Лекция № 1.8
Тема: Графическое счисление пути судна без учета воздействия ветра и течения.
Решение частных задач счисления.
(в соответствии с рабочей программой дисциплины)
Время 2 часа.
Вопросы выносимые на лекцию
1. Счисление пути судна.
2. Решение основных задач графического счисления.
Счисление пути судна.
Счисление пути судна должно вестись непрерывно в течение всего времени, пока судно находится на ходу. Надежность и точность счисления обеспечивается исправной работой компаса и лага, достоверностью учитываемых их поправок, точностью удержания судна на заданном курсе, правильным учетом влияния ветра и течения на судно, квалифицированной работой судоводительского состава. В процессе графического счисления истинный курс для прокладки округляются до 0,5°, поправки компасов определяются и рассчитываются с точностью до 0,1°, затем округляются для учета до 0,5°. Пройденное судном расстояние (плавание) определяется по лагу и контролируется по скорости судна, соответствующей частоте вращения движителей, с учетом влияния гидрометеорологических факторов.
|
|
Показания лага фиксируются с точностью до 0,1 мили, поправка лага учитывается с точностью до 1 %. Если лаг не работает, пройденное расстояние определяется по скорости судна.
Линия пути судна, т. е. линия, по которой фактически перемещается судно, прокладывается такой толщины и жирности, чтобы она хорошо различалась на карте. Вдоль нее пишется, значение компасного курса по компасу, принятому за основной курсоуказатель, поправка этого компаса. Счислимые места судна на линии его пути отмечаются на моменты: поворотов; изменения скорости судна; начала и конца учета дрейфа и течения, и при изменении элементов ветра и течения; определения места судна; перехода с карты на карту; на каждый целый час судового времени; на конец каждой вахты и каждый раз, когда в этом есть необходимость.
Около каждого счислимого места в виде дроби записывается момент по часам (числитель) и отсчет лага (знаменатель).
Расчет компасных курсов с помощью компаса.
При графическом счислении на карте решаются два типа задач:
Задача первого типа. По заданному компасному направлению (ГКК, КК)рассчитывается истинное направление (ИК).Эта задача решается по общему алгебраическому правилу: «верное» направление (истинное) равно «неверному» (компасному) направлению плюс поправка, т. е.
И К = ГКК + ΔГК, ИК = ККмк + ΔМК;
Где: ИК - истинный курс судна;
ГКК - гирокомпасный курс;
ККмк - компасный курс магнитного компаса;
|
|
ΔГК - поправка гирокомпаса;
ΔМК- поправка магнитного компаса.
Задача второго типа. По заданному истинному направлению (ИК)рассчитывается компасное направление (ГКК, ККмк).Эта задача решается по общему алгебраическому правилу: «неверное» (компасное) направление равно «верному» (истинному) направлению минус поправка, т. е.
ГКК=ИК – ΔГК
ККмк= ИК– ΔМК.
Расчет пройденного судном расстояния.
Лаг, с помощью которого судоводитель определяет скорость судна и пройденное им расстояние, имеет поправку, которую определяют при работе на мерной линии и рассчитывается по формуле:
ΔЛ% = ;
Где: РОЛ – разность отсчетов лага. РОЛ= ОЛ2-ОЛ1;
S – Пройденное судном расстояние относительно грунта
Поправку лага учитывают с точностью до 1%, при этом значение поправки лага может быть положительным или отрицательным.
Для определения пройденного судном расстояния пользоваться поправкой лага неудобно, поэтому судоводители используют коэффициент лага, который выражается следующей формулой:
КЛ = 1 + ;
Коэффициент лага - число положительное, в зависимости от знака поправки лага может быть больше или меньше 1.
Пройденное судном расстояние, как один из элементов графического счисления, определяют по формуле:
S = POJI ∙Кл.
Отсюда РОЛ = ; КЛ = ;
Таким образом, коэффициент лага - это отношение пройденного судном расстояния к разности отсчетов лага.
Относительную скорость судна, то есть скорость судна относительно поверхности воды, рассчитывают по формуле:
V0 = VЛ ∙ КЛ;
Где: VЛ –скорость судна показанная лагом.
В этом случае пройденное судном расстояние можно рассчитать
по формуле:
S = (мили);
где Δ T - продолжительность плавания судна по счислению в минутах.
Последовательность выполнения ручного графического счисления без учета дрейфа и течения.
Рис. 1.
При плавании без учета влияния ветра и течения направление перемещения судна совпадает с направлением истинного курса (ИК), а величина этого перемещения равна расстоянию, пройденному судном. Пройденное судном расстояние рассчитывается по данным лага или по скорости и времени плавания.
Графические построения на карте выполняются тонко заточенным простым карандашом средней твердости. На карту наносятся линии истинных курсов в виде прямых линий. Линии должны быть аккуратными, а их толщина соответствовать толщине линий меридианов и параллелей карты.
На линиях курсов отмечаются точки начала и конца поворотов, места изменения скорости, траверзов наиболее приметных ориентиров, включения и выключения лагов, места судна на 0, 4, 8, 12, 16 и 20 часов, а также в другие моменты, предусмотренные руководящими документами по штурманской службе на судах.
Счислимые места судна обозначаются короткой чертой длиной 1 - 2 мм, перпендикулярной линии истинного курса. Возле каждого места в виде дроби пишутся время и отсчет лага
Вдоль линии каждого истинного курса в удобном для выполнения надписи месте записывается значение компасного курса, по которому ведется счисление, и, в круглых скобках, - поправка компаса. Места съемки и постановки судна на якорь обозначаются условными знаками в виде якоря.