Подготовка курсовой работы

Таврическая академия

(наименование структурного подразделения(филиала)

Юридический факультет

(наименование факультета, института)

Кафедра гражданского и трудового права

(наименование кафедры)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ

 

по направлению подготовки (специальности)

Юриспруденция (общий профиль)

_____________________________________________________

 

Квалификация выпускника «бакалавр»

 

Симферополь 2018


Введение

Методическое пособие призвано оказать помощь студентам юридического факультета в подготовке, написании и защите курсовых работ. В настоящем пособии собрана и систематизирована вся необходимая информация, связанная с выполнением курсовых работ.

Курсовая работа представляет собой результат ознакомления студента с основным содержанием избранной им проблемы. Объем работы составляет 25-35 машинописных страниц.

Данное пособие содержит рекомендации по написанию научно-исследовательских работ, а именно: курсовых работ, а так же определяет:

1) порядок выбора темы работы;

2) порядок организации работы студента по ее выполнению;

3) рекомендации относительно содержания и структуры работы;

4) порядок ее защиты.

 

К числу общих требований к выполнению курсовых работ относятся:

- актуальность выбранной темы,

- высокий теоретический уровень работы,

- комплексность исследования,

- логичность построения, убедительность аргументации, полнота и точность формулировок,

- тщательность, грамотность оформления текстовой и графической части работы,

- практическая значимость результатов, обоснованность выводов и предложений.

 

Кроме того, курсовая работа должна отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления, поскольку, во-первых, научное содержание письменных работ отображает творческий подход автора; во-вторых, организация их подготовки подчиняется общему порядку; в-третьих, их оформление - действующим государственным стандартам. Рекомендации в отношении научного содержания работ следует воспринимать как консультативные, а сведения об организации подготовки работ и правила их оформления носят обязательный характер. Это касается, прежде всего, оформления цитат, ссылок, примечаний, сносок и списка использованных источников, а также других элементов научного аппарата.

Общие сведения о курсовой работе

Курсовая работа является научной разработкой конкретной темы в небольшом объёме. Она должна отражать теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач, предполагает творческий подход студента к проработке ее содержания. Курсовая работа показывает умение студента делать теоретические обобщения и практические выводы и должна отличаться логичностью, доказательностью, лаконизмом, достоверностью фактов, чётким и ясным изложением материала, оформленном в соответствии с установленными требованиями.

Написание и защита курсовой работы имеет свои собственные задачи, главной из которых является формирование у студента навыка самостоятельного научного творчества. Вспомогательными задачами, решаемыми в процессе подготовки курсовых работ, являются углубление научно-теоретической подготовки студента, лучшее усвоение им учебного материала, помощь в избрании области будущей профессиональной специализации.

Студент, подготавливая курсовую работу, систематизирует, углубляет и закрепляет знания, полученные в процессе обучения.

Выполнение курсовой работы должно состоять из следующих этапов:

1) выбор темы курсовой работы;

2) поиск литературы и ознакомление с ней;

3) систематизация и анализ собранного материала;

4) составление плана курсовой работы и согласование его с преподавателем, проверяющим курсовые работы;

5) написание курсовой работы;

6) сдача курсовой работы на проверку и регистрация курсовой работы;

7) проверка курсовой работы преподавателем;

8) возвращение курсовой работы с проверки преподавателем с заполненной рецензией;

9) исправление недостатков курсовой работы в случае необходимости;

10) защита курсовой работы.

 

 

Выбор темы курсовой работы

Тематика курсовых работ утверждается отдельным пунктом Рабочей программы по гражданскому праву, перечень которой предоставлен на кафедре для ознакомления студентов. Тема курсовой работы избирается студентом по согласованию с преподавателем дисциплины, который является их руководителем. При этом следует учитывать, что каждую конкретную тему курсовой работы может выбрать только один студент с курса.

После утверждения темы курсовой работы студент обращается к научному руководителю для согласования плана работы, списка литературы, сроков и порядка подготовки курсовой работы, за консультациями по вопросам, возникающим в процессе ознакомления с источниками, научной литературой, а также в процессе самого написания работы (например, за помощью в сравнении и оценке высказанных в литературе точек зрения и аргументов, в аргументации или формулировании собственных выводов и т.п.). Необходимость в обращении за консультацией, частота такого обращения, вообще степень тесноты своего общения с преподавателем определяются студентом самостоятельно. При этом очень важно помнить, что любые консультации имеют смысл только тогда, когда на них обсуждаются содержательные вопросы.

 

 

Подготовка курсовой работы

Курсовая работа – это самостоятельное и творческое научное исследование, дающее представление об определенной научной юридической проблеме, современном состоянии ее научной разработки, содержащее аргументированную авторскую оценку этого состояния и аргументированные собственные суждения автора по научной проблеме в целом или по ее отдельным – нерешенным либо дискуссионным – аспектам (научным вопросам). В идеале авторские суждения должны отличаться новизной и оригинальностью. Вместе с тем, имея в виду, что студент (в особенности на II и III курах) владеет предметом еще далеко не в полной мере, полагается, что будет вполне достаточным, если курсовая работа будет свидетельствовать о более глубоком уровне знаний студента в соответствующей области – уровне, достаточном для ее дальнейшего собственно научного изучения.

Успешное написание курсовой работы во многом предопределяется навыком работы с научной литературой, анализа источников права, логического мышления и умения делать аргументированные выводы. Изучая предлагаемые в вузе предметы, студент должен знакомиться не только с учебной, но и с научной литературой по предмету, а также с первоисточниками – нормативным материалом, материалом обычного права, судебной, арбитражной и административной практики. В ходе изучения тех и других студенту следует обращать внимание не только на содержание изучаемых им научных трудов, но и на то, как они написаны, каким вопросам посвящены, каковы их результаты.

Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану. Процесс написания курсовой работы представляет собой изложение студентом основных сведений по теме, отражающее его понимание определенных научных проблем, систематизированное в соответствии с разработанным планом. В процессе написания текста работы план может быть скорректирован. Курсовая работа имеет следующую структуру: а) содержание; б) введение, в котором (кратко) обосновывается актуальность темы, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы; в) основной текст, разбитый на подразделы, объединенные в разделы; г) заключение; д) список использованных источников: нормативных актов, материалов практики, использованной литературы.

Содержание представляет собой систематизированный указатель структурных частей работы и включает введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение, список использованных источников, наименование приложений (при наличии) с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы выпускной работы. Разделы и подразделы работы подлежат нумерации («Раздел 1», «1.2» т.д.). Иные части – содержание, введение, заключение, список использованных источников – имеют только названия, но не нумеруются.

Во введении указывается актуальность темы исследования и в целом исследуемой проблемы, а также цель и задачи исследования. Это одно из важнейших требований к курсовым работам, свидетельствующее об их теоретической и/или практической значимости. Актуальность выявляется в свете современного состояния развития юридической науки и потребностей судебной практики. Цель исследования предполагает чёткое понимание того, зачем выполняется работа по данной теме, какую проблему (объект исследования) работа должна решить. Задачи исследования - это то, что необходимо сделать в работе, для решения проблемы, указанной в цели. Цель и задачи должны быть конкретными и ясными. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить», «рассмотреть», «установить», «провести анализ», «создать модель», «выявить связь», «оценить уровень» и др.

Основной текст является наиболее важной и трудоёмкой частью курсовой работы, он составляет примерно 70-80% текста. Исследовательская часть состоит из нескольких разделов. Рекомендуется курсовую работу выполнять в виде трёх разделов. Разделы  при необходимости могут делиться на подразделы. Все разделы должны быть примерно равны по объёму. Название разделов должно быть отличным от названия темы и не повторять название подразделов. Содержание подразделов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно и аргументировано. Каждый раздел рекомендуется заканчивать краткими выводами. Первый раздел, как правило, носит общетеоретический характер: раскрывает историю вопроса, содержит описание проблем, анализ существующих теорий, концепций, методик исследования. Второй раздел обычно носит аналитический характер. В нём раскрывается основное содержание исследуемой темы, анализируются и систематизируются данные источников и литературы по выбранной теме, а также рассматривается собранный фактический материал. Третий раздел носит собственно исследовательский характер. В нём подводится итог, фиксируются конкретные результаты, к которым пришёл автор в ходе проведённых изысканий. Также излагаются конкретные предложения, направленные на дальнейшее более глубокое изучение затронутых в курсовой работе теоретических и практических вопросов.

Заключение имеет самостоятельную задачу. Так, заключение должно аккумулировать в себе финальные авторские выводы, его предложения по совершенствованию законодательства или практики его применения. В заключении приводятся выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проведённого исследования. Заключение оформляется в виде связного текста, разделённого на абзацы в соответствии с содержанием работы. Выводы должны быть чёткими, содержательными, а по форме – краткими и лаконичными и носить аналитический характер. В завершающей части заключения следует наметить возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме.

Список использованных источников является частью справочного аппарата курсовой работы, в нём заключена библиографическая информация о научно-исследовательских трудах, которые стали объектами исследования. При написании курсовой работы должны использоваться следующие источники: - нормативные акты; - материалы судебной, арбитражной, нотариальной и иной правоприменительной практики; - специальная научная литература; - другие источники, необходимые в силу специфики темы работы.

Допускается список использованных источников условно разделить на несколько частей: Список нормативных правовых актов, Список использованной литературы, Список материалов практики. При составлении списка нормативных правовых актов, последние приводятся в зависимости от их юридической силы. Нормативные правовые акты, имеющие одинаковую юридическую силу, приводятся в алфавитном порядке либо по дате принятия. Нумерация списка использованных источников – сквозная, не зависимо от разделения на условные части. Ориентировочное количество использованных в курсовой работе источников – 25-30 наименований.

Состав источников, используемых при написании курсовой работы, определяется ее тематикой. При использовании нормативных или литературных материалов ссылки на источники обязательны. Заимствование чужого текста без ссылок расценивается как плагиат и недобросовестность студента.

 

Одним из основных признаков научного характера работы является ее подготовка на основе самостоятельного изучения источников. Знакомства с одними только чужими обзорами и рассуждениями по поводу тех или иных спорных нормативных положений, судебных актов, исторических источников, концепций, точек зрения, теорий и т.п., выполненными учеными, недостаточно. Даже то, что на первый взгляд представляется уже в достаточной степени изученным и разобранным, студент должен изучить еще раз самостоятельно, с использованием для его познания своего собственного индивидуального уровня знаний, специфики построения своего мышления и особенностей собственных представлений. На использованные нормативные и литературные материалы должны быть сделаны ссылки. Использование нормативных актов, материалов обычного права и практики, а также исторических источников без ссылок на них расценивается как недобросовестность студента. Заимствование чужого авторского текста (безразлично, охраняемого исключительным правом авторов или их правопреемников или нет) без указания источника заимствования и (при дословном заимствовании) кавычек рассматривается как плагиат. Недобросовестное использование материалов может быть основанием неудовлетворительной оценки работы.

Изучение студентом отобранных источников – как нормативных, так и литературных – составляет процесс, предшествующий написанию курсовой работы и протекающий параллельно с ним (сопровождающий его). Целью такого изучения является получение студентом сведений о состоянии научной разработки избранной темы, о тех научных вопросах и проблемах, которые обсуждаются в ее рамках, предложенных способах их решения и подкрепляющих их доказательствах, отмеченных учеными их достоинствах и недостатках. Для того чтобы такие сведения были всесторонними и полными, необходимо изучение всех имеющихся источников по соответствующей проблематике.

Курсовая работа не должна представлять собой компиляцию изученных источников. Изученные источники, отмеченные их фрагменты и сделанные из них выписки – это не то, что должно войти в курсовую работу. Текст курсовой работы – это рассуждения самого студента над изученными им источниками, данные им оценки, сделанные выводы, подкрепляющие их доказательства.

Конечно, без воспроизведения тех или иных источников в работе не обойтись. Так, например, прежде чем рассуждать о смысле, допустим, той или иной нормы закона, оценивать законность судебного акта по конкретному делу или обоснованность определенной научной концепции, абсолютно необходимо воспроизвести соответствующую норму, описать существо судебного решения и перечислить аргументы, высказанные в поддержку концепции, – иначе останется непонятным, что анализируется, что обсуждается и оценивается. Зачастую удобнее всего сделать это путем цитирования, иногда – посредством пересказа собственными словами. То и другое – является материалом, который подлежит дальнейшей логико-юридической обработке. Объем цитирования, пересказа и изложения должен относиться к объему собственных размышлений примерно как 1:4.

Таким образом, курсовая работа должна иметь следующую структуру:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть (собственно разделы, поделенные на подразделы и др.);

- заключение;

- список использованных источников.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: