Понятие и значение криминологии

ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ КРИМИНОЛГИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРИМИНОЛОГИИ

Понятие и значение криминологии.

Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen – преступление, и греческого logos – учение. Дословно – учение о преступлении, а в широком смысле – о преступности. Итак, наиболее простое определение данной области познания следующее: криминология – учение о преступности и связанных и с ней явлениях.

Преступность издавна является спутником человечества. Вред от нее настолько велик, что избавление от этого проявления социального зла практически всеми людьми и во все времена рассматривалось как величайшее благо.

Уже в глубокой древности философы подметили: чем справедливее государственное устройство, тем меньше в такой стране преступлений. Так, монарх Древней Руси князь Владимир в годы неурожаев приказывал развозить по стране подводы с хлебом, чтобы крестьяне от голода не уходили в леса и не объединялись в разбойничьи шайки.

Ряд мыслителей полагал, что ключом к решению проблемы преступности является жестокость. Поэтому наказания приобретали не просто мучительный, но и публично-изуверский характер: четвертование и колесование на площадях, распятия и виселицы вдоль дорог. Например, в Германии в средние века казнили столько людей, что не хватало веселец и пеньки для веревок. Однако лес уничтожить удалось, а преступность – нет. Еще один интересный факт: наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан. Таким образом, по мере усиления жестоких мер реагирования на нарушения закона росла и преступность.

С ростом преступности появилась уверенность в том, что помимо жестоких карательных мер не обходимы и иные способы воздействия на преступность. Начало формироваться представление о преступности не как о группе людей со злой волей, а как о целом пласте социальной жизни, болезни общества. Все острее стала проявляться потребность в формировании системы мер разрушающего воздействия на это явление. В процессе поиска путей и способов избавления общества от преступности постепенно формировалось специальное научное представление, зарождалась наука криминология.

В виде самостоятельной отрасли знаний и концепции борьбы с преступностью криминология существует менее двух веков. Хотя ряд суждений о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются в трудах римских и греческих мыслителей, как и в трудах мыслителей XVI-XIX вв., но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.

Раздумья о том, что же это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых: философов, историков, правоведов. К ним так же присоединились ученые других специальностей: больше всего медики, особенно психиатры и психологи. Каждый ученый видел проблему преступности и преступника соответственно своей специальности и создал «свою» теорию о ней, ее причинах, о людях, совершивших преступления.

Но ни одна из наук не охватила (да и не могла охватить в силу своей специфики) проблему преступности в целом. Но их развитие подвело к возникновению специальной науки, которая, изучает преступность как явление, существующее в обществе, связанное с другими специальными явлениями, имеющими свои закономерности возникновения и развития, требующее специфических и многообразных форм борьбы с ним. Такой наукой стала криминология.

Нельзя не отметить, что до сих пор существуют точки зрения, отрицающие не только самостоятельность криминологии в качестве общетеоретической науки о преступности, но и как науку вообще. Ряд ученых полагает, что криминология – часть уголовного права либо часть социологии.

Вопрос о понятии и природе криминологии является спорным в зарубежной криминологии. Так, англосаксонская система криминологии считает ее отраслью социологии и потому преподается она в социологических, а не в юридических колледжах. Континентальная доктрина рассматривает криминологию как междисциплинарную между общественными и естественными наукам. В итальянской науке акцент делается на биологическую сторону криминологии, во французской – на клиническую, связанную с психическими аномалиями. В Германии конкурируют два направления – биологическое и социологическое с преобладанием последнего.

Что касается определения криминологии, то различные исследователи дает его по-разному. Например, «Британская энциклопедия» определяет криминологию как научное изучение преступного поведения. Это изучение основывается на положениях таких научных дисциплин как биология, антропология, физиология, медицина, психиатрия, психология, криминалистика, социология, экономика, право и тюрьмоведение.

Опираясь на результаты исследований и теоретические положения смежных наук (уголовного права, социологии, психологии и др.), криминология специфическими методами решает специфическую задачу – поиск путей эффективного разрушающего воздействия на преступность, что определяет ее сущность как самостоятельной области научного познания.

Криминология многоаспектная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, правоприменителя, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.

Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах:

1) Мировоззренческом аспекте. Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.

2) Практическом аспекте. Криминология вооружает специалиста суммой определенных знаний и мнений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций; помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления; анализирует феномен случайного преступника, т.е. отвечает на вопрос - какая криминогенная ситуция-ловушка может сделать человека преступником и как следует себя вести, чтобы избежать этого; изучает обстоятельства, подталкивающие ребенка на криминальную стезю и упущения родителей, способствующие этому, а также возможность предотвращения подобного и т.д.

3) Эрудиционном аспекте. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии – в познании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например, ежегодно в нашей стране регистрируется порядка 2,5 млн. преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн. человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в процессе общения с разными людьми, аргументировано оспаривать неверные суждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: