Глава 2. Морально-этические основы философии Канта

Моральные и правовые основы учений Иммануила Канта о государстве

 

Курсовая работа

студента 4 курса 1 потока 2 группы

очной формы обучения

Джанашвили Романа Яковлевича

 

 

Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права

                                                                            Козлихин Игорь Юрьевич

 

 

                                          Санкт-Петербург

2018 год

 

Оглавление

Введение …………………………………………………….....…………………3


Глава 1. Творческий путь Канта ……………………………..………………… 4

 

Глава 2. Морально-этические основы философии Канта.....…..……………..  7


Глава 3. Правовая теория Канта ….……………..…………….………………. 10

Глава 4. Учение о морали и праве – методический ориентир концепции
государства у Канта ……………………………..……………………………... 13

Заключение ……………………………………..………………………………  17


Список использованной литературы …………..………………...…………… 18

 

 







Введение

Иммануил Кант — один из самых известных философов за всю историю, чей вклад в нее едва ли можно переоценить. Я выбрал его как объект исследования для своей работы, потому что он вызывает неподдельное восхищение как ученый и человек. Незаурядные моральные качества Канта сочетались с гибким, пытливым умом и железной волей, что в сумме дало человечеству выдающегося ученого и философа.

В своей курсовой работе я постараюсь раскрыть и истолковать учение Канта о государстве, с точек зрения морали и права. Для более глубокого анализа в моей работе будут представлены основные фрагменты биографии Канта, поскольку невозможно судить о человеке в отрыве от научной парадигмы и ряда внешних факторов, несомненно, оказывавших влияние на становление и развитие столь великого ума. Также в своей работе я хотел бы тщательно проанализировать понятия этики, морали и права у Иммануила Канта, чтобы на их основе дать наиболее точную характеристику его мнения об идеальном государстве.

Глава 1. Творческий путь Канта

Иммануил Кант родился в 1724 году в семье немецкого шорника, Иоганна Георга Канта, и был четвертым ребенком в семье. По данным, почерпнутым из письма Канта своему другу, можно судить, что его семья имела шотландские корни. Детство философа было тяжелым и полным лишений и огорчений. Когда Канту было 14 лет, умерла его мать, которая, однако, успела заметить, что ее сын довольно одарен, и определила его в Collegium Fridericianum (это классическая латинская школа). Однако там таланты Канта не проявились, поскольку, как он вспоминал, учеба там была скучной и излишне формализованной. После окончания школы, Кант поступил в Кенигсбергский Университет. Эрнст Кассирер — исследователь жизни и творчества Канта — отмечает, что и там поначалу таланты Канта остались скрытыми, но уже тогда начала формироваться его железная воля. В годы студенчества Кант начал понимать, кем хочет быть в будущем. Но все его планы нарушила внезапная смерть отца — и Канту пришлось покинуть университет, потому что он остался без средств к существованию. Про последующие 10 лет жизни Канта известно не очень много, согласно некоторым источникам, философ подрабатывал домашним учителем в обеспеченных семьях. В 1755 году Иммануил Кант получает степень доктора наук, после чего в его жизни начинается новый этап: преподавание в Кенигсбергском университете. С самых первых лекций, Кант обрел большую популярность среди студентов: залы были переполнены. Как отмечали современники, Кант преподавал с особой «приятностью, свободой и основательностью», что и привлекало к нему молодые умы. Преподавание давалось философу нелегко: он продолжал жить в плохих условиях и работать, не покладая рук. В 1770 году Кант получил должность профессора метафизики и логики, и к этой же дате исследователи его творчества относят начало, так называемого, «критического» периода творчества. Именно в этот период родились самые блестящие и выдающиеся идеи философа, хотя многим современникам казалось, что звезда Канта на тот момент уже закатилась. К периоду с 1770 по 1804 года относятся размышления Канта об этике, государстве, праве, политике, общем устройстве мира, метафизике и нравственности.

В основном, эта курсовая будет посвящена как раз критическому периоду творчества Канта, потому что именно в те годы оформилось и развилось представление философа о государстве. Но об этом будет подробнее сказано в последующих главах курсовой работы. Сейчас вернемся к биографии Канта. Отдельно хотелось бы упомянуть о том, что ближе к концу жизни у Канта стали ярко проявляться прежде не столь заметные, но все же имеющие место черты характера, в частности, скрупулезность и педантичность. По воспоминаниям современников, Кант довел до идеальной точности расписание своего дня, настолько, что по нему можно было сверять часы. Каждый день Кант просыпался ровно в пять утра, вставал, выпивал несколько чашек чаю, выкуривал трубку, и начинал готовиться к лекциям. По окончании лекций, Кант обедал, как правило, в компании нескольких собеседников, а после обеда философ шел на вечернюю прогулку по городу. Вечером Кант любил рассматривать Кафедральный  собор, на который выходили окна его дома. Также философ разработал уникальную диету и внимательно следил за своим здоровьем.  Его пунктуальность и точность во всем стала объектом множества баек и шуток, в частности, бытовала легенда, что по Канту по утрам сверяли часы на городской площади. Что любопытно, философ никогда не был женат, хотя и не озвучивал никаких женоненавистнических постулатов (Кант в шутку говорил, что когда он хотел жениться, то он не мог себе этого позволить, а как только смог — уже не хотелось). В 1804 году Кант скончался и был похоронен в Кафедральном соборе[1].

Иммануил Кант оставил после себя огромное наследие. Множество произведений, и по сей день остающихся актуальными, стали ценой множества лишений, бед и неурядиц в жизни философа. Однако конечный итог жизни Канта, несомненно, впечатляет. Его имя стало одним из самых известных в области философии, а произведения — одними из самых читаемых.

 

 

Глава 2. Морально-этические основы философии Канта

После окончания «Критики чистого разума», Кант начинает интересоваться более приближенными к реальности вопросами, в частности, вопросами прикладной этики и истории. Эти вопросы философ раскрывает в таких произведениях, как: «Метафизика нравов в двух частях», «К вечному миру» и в маленьком произведении «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Все эти работы приходятся на время французской буржуазной революции, что не могло не наложить на мнение Канта определенного отпечатка.

Принцип категорического императива Канта относится скорее к праву, чем к этике, но я все же хотел бы избрать его отправной точкой своих рассуждений: «поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла бы служить также принципом всеобщего законодательства». Этот принцип является перефразированным высказыванием из Библии («поступай с людьми так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»), однако, у Канта он обрел формализм, общность и объективность. Как можно заметить, категорический императив абсолютно абстрактен, и поэтому может быть применен в любой жизненной ситуации. Также Кант пытался несколько локализировать данный принцип, чтобы читатель мог отличать истинный категорический императив от ложного: «воля не должна противоречить самой себе», но этот принцип не прижился и остался «сырым», необработанным, и был отброшен Кантом.

Очень важно понимать роль человека в системе ценностей философа, отраженную в практическом императиве: «человек есть цель в самой себе, а не средство». Этот постулат – символ человекоцентризма в системе морально-этических норм Канта, объективное правило, отражающее мироощущение и отношение философа к социуму.  Эти взгляды были гуманистическими, однако, слишком абстрактными и утопичными, чтобы быть реализованными на практике. Также мне представляется любопытным мнение Канта о том, что моральные и духовные качества человека очень часто не совпадают с количеством доставшихся ему материальных ценностей. Этот принцип был замечен впоследствии марксистами, но ему придали совершенно другое значение и форму, и оказался совершенно упущен из вида тот факт, что справедливость, по убеждению Канта, будет восстановлена после смерти человека – в небесной жизни. Таким образом, косвенными путями, через учение Канта об этике проступает религиозный мотив: философ приходит к перефразу религиозных постулатов и догм, пусть и в несколько сухой научной форме. Любопытно то, что в «Критике практического разума» Кант приходит к тому, что религия и вера в жизни и душе человека занимает очень важное место. Религия у Канта – это осознание высших обязанностей (заповедей) и их ценности, скорее как высшего блага, но не как приказа свыше, угрожающего санкцией за неисполнение. Религиозные догмы у Канта оцениваются, как высший закон над свободной волей, что вызвало впоследствии волну критики учения Канта со стороны марксистов-ленинистов, считавших его реакционным философом, ведущим народ по ложному пути. С одной стороны, философ смог запечатлеть на бумаге прогрессивные идеи французского либерализма, с другой – уповал на волю Божью. Этической системе Иммануила Канта свойственны некоторые черты отрешенности и аскетизма: ведь, согласно философу, нравственный долг и чувственные наслаждения не могут иметь ничего общего. Философ вводит понятие «антиномии» (неустранимого противоречия) между счастьем земным (низшим) и счастьем высшим – нравственным долгом. Кант разделяет выполнение нравственного долга на две основы: легальную и моральную Легальное выполнение нравственного долга – это совпадение у человека выполнения долга с велением сердца, а посему, человек выполняет долг с удовольствием. Моральное же выполнение нравственного долга обратно легальному: человек осуществляет свой моральный долг потому, что этот долг свят. «Святость долга не имеет ничего общего с жизненным наслаждением» – так писал Кант в «Критике практического разума». Дальше – еще суровей: Кант высказал постулат, что жизнь физическая должна быть принесена в жертву жизни нравственной, и тогда, и только тогда, человек познает высшее благо[2].

Как отмечал сам Кант, на него сильное впечатление оказал Жан-Жак Руссо. Это можно заметить по многим перекликающимся идеям великих философов. В этике Кант заимствовал идею Руссо о том, что нравственная природа человека не зависит от достижений культуры и науки. Однако Кант пошел дальше и предал этой идее необычную форму: философ сделал вывод о том, что нравственная природа человека первична, а практический разум преобладает над теоретическим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: