Решить вопросы психологического характера помогают участие ребят в хороводах, история человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства живописи, культовой архитектуры, искусство танца было естественным и заложенным в человеке самой природой. С удивлением взирал он на огненный шар, катящийся над его головою, и быстрым жизнерадостным танцем показывал животворящую силу солнечного света; стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину - возникают танцы, в которых основной фигурой является «ручеек» символизирующий течение воды; чувствовал приятное дуновение воздуха - возникает плавня танцевальная форма - хоровод. Они передавали поэтическое видение красоты родной земли своими танцами, вызывали в воображении солнечный образ цветения природы, краски осени, красоту зелёного луга. [22, 25]
В хороводах снимается психологическое напряжение, выравнивается энергетический поток, нивелируется агрессия, душа наполняется любовью. Внимание переключается на хороводное действо, на создание художественного образа. Исполнитель наслаждается музыкой, пластикой, общением.
|
|
Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах. Они связаны с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. Это все близко и понятно современной молодежи, поэтому эти танцы актуальны и сейчас.
Русская пляска и сейчас очень интересна молодежи. Она дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше.Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.
В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске.
|
|
Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой.
У ребят есть возможность показать себя перед сверстниками: свою удаль, мастерство, умение, характер, кураж. В русской литературе есть понятие относительно исполнения танцев «суметь выпендриться». У человека полный простор для воплощения собственных фантазий. Переплясность, то есть соревнование - основной признак плясок и переплясов.
Юноши и девушки могут исполнять сольные пляски, парные и массовые.
В кадрилях же у ребят появляется возможность не только тесного общения, но и возможность побывать в различных художественных образах. Исполнить художественные образы персонажей, отображающих характеры различных людей, в манере различных областей России.
В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если французская кадриль состояла из 5 - 6 фигур, то в русской народной кадрили встречается, от 3 до 14 и даже более фигур.
В линейных кадрилях характерно уважительное отношение парней к девушкам.
В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно, ощущая важность своего положения, кто кого переважничает, молодежь скрывает свои чувства при народе. Игра доставляет большую радость ребятам, рождая любовь к народному творчеству и пониманию характера русского человека.
На дробных шагах по квадрату, символизируя Землю, исполняются квадратные кадрили. В размеренном темпе, с чувством собственного достоинства, юноши бросая снисходительные взгляды на девушку, полные достоинства ведут ее по линии танца.
Все это в очередной раз доказывает о воспитательной роли русского народного творчества, о бережливом отношении к обычаям, традициям в русской культуре, что является неотъемлемой частью воспитательного процесса.Народный танец никогда не выйдет из моды, он актуален и сейчас, так как в нём живёт душа народа.[17, 32]
Заключение
Народный танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражения социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер.
Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме. Именно в искусстве народного танца заложены те качества характеристики, черты самобытности, которые получили развитие и многообразие форм народного хореографического искусства. В танце отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им.
|
|
Современные условия развития нашей страны определяют необходимость обращение к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохранение и возрождения национальной культуры, составной частью которой является русский народный танец.
История дает нам много примеров, когда народы смотрели на танец не только как на явление развлекательное, но и как на одну из общественных функций, выполняющую очень важные задачи в воспитании молодежи подросткового возраста.
Русский народный танец тесно связан с народным бытом и обрядами, он отражает в себе различные периоды истории. По танцу мы можем судить о характере того или иного народа, танец помогает заглянуть в его душу.
По мере развития и обогащения форм, жанров русской хореографии, расширение числа отражаемых им явлений, событий, а затем усложнения характера, его взаимосвязи с социальной практикой происходит изменение и в характере воспитательного взаимодействия на человека. Таким образом, русский народный танец на протяжении длительного времени выступает одной из важнейших форм сохранения и передачи накопленного опыта, духовной культуры от одного поколения к другому.[18, 43]
Так же приобщение детей к отечественным ценностям посредством занятиями русским народным танцем во многом способствует решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры. Ведь именно народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа. Народный танец тесно связан со своей историей, дает богатейший воспитательный потенциал, и ориентирует нашу современную молодежь на возрождение национальной культуры русского народа.
Важнейшей целью для нас, педагогов, на протяжении работы с детьми и подростками является воспитание творческой, социально-активной личности, одной из важнейших составляющих которой и есть нравственное и эстетическое воспитание. Через музыку, костюм, пластику, через возможность попробовать себя в различных художественных образах, воспитываем у детей любовь к Родине, своему дому, к своему роду! Постепенно идёт формирование характера, развитие волевых качеств, которые помогут детям в будущем самостоятельно решать серьёзные вопросы, развивается любовь к народному творчеству, русскому фольклору, к своей отчизне, просыпается интерес к искусству русского народа и его понимание. А это значит, что человек готов общаться, готов к миру.
|
|
Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке и в танце. Легко механически позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того чтобы подобных явлений не было, балетмейстеру необходимо знать характерные черты русского танца и уметь их бережно развивать. Безусловно, необходимо бережно хранить танец от засорения чуждыми элементам, но нельзя и топтаться на месте. Нужно более смело, творчески подходить подходить к проблеме создания к проблеме создания новых танцев на основе русской культуры хореографии.[18, 22]
Список литературы
1. Балет – энциклопедия. – М.: Согласие,1997. – 631с.Бекина С.И. и др. “Музыка и движение”, М., 1983.
2. БогатковаЛ.Танцы народов разных стран. – М.: Детская литература,1957. – 680 с.
3. Богаткова Л. Хоровод друзей.- М.: Детгиз, 1957.
4. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие. Издание 2-е / Г. Ф. Богданов. – М.: Издательство МГУК, 2003. 224 с., илл.
5. Бухвостова Л.В., Заикин Н.И., Щекотихина С.А. – Балетмейстер и коллектив. Орел -2014
6. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. (Учебное пособие для вузов). М.: Владос, 2005.
7. Заикин Н.И., Заикина, Н.А. Областные особенности русского народного танца. / Н.И. Заикин, Н.А. Заикина. – Орел, 2003. Ч. II. 688 с.
8. Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия,1977. – 158 с.
9. Захаров Р.В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1999.
10. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.
11. Матвеев, В. Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. (Учебники для вузов.Специальная литература) – СПб: Планета музыки, Лань, 2010.
12. Моисеев И.А. Я вспоминаю… – М.: Согласие, 1998. – 302 с.
13. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
14. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
15. Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс, К. Долджин. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.
16. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2012г. – 336с.
17. Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.
18. Ткаченко Т. Народные танцы.- М.: Искусство, 1975
19. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.
20. Филатов С.В. “От образного слова - к выразительному движению”, М.,1993
21. Ширяев А.В.,Лопухов А.В., Бочаров А.И. «Основы характерного танца» Издательство: Лань, Планета музыки, 2010.
22. Эльяш Н. Образы танца. – М., 2013.