касса Крестьянского поземельного банка перешла в заведование кассиру Дворянского земельного банка. Объединение управления двумя государственными земельными банками должно было, по мнению правительства, сблизить продавцов земли, дворян, с основными покупателями, крестьянами.

В ходе выкупной операции крестьянам, платившим оброк за пользование помещичьей землей, предоставлялся кредит для выкупа этой земли в собственность. Они получали от государства ссуду под нее (так называемую выкупную ссуду) в размере 4/5 (при полном наделе) оценки выкупаемых земель. Эту ссуду крестьяне должны были погасить в течение 49 лет, выплачивая по 6% ежегодно (так называемый выкупной платеж). Из этих процентов 0,5% предназначалось на покрытие расходов правительства, связанных с выкупной операцией, а 5,5% были платой за предоставленный кредит в счет погашения долга. Из поступающих от крестьян выкупных платежей отчисляется прежде всего то, что следует на уплату процентов по билетам и свидетельствам и на уплату банкового долга, если таковой был на имении и удержан из следовавшей помещику выкупной ссуды. Затем все остальное обращается в запаснойкапитал выкупной операции, предназначенный на покрытие издержек по управлению онаго, а также особых расходов и потерь.

Выкупные ссуды и платежи устанавливались из расчета оброка, который крестьяне платили помещикам до реформы. Годовой оброк капитализировался из 6% годовых, то есть умножался на 162/3. Из полученной суммы (выкупной оценки) помещику выдавалось 75-80%. Остальные 20-25% составляли так называемый дополнительный платеж, который крестьяне вносили единовременно. На практике дополнительный платеж взимался не всегда, но если это происходило, то он выплачивался в течение 3-10 лет. Часто он заменялся работой, то есть, по сути, помещикам выплачивалась рента в соответствии с теми суммами, которые крестьяне раньше платили в качестве оброка.

  Выкуп крестьянами земельных наделов с помощью казны в значительной степени облегчался тем, что 65,53% всех крепостных душ было заложено в дореформенных государственных ипотечных банках. В 1859 году из 10 844 902 числившихся по ревизиям душ 7 107 184 души из 44 166 имений находилось в залоге. Долг помещиков по ссудам под эти имения составил 425 503 061 рубль. При выкупе помещики освобождались от большей части долга. Он вычитался из причитавшейся им суммы, но при условии, что переводимая на крестьян сумма долга помещика не превышала 70% всей выкупнойссуды.

Существенные черты его заключаются в следующем. Крестьянскому поземельному банку предоставляется производить:

1) выдачу крестьянам ссуд под покупаемые ими, по добровольным соглашениям с владельцами, земли, и

2) покупку земель на свое имя и за свой счет, для продажи их крестьянам      

3) выдачу ссуд под купленные крестьянами без содействия банка земли, для погашения обеспеченных на этих землях долгов по их покупке.

Ссуды на покупку земли выдаются, по-прежнему, сельским обществам, отдельным поселениям, не составляющим обществ, товариществам крестьян, отдельным крестьянам, а также мещанам, проживающим в селениях и постоянно занимающимся земледелием. Предельный размер ссуд на душу или двор определяется не денежной суммой, как теперь, а земельными нормами, определяемыми для каждой местности, с таким расчетом, чтобы содействие банка оказывалось приобретению земель в таком лишь размере, который может быть обработан силами покупщика и его семьи.

  Ссуды не должны превышать 90% ценности земли, по специальной оценке, и 6 0 % по нормальной; применение последней допускается только в исключительных случаях. При разрешении ссуд банку предоставляется входить в подробное рассмотрение всех условий сделок и выдавать ссуду лишь тогда, когда сделка будет признана банком соответствующей выгодам крестьян, а ссуда - достаточно обеспеченной.

Сроки ссуд установляются в 13, 17, 26 1/2, 381/3 и 51 3/4 лет, в зависимости от чего размер годового платежа определяется в 11,5, 9,5, 7,5, 6,5 и 6%. Покупка и продажа земли банком за свой счет в виде опыта (на два года, по 1 января1898 года) ведется на основании временных правил, по которым, между прочим, ценность купленных банком и непроданных им земель не должна превышать размера собственного капитала банка.

Новый законодательный акт уравнивал крестьян в правах с прочими сословиями. Наряду с выходом из общины крестьянам предоставлялось право откупа земли у помещиков с помощью ссуд, которые под небольшой процент предоставлял крестьянский банк на срок аж на 55 с половиной лет.

 Промышленный подъем в Удмуртии также сопровождался совершенствованием кредитно-финансовой деятельности, созданием объединений промышленников и крупных концернов. В 1809–1861 годах в Вятском крае был один банк купца Анфилатова в городе Слободском. После реформ 1861–1874 годов при содействии земства в Удмуртии открываются кредитные учреждения. В конце XIX века было 9 банков взаимного кредита, 22 уездные ссудно-сберегательные кассы. Крестьянский земельный банк, который выдавал ссуды частным собственникам земли, не состоявшим в общине и не участвовавшим в переделе участков, под залог имущества выдавал ссуды на приобретение земли. Ссуда выдавалась под проценты и на длительные сроки (до 50 лет). Для приобретения через банк земли крестьяне объединялись в товарищества, ссуды брали «по паям». Быстро росли суммы вложений в банки, вклады поступали не только от торговцев, но и от крестьян и иногда даже из глухих деревень.

С 1907 по 1915 годы крестьянам было выделено ссуд на сумму 421 млн. руб., еще 606 млн. руб. для покупки земли выделялось помимо банка. Ссуда выделялась также на приобретение скота и обустройство. Крестьяне – единоличники освобождались от уплаты налога, а их сыновья на определенный срок не призывались в армию.

Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 годов около 9,5 миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать.

Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. За счет переселения Петр Аркадьевич надеялся уменьшить земельный голод в центральных губерниях, и заселить безлюдные земли Сибири. Отчасти эта политика себя оправдала. Переселенцам предоставляли большие земельные участки и множество льгот, однако сам процесс был плохо отлажен. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Переселенцы получали пособия, налоговые льготы, надолго освобождались от армии. Но из 3 млн. пришлось вернуться 500 тыс., не устроившись на новых местах. По возвращении им обычно не возвращали землю и двор.

  Вышедшие из общины часто продавали землю и уходили в города, доме более удачливых не раз поджигали завистливые соседи. Землеустроительные комиссии, призванные юридически оформлять выход крестьян из общины, нередко оказывали давление на селян, чтобы те покидали общину. Но главное — крестьяне не получили помещичьей земли, что было их главным и непременным требованием.

  Реформа Столыпина дала сильнейший толчок в повышении эффективности сельскохозяйственного производства Царской России. Повысилась товарность крестьянских хозяйств, развивалось кооперативное движение, снижались цены на сельхозпродукцию.

На двадцатом году царствования императора Николая II (1914 год) Россия достигла еще невиданного в ней уровня материального преуспеяния. Прошло еще только пять лет со слов Столыпина: «Дайте нам двадцать лет мира, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» - а перемена уже начинала сказываться. После обильных урожаев 1912 и 1913 годов период с лета 1912 по лето 1914 года явился поистине высшей точкой расцвета русского хозяйства.

За двадцать лет население империи возросло на пятьдесят миллионов человек - на сорок процентов; естественный прирост населения превысил три миллиона в год.

  Наряду с естественным приростом, равно свидетельствующим о жизненной силе нации и о наличии условий, дающих возможность прокормить возрастающее число жителей, заметно повысился общий уровень благосостояния. Количество товаров, как русских, так и иностранных, потребляемых русским внутренним рынком, более чем удвоилось за двадцать лет. Так, например, потребление сахара с 25 миллионов пудов в год (8 фунтов на душу; 1894 год) превысило 80 миллионов пудов (18 фунтов на душу) в 1913 году. Хотя в 1911-1912 годах был неурожай свекловицы, и цена значительно поднялась - это не вызвало уменьшение спроса: сахар стал предметом необходимости широких масс. О повышении уровня благосостояния свидетельствовали: неуклонный рост дохода от винной монополии (вызвавшей такие нарекания с моральной точки зрения); удвоение производства пива и увеличение спроса на вино. Увеличилось и потребление чая (75 миллионов кг в 1913 году; 40 миллионов в 1890 году).

  Благодаря росту сельскохозяйственного производства, развитию путей сообщения, целесообразной постановке продовольственной помощи «голодные годы» в начале XX века уже отошли в прошлое. Неурожай более не означал голода; недород в отдельных местностях покрывался производством других районов.

Урожай хлебных злаков (ржи, пшеницы и ячменя), достигавший в начале царствования в среднем немногим более двух миллиардов пудов, превысил в 1913-1914 годах четыре миллиарда. Состав хлебного производства несколько видоизменился: более чем удвоились урожаи пшеницы и ячменя (пшеница по количеству приближалась ко ржи, тогда как ранее одна рожь составляла более половины урожая). Если принять во внимание рост вывоза (за границу уходило около четверти русских хлебов) и увеличение численности населения, все же количество хлеба, приходящегося на душу населения, бесспорно возросло. В городах белый хлеб стал соперничать с черным.

Урожайность хлебных злаков за время реформы возросла: по России в целом - на 14%, а в некоторых губерниях - на 20-25%.

Темпы прироста производства зерновых хорошо показывает рост экспорта зерна в Европу:

- в 1903-1904 годах было продано - 500 млн. пудов;

- в 1909 году - 760 млн. пудов;

- в 1912 году - 970 млн. пудов.

В период с 1909 по 1913 годы русское производство зерновых на 28% превосходило производство Аргентины, Канады и США, вместе взятых - ведущих производителей зерна на Западе.

По сравнению с 1894 годом к 1914 году поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 63%.

Россия широко экспортировала масло в Европу. Так в 1912 году только в Англию было продано масла на 68 млн. руб. Что, кстати, в 2 раза больше стоимости годовой добычи всего сибирского золота.

Удвоилось количество мануфактуры, приходящейся на голову населения: несмотря на то что производство русской текстильной промышленности увеличилось процентов на сто, ввоз тканей из-за границы также увеличился в несколько раз.

Благотворно реформа сказалась и на образовании людей. Число слушателей сельскохозяйственных чтений увеличилось: с 48 тысяч в 1906 году до 1,6 миллиона в 1914 году.

Вклады в государственных сберегательных кассах возросли с трехсот миллионов в 1894 году до двух миллиардов рублей в 1913 году. Количество почтовых отправлений увеличилось с четырехсот миллионов до двух миллиардов, число телеграмм с шестидесяти до двухсот миллионов в год.

Подъем русского хозяйства был стихийным и всесторонним. Рост сельского хозяйства - огромного внутреннего рынка - был во второе десятилетие царствования настолько могучим, что на русской промышленности совершенно не отразился промышленный кризис 1911-1912 годов, больно поразивший Европу и Америку: рост неуклонно продолжался.

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Валовой доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Спрос деревни на сельскохозяйственные машины, мануфактуру, утварь, предметы крашения создавал соревнование между русской и иностранной, главным образом немецкой, промышленностью, которая выбрасывала на русский рынок растущее количество дешевых товаров. Иностранный дешевый товар достигал русской деревни и способствовал быстрому повышению хозяйственного и бытового уровня.

Этот стихийный рост отражался и на доходе казны. С 1200 миллионов в начале царствования бюджет достиг 3,5 миллиардов. Из этой суммы более половины приходилось на доходы от винной монополии и от железных дорог. Год за годом сумма поступлений превышала сметные исчисления; государство все время располагало свободной наличностью. За десять лет (1904-1913) превышение обыкновенных доходов над расходами составило свыше двух миллиардов рублей. Золотой запас Гос. банка с 648 миллионов (1894 год) возрос до 1604 миллионов (1914 год).

Морис Бэринг, известный английский писатель, проведший несколько лет в России и хорошо ее знавший, писал в своей книге: «Основы России» (1914 год): «Не было, пожалуй, еще никогда такого периода, когда Россия более процветала бы материально, чем в настоящий момент, или, когда огромное большинство народа имело, казалось бы, меньше оснований для недовольства».

Бэринг, наблюдавший оппозиционные настроения в обществе, замечал: «У случайного наблюдателя могло бы явиться искушение воскликнуть: да чего же большего еще может желать русский народ?» Добросовестно изложив точку зрения интеллигентских кругов, Бэринг отмечает, что недовольство распространено главным образом в высших классах, тогда как «широкие массы, крестьянство в лучшем экономическом положении, чем когда-либо… то, что верно в отношении крестьян, верно в известной мере в отношении остальных слоев населения. Оно в настоящий момент процветает, и причины его недовольства не настолько остры и сильны, не настолько обильны, чтобы температура этого недовольства поднялась до точки кипения».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: