Примерные вопросы к зачету по курсу
«Концепции современного естествознания»:
№ Вопросы
п\п
1 Концепции современного естествознания. Предмет, задачи,
особенности курса,
2 Панорама современного естествознания. Тенденции развития.
3 Естественная и гуманитарная культура. Понимание науки в системе
культуры,
4 Методология научных исследований. Методы н формы научного
познания.
5 Основные виды фундаментальных взаимодействий,
Близкодействие. Дальнодействие.
6 Пространство и время как важнейшие атрибуты материи: основные
свойства.
7 Специальная и общая теория относительности. Основные идеи.
принципы и следствия.
8 Механистическая картина мира. Сущность, основные понятия и
принципы.
9 Динамические и статистические закономерности в природе.
Материальная точка. Совокупности, системы.
10 Термодинамическая картина мира. Сущность, основные понятия и
принципы.
11 Энтропия.Сущность, основные понятия и принципы её
возрастания.
12 Электромагнитная картина мира. Сущность, основные понятия и
принципы.
|
|
13 Квантово-полевая картина мира. Сущность, основные понятия и
принципы.
14 Корпускулярная концепция описания природы. Частица,
Корпускулярно-волновой дуализм.
15 Континуальная концепция описания природы. Электромагнитное
излучение. Основные положения электромагнитной теории
Д Максвелла.
16 Материя, вещество, состояние (газообразное, жидкое, твердое,
радиоактивное, биокосное,радиоактивное).
I7 Стpyктypные уровниopганизацииматерии. Микро-, макро- и мегамиры. Система систем.
18 Классическая химическая картина мира. Химические элементы,
реакции, соединения. Основные законы химии.
19 Реакционная способность веществ. Химическая связь, валентность.
20 Основные идеи, понятия и принципы атомно-молекулярного
учения.
21 Законы сохранения материи идвижения, eго универсальный
характер.
22 Химические системы. Основные идеи, понятия и принципы
периодического закона и системы химических элементов
Д.И.Менделеева
23 Самоорганизация в живой и неживой природе. Понятия системы,
обратных связей, самоорганизации, флуктуации.
24 Основные идеи, понятия ц принципы синергетики.
25 Фундаментальные принципы естествознания (дополнительности,
неопределенности, относительности, причинности, соответствия.
суперпозиции и др.).
26 Основные идеи и понятия порядка и беспорядка в природе. Хаос.
27 Астрономическая картина мира. Солнечная система, звезды,
галактики. Классические и современные представления
28 Вселенная н ее эволюция. Модель горячей Вселенной. Большой
взрыв.
29 Космическая эволюция. Сценарии будущего Вселенной. Проблема
внеземных цивилизаций.
|
|
30 Научный метод познания природы. Опыт (наблюдение,
эксперимент, измерение, моделирование). Теория (абстракция,
понятие, гипотеза, закон).
31 Глобальные естественнонаучные революции и их закономерный
характер.
32 Основные идеи, понятия н принципы биосферного (большого)
круга биотического обмена веществ. Геохимическая функция
жизни.
33 Основные идеи, понятия и принципы учения о биосфере
В.И.Вернадского. Структура и свойства первичной биосферы.
34 Структура современной биосферы. Функциональная целостность
биосферы.
35 Человек, эмоции и здоровье. Биологически обоснованные
потребности, среда обитания иестественные права человека.
36 Концепция ноосферы и нооэволюции.
37 Человек, биосфера н космические циклы.
38 Биосфера и глобальные экологические проблемы.
39 Проблема времени. Биологические ритмы, космические циклы.
40 Путь к единой культуре. Энтропия и общество. От парадигмы
антропоцентризма к парадигме биоцентризма.
41 Основные идеи,понятия н принципы воспроизводства и развития
живых систем. Законы наследственности Г.Менделя.
42 Генная теория строения живой материи. Генотип и фенотип.
Генетика и эволюция.
43 Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Карта
хромосом.
44 Эволюционное учениеЧ.Дарвинаиосновные принципы: борьба за
существование; наследственность и изменчивость; естественный
отбор.
45 Понятие симметрии и ее формы.
46 Симметрия пространства-времени и законы сохранения.
47 Нарушение симметрии, как источниксамоорганизации.
48 Эволюционно-сннергетическая парадигма и концепция
самоорганизации.
49 Социальная эволюция и ее особенности.
50 Химическая эволюция и понятие самоорганизации в химии.
51 Общая теория химической эволюции и биогенеза. Закон
химической эволюции А.П.Руденко
52 Теория биохимической эволюции. Гиперциклы и зарождение
жизни. Гипотеза М. Эйгена.
Рекомендуемая литература
1. Основная литература:
1. Концепции современного естествознания: учебник для академического бакалавриата / С. А. Лебедев [и др.]; под общ.ред. С. А. Лебедева. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 374 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8112-4. – ЭБС Юрайт
http://www.biblio-online.ru/book/8395E046-481A-4162-9CB3-A9778BC3152F
2. Дополнительная литература:
Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания. — Москва: Проспект 2016 г.— 288 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-392-20193-8
http://ibooks.ru/product.php?productid=353125
3.Литература для самостоятельного изучения дисциплины:
1. Акимов О.Е. Естествознание: Курс лекций / О. Е. Акимов. - УМО. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с.
2. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Курс лекций. 4-е изд., стер. – СПб: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2004. – 224с.
3. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. – 592с.
4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / А. А. Горелов. - УМО. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 512 с.
5. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / В. Г. Горохов. - УМО. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 412 с.
6. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 670с.
7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. 7-е изд, испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 608с.
8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник / С. Х. Карпенков. - УМО. - М.: Высшая школа, 2000. – 334 с.
9. Концепции современного естествознания: экзаменационные ответы: Учеб.пособие / С.И.Самыгин, В.О.Голубинцев, В.С.Любченко, Л.А.Минасян - Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
10. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов /Под ред В.Н. Лавриненко, В.П Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 317с.
|
|
11. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / В. М. Найдыш. - УМО. - М.: Гардарики, 2003. – 476 с.
12. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 287с.
13. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.- 2-изд. – СПб.: Питер, 2005. – 349с.
14. Сидоров А.А. Концепции современного естествознания: Программа курса /Сост.: А.А.Сидоров; Самарск. гос. экон. акад. Самара, 1998.-8 С.
15. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / Е. Ф. Солопов. - УМО. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 232 с.
16. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций / С. Г. Хорошавина. - УМО. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 480 с.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
-Электронная информационно-образовательная среда СГЭУ (ЭИОС) http:/lms2sseu.ru/
-Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU htpp://elibrary.ru
-Электронная библиотечная система «Айбукс»htpp://ibooks.ru
-htpp://lms2.seu.ru/mod/resource/view.php?id=6299
-Программное обеспечение:Windows, MS Office 2007 и др.
- Информационно-поисковые системы ГАРАНТ, КОНСУЛЬТАНТ
Интернет ресурсы:
http://allbest.ru/
http://www.alleng.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.kspu.ru/
http://elementy.ru/
http://nauki-online.ru/estestvoznanie/
http://postnauka.ru/
http://univertv.ru/