История развития обязательного страхования автогражданской ответственности

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Гражданское право ______________________________________________

на тему:

«Обязательное страхование владельцев транспортных средств»

Автор работы:

студент группы _______________

 _________________ формы обучения

Фамилия Имя Отчество

подпись________________

 

Руководитель работы:

Должность, учёная степень_________

_________________________________

Гнатенко Владимир Анатольевич

Оценка__________________________

   Подпись _________________

 

«_____» ___________20____  г.

 

Пермь 201_  г.

 

 


 


Содержание

 

С.

 

Введение. 3

Глава 1. Правовое регулирование страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 5

1.1. История развития обязательного страхования автогражданской ответственности 5

1.2. Понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Виды и условия гражданско-правовой ответственности. 10

Глава 2. Особенности правового регулирования договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 17

2.1. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как основание возникновения страховых обязательств 17

2.2. Актуальные проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и решения выявленных проблем. 23

Заключение. 33

Билиографический список. 34


 




Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях перехода Российской Федерации к эффективной рыночной экономике наряду с решением социально-экономических, организационных и иных проблем большое значение приобретают проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ибо они имеют не только внутригосударственное, но и международное значение. И это понятно, поскольку обязательное страхование транспорта сегодня является самым крупным и динамично развивающимся сектором рынка страхования физических лиц, в рамках которого граждане внутри страны и при выезде за рубеж заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий на дорогах путем внесения денежных взносов в фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а организация при наступлении указанных последствий выплачивает страхователю или иному лицу обусловленную сумму.

Целью исследования является проведение правового анализа института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

- изучить историю развития обязательного страхования автогражданской ответственности;

- определить понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также виды и условия гражданско-правовой ответственности;

- рассмотреть основные положения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как основание возникновения страховых обязательств;

- выявить актуальные проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и предложить пути их решения.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования различных аспектов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Предмет исследования составляют действующие нормативно закрепленные особенности правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; соответствующие правоотношения, складывающиеся между субъектами гражданско-правовых отношений при заключении, исполнении и прекращении ими договоров страхования рассматриваемого вида гражданской ответственности.

Курсовая работа состоит из введения и двух глав: теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы. План работы отражает содержание заявленной темы.

В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы обобщающего характера, выявлены актуальные правовые проблемы и предложены пути их решения.

Работа включает в себя список использованной литературы, определяющий основные источники. При написании курсовой работы были изучены труды авторитетных специалистов в области гражданского права О.Н. Садикова,Е.А. Суханова, Ю.К. Толстогои других.

 

 

Глава 1. Правовое регулирование страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

История развития обязательного страхования автогражданской ответственности

В 1786 г. - Страхование от огня: был учрежден государственный заемный банк, которому разрешалось принимать в залог дома и недвижимость, застрахованные у него. Возникли новые страховые общества (в 1867 г. - «Русское»; в 1870 г. - «Коммерческое»)[1].

В 1862 г. были организованы общества взаимного страхования от огня. В 1864 г. было утверждено Положение о взаимном земском страховании (каждое губернское земство должно было вести операции по страхованию только в своей губернии).

В 1881 г. страховое общество «Россия» производило страхование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование. В 1888 г. страховое общество «Помощь» производило страхование от несчастных случаев. В 1903 г. создан в Москве Российский взаимный страховой союз.

Декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г.«Об организации страхового дела в Российской Республике» страховое дело было объявлено государственной монополией во всех его видах. Утверждение ЦИК и СНК от 18 сентября 1925 г.«Положения о государственном страховании в СССР». Постановление Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г.«О мерах по дальнейшему развитию Государственного страхования и повышению качества работы страховых органов». 1988 г. - Демонополизация страхования. Закон «О страховании». 1990 г. - Положение «Об акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью»[2].

В 1992 г. - создан Росгосстрах. Указом Президента от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и открытого типа и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО).

Страхование ответственности - молодая отрасль страхования, которой чуть более 100 лет. Развитие страхования ответственности идет вместе с техническим прогрессом и подкрепляется различными законами и нормативными актами, так как затрагивает практически все сферы жизни. По утверждению А.А. Александрова, суть страхования ответственности состоит в том, что страховщик принимает на себя обязательство возместить ущерб, причиненный страхователем третьему лицу или группе лиц.

Начиная с 1913 г. в России стало формироваться гражданское законодательство о страховании автогражданской ответственности и, соответственно, начала создаваться своя, применительно к российским условиям, система такого страхования.

Так, 11 мая 1913 года Министерством внутренних дел Российской империи для страхового общества «Россия» были утверждены «Общие условия страхования убытков владельцев моторных экипажей (и автомобилей)», которые определенное время играли роль базового нормативного документа в этой сфере деятельности. Указанные правила устанавливали, что по договору страхования убытков владельцев моторных экипажей страховое общество обязывалось возместить страхователю убытки, которые возникли для него вследствие несчастных случаев, происшедших при движении или на стоянках включенных в страхование моторных экипажей:

1) убытки, вытекающие из возникшей у страхователя по закону имущественной ответственности:

- за смерть и телесные повреждения, причиненные третьим лицам;

- за порчу и уничтожение имущества (включая животных), принадлежащего третьим лицам;

2) убытки от повреждений и поломки самих моторных экипажей вследствие несчастного случая;

3) убытки от пожара, взрыва или короткого замыкания электрического тока на моторном экипаже.

23 марта 1918 г. был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования[3]. Однако гражданская война и иностранная военная интервенция потребовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной деятельности. Они ускорили национализацию страхового дела.

В ноябре 1918 г. Совнарком принял Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», которым была закреплена государственная монополия на страхование во всех видах и формах. Во время Гражданской войны страхование практически не осуществлялось, помощь нуждающимся выдавалась натуральными продуктами. Монопольное право Госстраха на страховую деятельность было оговорено в Положении «О Народном Комиссариате финансов СССР» от 12 ноября 1923 г., а также в постановлении Совнаркома СССР от 11 ноября 1924  г. И завершилось утверждение монополии Госстраха Положением «О государственном страховании в СССР». При этом, однако, еще сохранялось взаимное кооперативное страхование.

Для укрепления доверия к советскому страхованию Госстрахом при участии внешнеторговых организаций в 1925 г. создается Черноморско-Балтийское страховое общество (Блекбалси), а в 1927  г. в Германии – Черноморско-Балтийское транспортное страховое общество (Софаг). Эти общества страховали импорт СССР из ведущих европейских стран и Америки. Госстрах страховал весь экспорт, а также часть импорта, преимущественно из приграничных стран.

В период Великой Отечественной войны средства государственного страхования активно использовались для военных нужд. После войны условия страхования несколько пересматриваются. В 1947 году из Госстраха выделяется «Ингосстрах» - как самостоятельная организация, обслуживающая внешнюю торговлю (ранее интересы внешнеторговой деятельности обслуживались двумя специально созданными компаниями - «Блекбалси» и «Софаг»).

Практика разделения государственного страхования на внутреннее и внешнее, называемая «дуполия», была внедрена в большинстве советских республик, а позднее - в большей части стран Варшавского договора. И хотя страхование, как правило, было обязательным, роль добровольного страхования постепенно, очень медленно, возрастала в течение всего социалистического периода.

Два советских страховщика были «избавлены» от взаимной конкуренции разделением сфер деятельности. В этих условиях понятие «государственное страхование» стало отражать иное, чем прежде, содержание - сферу деятельности внутри страны. От него отпочковалось понятие «иностранное страхование», т. е. вне пределов страны. С точки зрения правовой, обе эти сферы оставались государственными. Лишь в 1973 г. Ингосстрах стал первым в СССР акционерным страховым обществом[4].

Двойное солирование Госстраха и Ингосстраха продолжалось более сорока лет. Их бесконкурентная деятельность была далеко не беспроблемной. Давление бюджета на Госстрах, валютного плана на Ингосстрах, инструкций Министерства финансов СССР и некоторых других ведомств на обоих страховщиков оставляло им слишком мало возможностей для проявления инициативы и поиска нестандартных решений. Таким образом, в советское время в нашей стране страхования гражданской ответственности практически не существовало: проводилось лишь добровольное страхование гражданской ответственности иностранных владельцев механизированных транспортных средств на время их пребывания на территории нашей страны и страхование наших граждан, выезжающих на автомашинах за границу

В постперестроечный период государственное страхование было отменено. Фактически страховой рынок в нашей стране начал создаваться заново. Постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. определило, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования.

Этим, собственно, и было положено начало восстановлению страхового рынка России после многих десятилетий его разрушения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: