Счисление пути судна

Лекция № 1.8

Тема:  Графическое счисление пути судна без учета воздействия ветра и течения.

Решение частных задач счисления.

(в соответствии с рабочей программой дисциплины)

  Время 2 часа.

 

Вопросы выносимые на лекцию

1. Счисление пути судна.

2. Решение основных задач графического счисления.

 

 

Счисление пути судна.

Счисление пути судна должно вестись непрерывно в те­чение всего времени, пока судно находится на ходу. Надежность и точность счисления обеспечивается ис­правной работой компаса и лага, достоверностью учитываемых их поправок, точностью удержания судна на заданном курсе, пра­вильным учетом влияния ветра и течения на судно, квалифициро­ванной работой судоводительского состава. В процессе графического счисления истинный курс для прокладки округляются до 0,5°, поправки компасов определяются и рассчитываются с точностью до 0,1°, затем округляются для учета до 0,5°. Пройденное судном расстояние (плавание) определяется по лагу и контролируется по скорости судна, соответствующей ча­стоте вращения движителей, с учетом влияния гидрометеорологи­ческих факторов.

Показания лага фиксируются с точностью до 0,1 мили, поправка лага учитывается с точностью до 1 %. Если лаг не ра­ботает, пройденное расстояние определяется по скорости судна.

Линия пути судна, т. е. линия, по которой фактически перемещается судно, прокладывается такой толщины и жирности, чтобы она хорошо различалась на карте. Вдоль нее пишется, зна­чение компасного курса по компасу, принятому за основной курсоуказатель, поправка этого компаса. Счислимые места судна на линии его пути отмечаются на моменты: поворотов; изменения скорости судна; начала и конца учета дрейфа и течения, и при из­менении элементов ветра и течения; определения места судна; перехода с карты на карту; на каждый целый час судового времени; на конец каждой вахты и каждый раз, когда в этом есть необходимость.

Около каждого счислимого места в виде дроби записывается момент по часам (числитель) и от­счет лага (знаменатель).

 

 Расчет компасных курсов с помощью компаса.

При графическом счислении на карте решаются два типа задач:

 Задача первого типа. По заданному компасному направлению (ГКК, КК)рассчи­тывается истинное направление (ИК).Эта задача решается по общему алгебраи­ческому правилу: «верное» направление (истинное) равно «невер­ному» (компасному) направлению плюс поправка, т. е.
                        И К = ГКК + ΔГК, ИК = ККмк + ΔМК;

      Где: ИК - истинный курс судна;

              ГКК - гирокомпасный курс;

              ККмк - компасный курс магнитного компаса;

                   ΔГК - поправка гирокомпаса;

                  ΔМК- поправка магнитного компаса.

 

Задача второго типа. По заданному истинному направлению (ИК)рассчиты­вается компасное направление (ГКК, ККмк).Эта задача решается по общему алгебраиче­скому правилу: «неверное» (компасное) направление равно «верному» (истинному) направлению минус поправка, т. е.
                                ГКК=ИК – ΔГК

                          ККмк= ИК– ΔМК.

 

 Расчет пройденного судном расстояния.

        Лаг, с помощью которого судоводитель определяет скорость судна и пройденное им расстояние, имеет поправку, которую определяют при работе на мерной линии и рассчитывается по формуле:                              

 

  ΔЛ% = ;

Где: РОЛ – разность отсчетов лага. РОЛ= ОЛ2-ОЛ1;

    S – Пройденное судном расстояние относительно грунта

Поправку лага учитывают с точностью до 1%, при этом значе­ние поправки лага может быть положительным или отрицательным.

       Для определения пройденного судном расстояния пользо­ваться поправкой лага неудобно, поэтому судоводители используют коэффициент лага, который выражается следующей формулой:

                               КЛ = 1 + ;

Коэффициент лага - число положительное, в зависимости от знака поправки лага может быть больше или меньше 1.

       Пройденное судном расстояние, как один из элементов графи­ческого счисления, определяют по формуле:

S = POJI ∙Кл.

Отсюда РОЛ = ; КЛ = ;

Таким образом, коэффициент лага - это отношение пройденного судном расстояния к разности отсчетов лага.

   Относительную скорость судна, то есть скорость судна отно­сительно поверхности воды, рассчитывают по формуле:

                                         V0 = VЛ ∙ КЛ;

Где: VЛ –скорость судна показанная лагом.

В этом случае пройденное судном расстояние можно рассчитать

по формуле:

                               S =  (мили);

где Δ T - продолжительность плавания судна по счислению в мину­тах.

 Последовательность выполнения ручного графического счисления без учета дрейфа и течения.

Рис. 1.

При плавании без учета влияния ветра и течения направление перемещения судна совпадает с направлением ис­тинного курса (ИК), а величина этого перемещения равна расстоя­нию, пройденному судном. Пройденное судном расстояние рас­считывается по данным лага или по скорости и времени плавания.

Графические построения на карте выполняются тонко заточен­ным простым карандашом средней твердости. На карту наносятся линии истинных курсов в виде прямых линий. Линии должны быть аккуратными, а их толщина соответствовать толщине линий меридианов и парал­лелей карты.

На линиях курсов отмечаются точки начала и конца поворотов, места изменения скорости, траверзов наиболее приметных ориен­тиров, включения и выключения лагов, места судна на 0, 4, 8, 12, 16 и 20 часов, а также в другие моменты, предусмотренные руково­дящими документами по штурманской службе на судах.

Счислимые места судна обозначаются короткой чертой длиной 1 - 2 мм, перпендикулярной линии истинного курса. Возле каждо­го места в виде дроби пишутся время и отсчет лага                

Вдоль линии каждого истинного курса в удобном для выполне­ния надписи месте записывается значение компасного курса, по которому ведется счисление, и, в круглых скобках, - поправка компаса. Места съемки и постановки судна на якорь обозначают­ся условными знаками в виде якоря.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: