Экономическое поведение как вид социального действия. Типы экономического поведения (20 минут)

Лекция «Экономическое поведение и экономическое сознание»

Цель – раскрыть понятия «экономическое поведение», «экономическое сознание»; рассмотреть состояние экономического сознания и экономического поведения в трансформационном обществе.

Задачи лекции:

1. Образовательная: сформировать представление и дать определение таких категорий как «экономическое поведение» и «экономическое сознание», дать понятие их признаков, элементов, процессов. Сформировать представление об экономической культуре.

2. Воспитательная: содействовать формированию понимания разных подходов и позиций, отражающих экономические процессы в обществе, оказывающих воздействие на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов.

3. Методическая, развивающая: развить интеллектуальные качества студентов, развить навыки работы с литературой, умение изучать и анализировать, давать оценку.

4. Практическая: сформировать навыки применения использования знаний, полученных при изучении данной темы для использования эффективности принятия экономических  решений.

Организационная форма лекциитекущая лекция.

Методыпоследовательное изложение нового материала.

Ключевые понятия: экономическое поведение, экономическое сознание, экономическая культура, экономическое мышление_________________________________________________________________________________________

 

Оборудование, ресурсы – учебная доска, опорная доска, мел.

План лекции

Вводная часть.

1. Экономическое поведение как вид социального действия. Типы экономического поведения.

2. Экономическое сознание.Экономическое мышление как форма проявления экономического сознания.

3.Состояние экономического сознания и экономического поведения в трансформационном обществе.

4.Экономическая культура как регулятор экономического поведения.

           Заключительная часть лекции.

 

Литература:

1 Бабосов, Е. М. Прикладная социология / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.

2 Бабосов, Е. М. Экономическая социология. Вопросы и ответы / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.

3 Бабосов, Е. М. Экономическая социология. Учебно-методический комплекс / Е. М. Бабосов. – Минск: Технопринт, 2004.

4 Галко, И. К.    Экономическая социология / И. К. Галко, Е. З. Ломоносов. – Минск: Беларусская наука, 2001. ‒ 210 с.

5 Канашевич, Н. М. Экономическая социология: курс лекций / Н. М. Канашевич. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2009. – 200 с.

6 Кобяк, О. В. Экономическая социология / О. В. Кобяк. – Минск: ФУАинформ, 2002. – 196 с.

7 Радаев, В. В.   Экономическая социология. Курс лекций / В. В. Радаев. ‒ М.: Аспект-Пресс, 2000. – 368 с.

8 Соколова, Г. Н. Экономическая социология / Г. Н. Соколова. – Минск: Выш. шк., 2013. – 384 с.

9 Соколова, Г. Н.   Экономическая социология: курс лекций / Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 188 с.

10 Яковчук, В. Н. Экономическая социология. Сокращенный курс / В. Н. Яковчук. – Минск: БГЭУ, 2002. ‒ 314 с.

 

Содержание

Вводная часть – (3 минуты).

Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня тема нашей сегодняшней лекции: «Экономическое поведение и экономическое сознание». В ходе данной лекции нами будут рассмотрены такие вопросы, как:

Основное содержание лекции (45 минут).

1. Экономическое поведение как вид социального действия. Типы экономического поведения.(20 минут)

2. Экономическое сознание.Экономическое мышление как форма проявления экономического сознания.(20 минут)

3.Состояние экономического сознания и экономического поведения в трансформационном обществе.(минут)

4.Экономическая культура как регулятор экономического поведения. (минут)

               Заключительная часть лекции. (2 минуты)

 

Вводная часть

Сознание - это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.

Одним из видов общественного сознания выступает экономическое сознание как способность и форма отражения (идеального воспроизведения) людьми экономических отношений. Оно включает совокупность взглядов, идей, представлений индивидов и общностей людей, непосредственно отражающих экономическую действительность, выражающих отношение субъектов к различным аспектам экономической жизни.

 

Экономическое поведение как вид социального действия. Типы экономического поведения (20 минут)

 

Предметом исследования экономической социологии является реальное экономическое поведение людей и социальных групп в конкретной социально-экономической ситуации, данная наука исследует проявление социальной природы человеческих взаимоотношений в сфере экономической деятельности.

Экономическое поведениеэто система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных экономических ценностей (ресурсов) и, во-вторых, ориентированы на получение пользы, выгоды, прибыли от их обращения. В узком смысле слова экономическое поведение – это выбираемый человеком способ зарабатывания денег.

Экономическое поведение является способом добывания и перераспределения благ, которые большей частью выступают в виде ограниченных ресурсов.

В современном белорусском обществе социологи выделяют следующие формы экономического поведения населения: дорыночная, рыночная, псевдорыночная.

Дорыночная форма поведения условно выражается формулой: «гарантированный усредненный доход ценой минимума трудовых усилий».

Рыночная форма поведения условно выражается формулой: «максимальный доход ценой максимума трудовых усилий». Здесь поведение характеризуется инициативностью, гибкостью, расчетом на свои собственные силы, мотивацией на высокие результаты.

Псевдорыночное экономическое поведение характеризуется формулой: «максимальный доход ценой минимума трудовых усилий». Эта форма поведения характерна для людей, которых не устраивает прежний уровень жизни, которые устремлены на более высокие социальные стандарты, но не ориентированы на активизацию своей трудовой деятельности, повышение профессионализма, уровня компетентности, а ориентированы на повышение благосостояния за счет авантюрного риска с нарушением правовых и морально-этических норм, т. е. полулегальной и нелегальной деятельности.

Рассмотрим подробнее виды экономического поведения.

 Дистрибутивное поведение связано, прежде всего, с функционированием института собственности. Все экономические ресурсы могут эффективно использоваться, если они кому-либо принадлежат. В то же время они приобретают значение и ценность, если являются для кого-либо предметом интереса, т. е. существуют какие-либо люди или группы людей, желающие получить во владение, пользование или распоряжение эти ограниченные ресурсы. Гарантом того, что экономические ресурсы будут сохранены и преумножены, является институт собственности, который обеспечивает соединение субъектов с экономическими ресурсами и защиту их прав.

В зависимости от степени доступа к ресурсам и контроля над ними выделяют три модели дистрибутивного поведения: хозяйственное, агентское, функциональное.

  Хозяйственное поведение – это экономическое поведение субъектов, являющихся владельцами ресурсов, агентское – это экономическое поведение субъектов, которые по поручению владельцев обеспечивают правовой, экономический, организационный и иной контроль за ресурсами, функциональным называется экономическое поведение субъектов, извлекающих на договорной основе выгоду от использования ресурсов других лиц.

Производственное поведение связано с накоплением, концентрацией материальных, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения некоторых благ с фиксированными потребительскими свойствами и дохода от их обращения на рынке.

Выделяют два его подвида производственного поведения: производственно-организационное и производственно-трудовое.

Производственно-организационное поведение связано с организацией труда других людей, с объединением человеческих ресурсов в рамках функционирования конкретных предприятий, организаций, фирм.

Производственно-трудовое поведение представляет собой профессиональные действия многих людей, включенных в трудовой процесс и реализующих различные модели трудового поведения.

Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации и др.) на рынке на основе учета и сравнения их стоимости. Способы обмена обусловлены находящимися в обороте ресурсами, механизмами ценообразования, компетентностью субъектов обмена, правовой базой, покупательной способностью населе- ния и другими факторами.

Важнейшими функциями коммерческого поведения выступают:

– поиск производителей и включение новых товаров и услуг в ры- ночный оборот;

– формирование инфраструктуры рыночного обмена;

– сохранение потребительских свойств экономических ресурсов в процессе их передачи от производителей потребителям;

– передача прав собственности на товары в процессе их перемещения по каналам рынка;

– предоставление гарантий в процессе движения товаров.

Потребительское поведение связано с извлечением из товарного оборота экономических благ и присвоением их полезных свойств с целью удовлетворения тех или иных потребностей.

В рамках потребительского поведения выделяют следующие процессы: поиск потребительских благ на рынке и вне его, приобретение благ, рациональное их использование и хранение, выбор потребительских приоритетов и дозирование потребления во времени, построение оптимальных потребительских бюджетов и др.

Белорусский социолог О. В. Кобяк предлагает рассматривать экономическое поведение как «выбираемый человеком способ зарабатывания денег» и выделяет несколько способов такой поведенческой активности:

– наемный труд – выполнение заданных функций за условленное вознаграждение;

– предпринимательство – инновационная деятельность и поведение;

– франчайзинг – приобретение лицензии и осуществление хозяйственной активности в уже апробированных видах деятельности (рестораны «Мак-Дональдс»);

– фондовая биржа – извлечение дохода посредством операций с ценными бумагами;

– реализация индивидуальных способностей (использование таланта);сетевой многоуровневый маркетинг (экономическое поведение дистрибьютора).

В экономическом поведении встречаются и девиантные его проявления. Девиантным называют поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, которые или нарушаются, или отвергаются. К девиантному экономическому поведению относят широкий круг явлений, обозначаемых как деятельность в теневой, скрытой, неофициальной, «серой» экономике, в том числе нелегальную, полулегальную и криминальную экономическую деятельность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: