2.1 Разработка математической модели оценивания показателей эксплуатационных свойств судовой САРП.
Обозначим вероятности нахождения САРП в i-ом состоянии через Рi. Составим систему уравнений Колмогорова-Чепмена, соответствующую заданному графу состояний на рис.1:
1. μР6(t)+β6,1Р6(t)-τР1(t)=Р1’(t)
2. τР1(t)+β7,2Р7(t)-λ2,3Р2(t)=Р2’(t)
3. λ2,3Р2(t)+β6,3Р6(t) - α 3,6Р3(t)-λ3,4Р3(t)=Р3’(t)
4. λ3,4Р3(t)-γ4,5Р4(t)-α 4,6Р4(t)-α 4,7Р4(t)=Р4’(t)
5. γ4,5Р4(t)- μР5(t) - α 5,6Р5(t)-α 5,7Р5(t)=Р5’(t)
6. α 5,6Р5(t) +α 4,6Р4(t) +α 3,6Р3(t)–β6,3Р6(t)=Р6’(t)
7. α 5,7Р5(t) +α 4,7Р4(t) -β7,2Р7(t) = Р7’(t)
Решать данную систему необходимо с помощью нормирующего условия:
Р1(t)+Р2(t)+Р3(t)+Р4(t)+Р5(t)+Р6(t)+Р7(t)=1
В теории вероятности доказано, что для достаточно большого промежутка времени t вероятности Рi(t) стабилизируются и стремятся к некоторой константе.
Pi(t)=Pi=const
t
С учетом сказанного система дифференциальных уравнений превращается:
1. μР6 +β6,1Р6 -τР1= 0
2. τР1+β7,2Р7-λ2,3Р2= 0
3. Р1 +Р2 +Р3 +Р4 +Р5 +Р6 +Р7= 1
4. λ3,4Р3-γ4,5Р4-α 4,6Р4-α 4,7Р4= 0
|
|
5. γ4,5Р4- μР5 - α 5,6Р5 -α 5,7Р5= 0
6. α 5,6Р5+α 4,6Р4 +α 3,6Р3 –β6,3Р6= 0
7. α 5,7Р5 +α 4,7Р4 -β7,2Р7 = 0
По заданию необходимо оценить работу САРП относительно готовности судоводителя-оператора. Поэтому будем выражать вероятности относительно режима готовности (Р4).
Из уравнения 4 выразим вероятность Р3:
Из уравнения 5 найдем вероятность Р5:
Из уравнения 6 находим вероятность Р6:
Из уравнения 7 находим вероятность Р7:
;
Из уравнения 1 находим вероятность Р1:
Из уравнения 2 находим вероятность Р2:
Перечислим найденные вероятности:
Р1=Х5Р4;
Р2=Х6Р4;
Р3=Х1Р4;
Р5=Х2Р4;
Р6=Х3Р4;
Р7=Х4Р4.
Теперь все найденные вероятности подставим в нормирующее условие:
Х5Р5+Х4Р5+Х2Р5+Х1Р5+Р5+Х3Р5+Х6Р5=1
Р4 = (1+0,46+0,46+5,0+0,09+0,9+0,027)^(-1)
P4 = 7,937 ^(-1)=0,12
Теперь найдем вероятность нахождения системы в режиме готовности:
Рг = 1- 0,12=0,88
2.2Анализ полученной математической модели и рекомендации по её использованию.
Данная математическая модель позволяет оценить вероятность нахождения судовой САРП в режиме готовности, влияние на ее работу, как нескольких отдельных факторов, так и их совокупности.
Также она позволяет определить время нахождения судовойСАРП в различных состояниях. Имеется возможность оценивания влияния отдельных параметров на различные показатели, и находить их изменения в зависимости от какого-либо параметра.
Также можно определить вероятности нахождения системы в различных режимах.
Определение времени нахождения судовой САРП в различных состояниях проводится в соответствии с выражением:
|
|
Тi= 1/Ai где Ai = ∑ ai,j
Определение вероятности нахождения системы в различных режимах проводится с помощью формул, полученных в результате решения системы уравнений методом подстановки.
2.3 Выводы по разделу
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что данная математическая модель позволяет оценить показатели различных эксплуатационных свойств САРП, а также наблюдать за состоянием системы путём добавления или удаления режимов или изменения их интенсивности, что также можно использовать для улучшениясистемы.