Актуальность русского танца в наше время

Решить вопросы психологического характера помогают участие ребят в хороводах, история человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства живописи, культовой архитектуры, искусство танца было естественным и заложенным в человеке самой природой. С удивлением взирал он на огненный шар, катящийся над его головою, и быстрым жизнерадостным танцем показывал животворящую силу солнечного света; стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину - возникают танцы, в которых основной фигурой является «ручеек» символизирующий течение воды; чувствовал приятное дуновение воздуха - возникает плавня танцевальная форма - хоровод. Они передавали поэтическое видение красоты родной земли своими танцами, вызывали в воображении солнечный образ цветения природы, краски осени, красоту зелёного луга. [22, 25]

В хороводах снимается психологическое напряжение, выравнивается энергетический поток, нивелируется агрессия, душа наполняется любовью. Внимание переключается на хороводное действо, на создание художественного образа. Исполнитель наслаждается музыкой, пластикой, общением.

Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах. Они связаны с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. Это все близко и понятно современной молодежи, поэтому эти танцы актуальны и сейчас.

Русская пляска и сейчас очень интересна молодежи. Она дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше.Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.

В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой.

У ребят есть возможность показать себя перед сверстниками: свою удаль, мастерство, умение, характер, кураж. В русской литературе есть понятие относительно исполнения танцев «суметь выпендриться». У человека полный простор для воплощения собственных фантазий. Переплясность, то есть соревнование - основной признак плясок и переплясов.

Юноши и девушки могут исполнять сольные пляски, парные и массовые.

В кадрилях же у ребят появляется возможность не только тесного общения, но и возможность побывать в различных художественных образах. Исполнить художественные образы персонажей, отображающих характеры различных людей, в манере различных областей России.

В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если французская кадриль состояла из 5 - 6 фигур, то в русской народной кадрили встречается, от 3 до 14 и даже более фигур.

В линейных кадрилях характерно уважительное отношение парней к девушкам.

В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно, ощущая важность своего положения, кто кого переважничает, молодежь скрывает свои чувства при народе. Игра доставляет большую радость ребятам, рождая любовь к народному творчеству и пониманию характера русского человека.

На дробных шагах по квадрату, символизируя Землю, исполняются квадратные кадрили. В размеренном темпе, с чувством собственного достоинства, юноши бросая снисходительные взгляды на девушку, полные достоинства ведут ее по линии танца.

Все это в очередной раз доказывает о воспитательной роли русского народного творчества, о бережливом отношении к обычаям, традициям в русской культуре, что является неотъемлемой частью воспитательного процесса.Народный танец никогда не выйдет из моды, он актуален и сейчас, так как в нём живёт душа народа.[17, 32]

 

Заключение

Народный танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражения социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер.

Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме. Именно в искусстве народного танца заложены те качества характеристики, черты самобытности, которые получили развитие и многообразие форм народного хореографического искусства. В танце отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им.

Современные условия развития нашей страны определяют необходимость обращение к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохранение и возрождения национальной культуры, составной частью которой является русский народный танец.

История дает нам много примеров, когда народы смотрели на танец не только как на явление развлекательное, но и как на одну из общественных функций, выполняющую очень важные задачи в воспитании молодежи подросткового возраста.

Русский народный танец тесно связан с народным бытом и обрядами, он отражает в себе различные периоды истории. По танцу мы можем судить о характере того или иного народа, танец помогает заглянуть в его душу.

По мере развития и обогащения форм, жанров русской хореографии, расширение числа отражаемых им явлений, событий, а затем усложнения характера, его взаимосвязи с социальной практикой происходит изменение и в характере воспитательного взаимодействия на человека. Таким образом, русский народный танец на протяжении длительного времени выступает одной из важнейших форм сохранения и передачи накопленного опыта, духовной культуры от одного поколения к другому.[18, 43]

Так же приобщение детей к отечественным ценностям посредством занятиями русским народным танцем во многом способствует решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры. Ведь именно народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа. Народный танец тесно связан со своей историей, дает богатейший воспитательный потенциал, и ориентирует нашу современную молодежь на возрождение национальной культуры русского народа.

Важнейшей целью для нас, педагогов, на протяжении работы с детьми и подростками является воспитание творческой, социально-активной личности, одной из важнейших составляющих которой и есть нравственное и эстетическое воспитание. Через музыку, костюм, пластику, через возможность попробовать себя в различных художественных образах, воспитываем у детей любовь к Родине, своему дому, к своему роду! Постепенно идёт формирование характера, развитие волевых качеств, которые помогут детям в будущем самостоятельно решать серьёзные вопросы, развивается любовь к народному творчеству, русскому фольклору, к своей отчизне, просыпается интерес к искусству русского народа и его понимание. А это значит, что человек готов общаться, готов к миру. 

Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке и в танце. Легко механически позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того чтобы подобных явлений не было, балетмейстеру необходимо знать характерные черты русского танца и уметь их бережно развивать. Безусловно, необходимо бережно хранить танец от засорения чуждыми элементам, но нельзя и топтаться на месте. Нужно более смело, творчески подходить подходить к проблеме создания к проблеме создания новых танцев на основе русской культуры хореографии.[18, 22]

                                                                                            

 

Список литературы

1. Балет – энциклопедия. – М.: Согласие,1997. – 631с.Бекина С.И. и др. “Музыка и движение”, М., 1983.

2. БогатковаЛ.Танцы народов разных стран. – М.: Детская литература,1957. – 680 с.

3. Богаткова Л. Хоровод друзей.- М.: Детгиз, 1957.

4. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие. Издание 2-е / Г. Ф. Богданов. – М.: Издательство МГУК, 2003. 224 с., илл.

5. Бухвостова Л.В., Заикин Н.И., Щекотихина С.А. – Балетмейстер и коллектив. Орел -2014

6. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. (Учебное пособие для вузов). М.: Владос, 2005.

7. Заикин Н.И., Заикина, Н.А. Областные особенности русского народного танца. / Н.И. Заикин, Н.А. Заикина. – Орел, 2003. Ч. II. 688 с.

8. Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия,1977. – 158 с.

9. Захаров Р.В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1999.

10. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.

11. Матвеев, В. Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. (Учебники для вузов.Специальная литература) – СПб: Планета музыки, Лань, 2010.

12. Моисеев И.А. Я вспоминаю… – М.: Согласие, 1998. – 302 с.

13. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

14. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

15. Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс, К. Долджин. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.

16. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2012г. – 336с.

17. Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.

18. Ткаченко Т. Народные танцы.- М.: Искусство, 1975

19. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.

20. Филатов С.В. “От образного слова - к выразительному движению”, М.,1993

21. Ширяев А.В.,Лопухов А.В., Бочаров А.И. «Основы характерного танца» Издательство: Лань, Планета музыки, 2010.

22. Эльяш Н. Образы танца. – М., 2013.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: